"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 09 (12352), суббота, 25 января 2003 г.

 

УЧИТЕЛЬ КОНТИНЕНТА

 

К 150-й годовщине со дня рождения Хосе Марти Переса,
почитаемого в испаноговорящей Америке,
как революционер и мыслитель мирового маcштаба

     Недавно на встрече с университетской аудиторией двое молодых людей лет двадцати попросили меня написать о Хосе Марти. Они говорили, что мало знают о жизни и деятельности этого кубинского мыслителя, и, хотя они напевали некоторые из его стихов, вошедших в популярную кубинскую песню «Гуантанамера», они хотели бы представлять себе более широко его жизнь и деятельность.

     Я подумал, что действительно с каждым днем становится все более необходимым знать, кем же был тот человек, которого никарагуанский поэт Рубен Дарио назвал Учителем, предтечей латиноамериканского модернизма, считающимся одним из наилучших прозаиков его времени в испанском языке, публицистом, способным вникнуть, разобраться и высветить все новое, что проявляется в науке, культуре его эпохи; выдающимся критиком в искусстве, а прежде всего организатором Кубинской революционной партии и последней войны за независимость Кубы от испанского владычества.

     Чтобы показать, каким образом он пришел к столь высокому пониманию проблем и ответам на вызовы XXI века в Ибероамерике, припомним, как олицетворение этой парадигмы культуры и политики в Латинской Америке прошло путь своего становления и достигло величия, того человека, которого чилийская поэтесса Габриела Мистраль назвала «самым чистым образцом латиноамериканца».

     Марти вобрал, сосредоточил в себе лучшее из культуры испанского происхождения, переработал, придал американский характер и поднял на всемирный уровень. Эта связь между американским и всемирным основывается у Марти на принципе: «Пусть будут в наших республиках подвои, привитые от всего мира, но ствол древа должен быть нашим, наших республик».

     Он был поэтом, проложившим новое русло, тонким и глубоким любителем слова и красоты, чувствительным и страстным в поисках познаний человечности, провозгласившим в «Простых стихах» свою решимость посвятить свою судьбу беднякам этой земли.

     Я — человек из простых,
     Оттуда, где высятся пальмы.
     До смерти ж хочу мой стих
     Выдохнуть, словно псалмы.

     Я родом, считай, отовсюду,
     И всюду, как свой, ступаю:
     В искусстве искусством буду,
     В горах я горой бываю.

     Коль скажут, что я ювелир,
     Так лучше взять украшенье.
     Искренний друг мне кумир,
     Дороже любви, священней.

     Марти был учителем, журналистом, политическим бойцом, который без устали учился, читал, писал обо всем человеческом, что происходило в мире в его время, а также на темы истории, очерки из жизни разных народов Европы, в том числе, разумеется, его чудесные описания, впечатляющие страницы, рассказывающие о русской душе, которые мы перечитываем с волнением и восхищением.

     Почести, возданные им русскому поэту в статье «Пушкин: Памятник человеку, открывшему путь к российской свободе», породили следующие его слова: «Пушкин пробудил народ, поднял нацию... народ, который он пробудил, стал действительно народом».

     В заключение этой статьи, богатой похвалами, а также и критикой, обращенными к политической обстановке той эпохи, Хосе Марти написал: «...он не может быть забыт. Он обладал великим красноречием, удивительной литературной плодотворностью, определенностью принципов, здоровой любовью к истине и неподдельным чувством природы».

     Хосе Марти знакомится с российской живописью того времени. В 1889 г. в Нью-Йорке он написал статью: «Выставка живописи русского художника Верещагина», в которой он говорит о живописце и обращается к теме русской души. «...Верещагин, как всякий человек, обладающий настоящей силой интеллекта, при достижении зрелости стремится к широте и символичности. Вид казни будоражит, останавливает и взрывает у него кровь в венах; и он будет писать так, как он это видит или как если бы он это видел...».

     Это был кубинец, способный создавать наилучшие образцы в испанской литературе с детальными описаниями от событий в Чикаго до самых выдающихся мировых научных открытий, с которыми он знакомился.

     Идейное наследие, которое он получил от созидателей кубинской нации Феликса Варелы, Хосе де ла Лус-и-Кабальеро и особенно от его учителя Рафаэля Марии де Мэндивэ, вместе с приобретенной им широкой культурой привели его к развитию и обогащению самых передовых идей его времени в политике и культуре. От скитаний по миру он оставил несравненные свидетельства в своей журналистике, в своей поэзии, очерках и особенно в точном анализе его сочной и яркой публицистики.

     Когда Отец кубинского народа Карлос Мануэль де Сеспедэс поднимается на борьбу против испанского колониализма в Ла-Дэмахагуа 10 октября 1868 г., Марти было всего 16 лет, и он тогда уже написал памятные стихи, рожденные чувствительностью высокой культуры и любовью к свободе.

     Мама, пусть по мне твоя любовь не рыдает:
     Если раб моих лет и моего убеждения
     Сердце матери в муках шипами терзает,
     Вспомни: в шипах и цветов есть рождения.

     Вместе со своим дорогим другом Фермином Вальдесом Домингесом он подписывает осуждающее письмо, адресованное одному его соученику, отступившемуся от борьбы за независмость Кубы. Письмо было перехвачено, и оба автора были арестованы. Марти берет всю ответственность на себя, и его приговаривают к заключению в кандалах, следы от которых остались на всю жизнь. Впоследствии он был депортирован в Испанию. Ему всего 17 лет, но он уже приобрел достаточно знаний, чтобы написать «Политические заключенные на Кубе».

     В Мадриде он получает высшее образование и блестяще заканчивает Университет Сарагосы. На Пиренеях он стал свидетелем события, которое пролило свет на его революционное формирование: становление первой испанской республики, которой он посвятил в 1873 году комментарии, опубликованные в прессе и в его работе «Испанская республика перед лицом Кубинской республики».

     Постоянные скитания в ссылке, в которой прошла наибольшая часть жизни Марти, способствовали развитию универсальности его взглядов. После того как он покинул Испанию в 1874 г., последовали переезды, включившие в себя Париж и Нью-Йорк, а затем он поселился в Мексике — стране, где он впервые вошел в контакт с индейским населением. Эта впечатляющая встреча положила начало непосредственному познаванию стран, которые он назовет впоследствии «Нашей Америкой». Он обогащает свой опыт далее в Гватемале в 1877 и 1878 годах.

     На несколько месяцев вернулся в Гавану после окончания Великой войны (1868—1878 гг.), известной так же, как Десятилетняя война, в которой были не только высшие проявления эпохи славы, вошедшие в вечную и волнующую память, но также стало очевидным, что для руководства будущей борьбой нужны были другие деятели и другие методы. Вооруженная борьба требовала политического гения, интеллектуального таланта самого высокого уровня, человека действия, страстности и воображения. Все это воплотил в себе Хосе Марти.

     После того краткого пребывания Марти на Кубе его снова депортируют в Испанию. Затем ему удается выехать в Нью-Йорк. Проведя несколько месяцев в этом американском городе, он переехал в Венесуэлу, в столице которой он поселился и глубже познакомился с заветами Симона Боливара, этого выдающегося деятеля, которого он так почитал и чью борьбу он решил продолжать. Он почувствовал себя его сыном и должником и взволнованно написал: «О Боливаре можно говорить с горы, как с трибуны, или среди раскатов грома и вспышек молний, или перед единением свободных народов в одном кулаке, при обезглавленной тиранни, поверженной к ногам..!»

     В Мексике, Гватемале и Венесуэле он установил связи с кругами богатого мира латиноамериканской культуры. Если на Кубе он знал негров, находившихся под гнетом рабства, то в этих странах он познакомился непосредственно с индейцами, что еще больше укрепило его в антирасизме.

     «Я сын Америки: я ей принадлежу», написал Учитель, покидая Венесуэлу в 1881 г. и направляясь в Нью-Йорк, откуда он продолжил свои борения за латиноамериканское единство.

     Напоминая его знаменитое «Родина — это человечество», было бы уместно сказать, что Марти занимался политикой ради всего человечества. Он делал это с ясным пониманием ее всемирного значения, с изысканностью в методах, с непреклонной твердостью в определении целей, с чрезвычайно реалистичным предвидением опасностей и ограничений и с решительной, спокойной и героической страстностью в их преодолении.

     Это своеобразное сочетание качеств в привилегированном интеллекте, обладющем широкой культурой, в привлекательной личности с даром убеждения сделало Марти единственным кубинцем, способным объединить и спаять движение, организовать его в одну партию, сплотить в единой армии все силы кубинского народа для борьбы за его освобождение.

     Он вел напряженную деятельность в идеологической области для объединения всех волеизъявлений во имя дела независимости и осознания опасностей, которые ей угрожают. «В мыслях эта война больше, чем ведущаяся против нас, — заявлял он, — выиграем ее у мыслей».

     Направлять войну, руководствуясь политическими критериями, было единственным способом победить в ней. Необходимо было найти конкретные формы организации армии, средства для оказания помощи ей и для ее распространения на всю территорию. Для этого требовалось объединить все воли в одной плотной связке под единым руководством. С этой целью он основал Кубинскую революционную партию, первую, созданную в Америке, для организации и руководства войной против колониализма и за независимость.

     Даже в условиях напряженной политической и пропагандистской деятельности Марти проявлял трогательную чувствительность и нежность по отношению к детям, и он уделил специальное внимание теме воспитания. Он написал и в 1882 г. опубликовал книгу стихов под названием «Исмаэлильо» (уменьшительно-ласкательное от имени Исмаэль. — Прим. перев.), посвященную его сыну, позднее, в 1889 г., он предпринял издание журнала для детей Америки «Золотой возраст».

     Во главе педагогических идей стоит его мысль: «Быть культурными — это единственный способ быть свободными», и в них устанавливаются передовые принципы, такие, как связь учебы и труда, цельность воспитания, научные методы в преподавании и особенно этическое и патриотическое воспитание.

     Борьба за независимость Кубы велась не только против испанского колониализма, но также и против неумеренности аппетитов Севера.

     Марти поселяется в Нью-Йорке в 1880 г., когда в США происходит экономический и промышленный подъем, и в это время там вспыхивали самые противоречивые страсти той эпохи. Тогда он утверждается в убеждении, что ключ к дальнейшей судьбе Нового Света находится на Кубе и в других странах Антильских островов. Марти живет в США до 1895 г., когда он возобновляет вооруженную борьбу за независимость. Эти годы (1880—1895) стали определяющими в формировании политического мировоззрения Марти. То была страна, в которой он прожил более всего времени после Кубы. Никто не писал с такой глубиной об истории Соединенных Штатов, их обычаях, достоинствах и недостатках, как это делал Хосе Марти. Появляется целая серия его сочинений под общим названием «Сцены американской жизни».

     В связи с Международной американской конференцией в Вашингтоне Марти провидчески предупреждал в 1889 г., что следовало бы уделять серьезное внимание заинтерсованности Соединнных Штатов в распространении ее влияния в Америке, их стремлению к завладению Кубой и всем регионом Антильских островов с целью укрепления их собственной державной мощи в мире. Тогда, почти целый век назад, он настаивал на необходимости того, чтобы американские народы заявили о своей второй независимости перед лицом ненасытных аппетитов американской империи. Выдающееся место занимает и его дипломатическая деятельность в Соединенных Штатах, где он сначала представлял Уругвай в качестве его генерального консула в Нью-Йорке, а позже — Аргентину и Парагвай.

     В своей жизни революционера и мыслителя он сумел слить в своем характере и интеллекте научность, здравомыслие и качества человека действия. Все это основывалось на его этических взглядах, ибо Марти был до мозга костей высокоэтичным человеком, обладавшим культурой, в которой нашел свое выражение христианский образ мыслей и чувств в самом чистом и своеобразном виде. Он говорил: «На кресте умер человек однажды, и на кресте человек должен научиться умирать каждый день».

     Чувство собственного достоинства Марти привело его на поле сражения, хотя он и не был воином; он был убежден, что война была объективной необходимостью для достижения независимости Кубы, и он понимал, что должен был учить на собственном примере. «Истина, желающая вести за собой, — утверждал он, — должна вставать в кавалерийский строй, чтобы ее уважали те, кто умеет умирать». В этом заключается трагедия его гибели в Дос-Риос 19 мая 1895 г., вскоре после начала войны, которую он подготовил и к которой призывал. В этом состоит сущнсть его воспитательной силы, решительное доказательство его последовательности в жизни.

  Альфредо Ниевес Портуондо,
советник Посольства Республики Куба.

 


В оглавление номера