"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 11 (12354), 30 января 2003 г.

 

Выбор в пользу достоинства

 

Учителя Приамурья протестуют

     После нескольких лет относительного забастовочного затишья учительство Амурской области вновь поднимается на защиту своих законных прав. Педагоги устали от того, что каждый новый учебный год сопровождается для них изнурительным ожиданием скудной заработной платы. Еще осенью, как только образовалась новая задолженность по зарплате, прекращали занятия учителя двух школ в поселке Возжаевка. И вот начало 2003 года отмечено новыми акциями протеста.

     На этот раз первыми выдвинули требования погашения задолженности по заработной плате коллективы Марковской и Сергеевской школ Благовещенского района. Вскоре акции протеста охватили и весь Михайловский район, где наибольшую активность проявили учителя сел Дим и Воскресеновка. Использовались при этом различные формы протеста, включая прекращение проведения уроков и объявление голодовок.

     Характерным признаком нынешних акций стало то, что они вспыхнули в условиях, когда задолженность по зарплате составила 2—3 месяца. Таким образом, она не достигла тех астрономических масштабов, что памятны по временам Ельцина. Однако реальный вес этой зарплаты стал таким, что даже минимальная задолженность превращается в настоящую катастрофу для семейного бюджета. И не случайно главным центром протеста становятся сельские школы. Здесь, на селе, возможность дополнительного заработка сведена к нулю. Тоже репетиторство (в нормальном смысле этого слова), которое выручает городских педагогов, практически исключено из-за безденежья в семьях учеников. Женщины, составляющие абсолютное учительское большинство, говорят, что, если село находится вблизи города, тогда еще можно рассчитывать, что мужья найдут способ подзаработать. А если до города 80, 100, 300 километров?

     При этом встречи с учителями, проведенные в ряде коллективов, свидетельствуют и о другой важной тенденции. Сельский учитель поднимает сегодня голос в защиту своих прав не только от материальной безысходности и финансовой нужды. Люди начинают, наконец, вновь вспоминать о таком понятии, как человеческое достоинство. Вопрос ставится ими так: неужели мы должны терпеть это издевательство, когда государство не готово выплачивать вовремя и без того невысокую заработную плату? Зарплату, порой напоминающую насмешку над здравым смыслом. Они считают это положение унизительным и не хотят с ним мириться.

     Завуч одной из школ рассказывала, как нервничали ее коллеги, слыша звонок на урок в дни акции протеста. Долг Учителя звал их в классы, к своим ученикам, и они страшно переживали, оставаясь в учительской. Однако достоинство Человека требовало бороться за свои права. Разве это учитель виноват, что его поставили перед выбором между этими понятиями, между учительским долгом и человеческим достоинством? И разве не прав учитель, делая выбор в пользу достоинства человека и гражданина? Разве урок по предмету важнее урока жизни? И разве не в том состоит главное предназначение Учителя, чтобы подготовить ученика к жизненному пути?

     И вот еще одна характерная деталь. Даже в этой ситуации учительского протеста жизнь сельской школы не замирала. Ученики также приходили на занятия. Эти занятия для ребят помладше проводили старшеклассники. И разве этот пример солидарности подростков со своими педагогами не означает, что их хорошо учили? Похоже, эти ребята готовы достойно пройти свой жизненный путь. Остается надеяться, что ничто не сломает их на этом пути.

     Мы сознательно обходим названия школ, где довелось побывать. Из рассказов учителей мы слышали не только примеры, достойные восхищения, но и о том, какие методы используют иные ретивые администраторы для давления на забастовщиков, как пытаются раскалывать коллективы, как стремятся сталкивать одну его часть с другой.

     Что же можно противопоставить этому? Только настойчивость, солидарность и массовость при проведении подобных акций. В таких условиях разного рода раскольникам и любителям административного нажима будет значительно сложнее делать свое недоброе дело.

     Но солидарность важна не только внутри учительского сообщества. Педагогам необходима поддержка и других сил. Именно поэтому Амурский обком комсомола выступил с заявлением в поддержку требований учительства области. В случае возобновления акций протеста комсомольцы готовы приступить к сбору подписей поддержки учителей среди студенчества и организовать комитет солидарности с протестующими.

     Какова же ситуация в Амурской области на сегодняшний день? Пока региональные власти смогли лишь частично удовлетворить требования учительства. Акции протеста приостановлены, но коллективы ждут выполнения требований в полном объеме. Требования таковы: до 1 февраля вся задолженность по заработной плате должна быть покрыта; до 15 февраля учителя ждут выплаты зарплаты за январь. В случае невыполнения этих требований многие школы готовы немедленно продолжить борьбу.

  Дмитрий Новиков,
секретарь ЦК СКМ РФ.
Благовещенск.

 


В оглавление номера