"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 7 (12350), вторник, 21 января 2003 г. |
Письмо зрителя и почитателя таланта к создателю бессмертных образов Ленина на сцене и в кино, народному артисту СССР, Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и Государственных премий Кириллу Лаврову. Я долго сомневалась, писать ли мне это письмо в адрес искренне любимого и почитаемого мной человека, талант и судьба которого вознесли его в советское время на самую вершину общественной и государственной деятельности, а личная скромная жизнь, готовность помочь человеку в беде, принципиальная нравственная чистота обеспечили всенародную любовь и доверие. Но вопрос: «С кем вы, Кирилл Юрьевич?!», не дает мне покоя и, думаю, также тягостен для многих прежних его почитателей. Накануне перестройки — предвестницы нынешнего краха нашей страны, в очередную годовщину памяти Владимира Ильича Ленина, вы, Кирилл Юрьевич, помнится, в одной из своих статей призывали каждого соотечественника «быть смелым, смотреть правде в глаза — и в политике, и в народном хозяйстве, и в науке, и в искусстве, — этому учил нас Ленин». И сами следовали этому призыву. «Одна из сокровенных задач русского искусства — принять чужую боль, как свою». Это тоже ваши слова, и говорили их вы тогда, когда наше Советское государство было на подъеме. Как созвучен был строй ваших мыслей с образами созданных вами сценических героев — ваших и моих современников — Сергея Королева и Юрия Гагарина, морского офицера Часовникова, Алексея Лапина, симоновского военного журналиста Синцова, рабочих, колхозников, парторгов, следователей... А сейчас?! Если они спросят нас, как спросят наши с вами внуки: «Как могло такое случиться с нашей страной? Почему мы не боролись, почему смолчали и согласились на позорный невиданный разор?» Что скажем? Вспомните ваши размышления о молодом Ленине в спектакле «Защитник Ульянов»: «... он принадлежал к той части русской интеллигенции, которая без всякой печати мессианства шла на жертвы, лишения, смерть ради освобождения народа от царизма, ради полного раскрепощения человеческой личности. Исключительность Ульянова состоит лишь в особой остроте мышления, спрессованной жажде справедливости...» И далее в других работах: «Работа над образом вождя дала мне возможность почувствовать, что такое идеал коммуниста и идеал человека... Перечитывая заново страницы жизни Владимира Ильича, мы хотим, чтобы, выходя из театра, каждый испытывал духовное очищение». К духовному очищению призываю и вас, Кирилл Юрьевич. Потому что никак не могу согласиться с линией вашего поведения и позицией, которую вы заняли в наше проклятое лютое время. Нет, вы — не злобствующий политик, СМИвещатель типа Сванидзе и желчно-ненавидящего Басилашвили, не провокатор, не вор, не карьерист, поднимите когда-то гордую, красивую свою голову, распрямите плечи, посмотрите в глаза своему обездоленному страдающему народу, отвратите от себя позор приклееных вам клейменым разрушителем СССР Горбачевым на недавнем вашем 75-летнем юбилее его оскорбительно-циничных поздравительных слов: «Дорогой Кирилл Юрьевич! Ты — человек, художник и гражданин на все времена (?!), при любой погоде(?!) в Питере и Москве. Ты идешь правильным путем... перестройка будет жить! Мы создадим (?!) общество порядочных (?!) людей. Не надо торопиться... Все впереди!» И вы не оскорбились, слушая все это от гробовщика СССР, благодарили и обнимали его?! Как же страдали в это время, разуверяясь в вас все больше и окончательно, ваши бывшие почитатели! Помните, вы цитировали Максима Горького: «Наша цель — возбудить в сердцах юношества социальный романтизм, настроение любви и доверия к жизни, к людям... Человек ответственен за все грехи на Земле, точно так же, как ему слава за все прекрасное в жизни». Неужели нынче вы думаете по-иному?
О. Василевская.
|