"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 13 (12356), 4 февраля 2003 г.

 

Время отдавать долги

 

Если Путин останется президентом, а «Единая Россия» будет продолжать править бал и в новой Думе, то нашим гражданам не дождаться возвращения потерянных в 1992 году вкладов

     Сегодня мы вновь обращаемся к проблеме возвращения денежных вкладов населения в Сбербанке, потерянных в результате действий «демократического» Российского государства в 1992 году. Делаем мы это, во-первых, потому, что данный вопрос является одним из наиболее острых и болезненных, продолжающих волновать миллионы российских граждан. Можно уверенно утверждать, что среди бесчисленных преступлений, совершенных за последние 12 лет «демократическим» режимом против своего народа, это — первое по счету широкомасштабное ограбление населения — остается незаживающей раной на теле российского общества. Подтверждение этому мы видим хотя бы в результатах опроса населения по итогам 2002 года и основным ожиданиям на 2003 год, проведенного Центром международных социологических исследований (ИСОМАР). Напомним, что эти результаты были опубликованы в предновогоднем номере «Советской России». Так вот, согласно им, рекордное количество от общего числа опрошенных граждан нашей страны — 93 процента — на первое место среди законов, которые, по их мнению, следовало бы принять Госдуме в 2003 году, поставило закон о сохранности вкладов населения.

     «Советская Россия» уже обращалась в декабре минувшего года к теме подготовки правительством законопроекта «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», который по идее должен был бы явиться первым шагом к введению реальных гарантий сегодняшних вкладов российских граждан как в контролируемом государством Сбербанке, так и в многочисленных коммерческих банках. За этим первым опять-таки должны были бы — если следовать предположению, что нынешняя российская власть действительно заботится об имущественных правах граждан — последовать столь же реальные шаги по началу возмещения гражданам потерь тех самых «дореформенных» вкладов в Сбербанке, понесенных в результате чудовищной инфляции, спровоцированной безответственными и преступными действиями команды Ельцина—Гайдара в 1992 году. Вместо этого, напомним, в правительственном законопроекте ни о какой ожидаемой населением сохранности вкладов речь не идет, поскольку кабинет Касьянова—Кудрина—Грефа, попросту говоря, заложил в него потенциальную возможность объявления Сбербанка — вновь, как и в 1992 году, — фактически неплатежеспособным банкротом; тем самым за государством заранее резервируется право сбросить с себя в недалеком будущем всякую ответственность за сохранность основной части сбережений российских граждан.

     Что же касается возмещения тех, «гайдаровских», потерь в Сбербанке, то об этом нынешняя власть по-серьезному вообще речи не ведет: ну, нет, мол, у нее денег для своих собственных граждан — и все тут. Это еще раз стало очевидным в ходе того самого «телемоста», во время которого президент В.Путин общался с гражданами 19 декабря, и именно это является второй причиной, по которой народно-патриотическая оппозиция считает своим долгом обратиться к данной проблеме и предложить пути ее решения.

     Действительно, во время своего «державного» общения «с народом» в ответ на прямой вопрос пенсионерки из Новгородской области о том, «будут ли, и если да, то когда возвращены денежные вклады 1989—1991 годов», президент ответил предельно четко — просто в духе своих тайных экономических советников от СПС: «Если мы сегодня попытаемся вернуть все долги по этим вкладам, мы просто обрушим экономику». Поразительно, но отчего же одновременно при этом так называемым западным «партнерам» (а точнее говоря, хозяевам) стремятся вернуть именно «все долги», причем как можно скорее и не боясь «обрушить экономику»? Наверное, именно потому, что они — хозяева, и ждать с выплатой долгов (понятное дело, с учетом процентов), которые понаделали Горбачев и Ельцин, не желают. Согласно последним опубликованным данным, Россия в прошедшем, 2002, году выплатила зарубежным кредиторам 14,2 миллиарда долларов, в нынешнем, 2003, году эта сумма возрастет до 17,2 миллиарда долларов. Как видим, для «друга Джорджа» и для «друга Тони», планирующих очередной международный разбой — на сей раз в отношении суверенного Ирака — и потому срочно нуждающихся в деньгах из каких угодно источников для проведения своей бандитско-террористической политики, средства находятся. Даже в условиях нищенского 70-миллиардного федерального бюджета, который остался в распоряжении государств после учиненной абрамовичами и ходорковскими «прихватизации» общенародного добра.

     Повторим еще раз: в этом случае путинское государство не боится «обрушить экономику», рассчитываясь в приоритетном порядке с внешними кредиторами в ущерб внутренним, то есть собственным гражданам. Сравним эти цифры с теми, которые, по данным самого президента В.Путина, заложены в бюджет на компенсацию потерянных вкладов российского населения. В 2002 году на эти цели было отпущено 16,7 миллиарда, в нынешнем — 21,1 миллиарда. Только, простите, не долларов, а всего лишь российских рублей. Как видим, разница между выплатами кредиторам внешним и внутренним — примерно тридцать к одному. Вот вам и цена разрекламированного «реформаторами» «уважения демократического Российского государства» интересов собственных граждан. Между тем, государство, претендующее на право называться цивилизованным, обязано именно долг перед собственным населением считать своим главным долгом. Да и вообще: пора бы сегодня, на двенадцатом году так называемых «демократических преобразований», хотя бы начать отдавать эти долги.

     В условиях подлинно демократического — без всяких кавычек — и правового государства акцию такого масштаба и общественно-политического значения можно осуществлять только в одной форме — в форме принятия Федеральным собранием специальной программы или федерального закона о полной и безоговорочной компенсации вкладов населения в Сбербанке с условием их обязательной индексации. Причем последнее, то есть обязательное проведение индексации сумм, потерянных гражданами в 1992 году, является важнейшим условием расчета государства с ограбленными им же вкладчиками. Пусть эта программа будет долгосрочной, рассчитанной на годы вперед, — наши граждане должны осознавать, что последствия нашествия проамериканских «демократических» холуев на российскую землю по своим последствиям для экономики сравнимы с Батыевым нашествием, и в одночасье, мягко говоря, эти последствия не ликвидировать. Но такая программа должна быть — и в этом будет заключаться главная гарантия того, что государство объявляет свои внутренние обязательства перед гражданами основным политико-экономическим приоритетом.

     Еще раз обратим внимание читателей на один принципиальный и важнейший момент: в указанной программе (или федеральном законе) должен быть четко прописан срок, в течение которого высшая государственная власть берет на себя обязательство полностью погасить свои долги перед вкладчиками Сбербанка либо — это еще один важный момент — перед их законными наследниками, причем в случае с наследниками — в таком же полном объеме и без всякого жульничества (то есть без какого бы то ни было уменьшения причитающихся к выплате сумм). При этом, хорошо зная нравы и издевательское отношение российских «демократов» к собственному народу, необходимо сразу оговорить: срок полного расчета с ограбленными вкладчиками Сбербанка (или их законными наследниками) должен быть установлен не в 50 и даже не в 25 лет (в подленькой надежде, что за это время успеют уйти в мир иной несколько предшествующих поколений, прекрасно помнящих о долге «реформаторского» государства перед своими гражданами), а в куда более приемлемых рамках. Например, как это сегодня делает правящая в Молдавии Партия коммунистов Республики Молдова, первой на территории СНГ разработавшая специальную программу компенсации гражданам потерянных вкладов с индексацией. Программа рассчитана на 15-летний период, и ее действие начинается с 2003 года. А ведь это маленькая Молдова, не имеющая на своей территории нефтяных скважин, газовых полей, алмазных и золотых копий. В случае с Россией вполне можно было бы говорить и о более коротком сроке. Впрочем, подробнее о конкретных возможных путях погашения долгов перед вкладчиками Сбербанка, равно как и о молдавском опыте решения этого вопроса, мы поговорим особо.

     Так, повторим, должно быть. А теперь напомним читателям, что же вместо всего этого мы имеем в реальной жизни. Вот уже несколько лет российская власть ограничивается ежегодными так называемыми «предварительными компенсациями», выдавая, словно очередную подачку, максимум по одной тысяче сегодняшних рублей (то есть не более чем за тысячу советских рублей, лежавших на сберкнижке) гражданам старших возрастов. Именно на эти цели и были отпущены в федеральном бюджете 2002 года 16,7 миллиарда рублей, а в бюджете 2003 года — 21,1 миллиарда рублей, о которых говорил во время телемоста президент В.Путин. Однако, во-первых, система унизительных разовых подачек в виде «предварительных компенсаций», выдаваемых «повозрастно» в зависимости от настроения «доброго дяди»-государства, — это совсем не то же самое, что законодательно признанная и оформленная политика пусть постепенной, но полной компенсации всем российским гражданам их потерянных вкладов. А во время упоминавшегося уже выше своего выступления по телевидению В.Путин ничего не сказал о повышении уровня государственных обязательств перед гражданами по этому вопросу — следовательно, предполагается, что проводимая президентом и его окружением социально-экономическая политика и впредь не будет содержать никаких четко определенных обязательств перед российскими гражданами за возвращение потерянных ими вкладов в контролируемом государством Сбербанке. То есть, когда граждане получат не «предварительное», а основное возмещение, остается покрытым туманом и мраком. Ясное дело, это ведь не четкое обязательство перед олигархами-толстосумами относительно того, что «итоги приватизации пересмотру не подлежат»! В отличие от олигархов рядовые граждане переживут и так...

     Далее, президент и его правительство, равно как и послушное им думское большинство, ничего не говорят о конкретных сроках, в течение которых они намереваются рассчитаться с собственными гражданами. Напротив, во время все того же телемоста В.Путин просто издевательски — иначе не назовешь — пообещал своим избирателям расплатиться с ними «по мере роста экономики». Это сколько же лет может потребоваться, по Путину, в рамках проводимой им и его командой социально-экономической политики? Как следует из отчета правления Сбербанка РФ перед собранием акционеров, общая сумма вкладов граждан на 1 января 1992 года в Сбербанке на территории тогдашней РСФСР оценивалась в 440 миллиардов тогдашних же рублей. Даже если принять за основу для будущих расчетов нынешний 21 миллиард рублей, заложенный в федеральный бюджет на 2003 год, то получается, что для полного расчета потребуется еще более 20 лет. Для удобства подсчета прежними объемами выплат можно вообще пренебречь — настолько они были мизерными: например, в 1999 и 2000 годах гражданам «компенсировали» по 2 с половиной миллиарда рублей в год. Но даже пусть срок выплат, если следовать «оптимизму» Путину, составит не «более 20 лет», а просто 20 лет, — разве это приемлемо в условиях и без того нищенского уровня жизни большинства российского населения?

     Кроме того, расплывчатая президентская формулировка «по мере роста экономики» опять-таки не дает гражданам никаких гарантий того, что даже сегодняшние суммы выплат, равные 21 миллиарду в год, удастся «удержать» в последующие годы — а ну как цена на нефть рухнет, и никакого, пусть даже сегодняшнего «дутого», «роста экономики» вообще не будет?

     Наконец, последнее. Мы не случайно несколько раз выше подчеркивали формулировку «компенсация с обязательной индексацией». Наши граждане хорошо знают, что по своей реальной цене тысяча советских рублей, лежавшая на сберкнижке до 1991 года, просто несопоставима с тысячью сегодняшних, «путинских» рублей. А ведь именно максимум на такую тысячу вправе рассчитывать сегодня те, кто получает от государства пресловутую «предварительную компенсацию». И говорить, таким образом, надо не о компенсации гражданам упомянутых выше 440 миллиардов советских рублей в рублях сегодняшних, а только о компенсации с учетом индексации — и никак иначе. Но ведь ни президент, ни правительство, ни пропрезидентское большинство в парламенте, в котором правит бал «Единая Россия», ничего не собираются делать, чтобы это положение исправить, делают вид, что такой проблемы вовсе не существует. Поэтому граждане должны четко осознать: если в новой Думе, выборы в которую состоятся в декабре нынешнего года, вновь будет доминировать послушное Кремлю бесхребетное «центристское большинство» во главе с поднимающей по команде руки «Единой Россией», то на надеждах избирателей вернуть в обозримом будущем свои потерянные в 1992 году вклады с учетом справедливой индексации уже сегодня, то есть заблаговременно, можно поставить крест. Так что думайте, граждане, заранее, за какую партию вы будете ставить галочку в избирательном бюллетене, чтобы потом не винить чужого дядю за собственную глупость. Ч

     то же касается КПРФ, ее союзников по народно-патриотической оппозиции, то у нас есть что предложить обществу с целью начала реального решения данной проблемы уже сегодня. Подробнее об этом будет рассказано в следующем материале.

  Олег ЧЕРКОВЕЦ,
доктор экономических наук.

 


В оглавление номера