"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 14 (12357), 6 февраля 2003 г.

 

ВСЕ ПОРУШИЛИ И ДОБИВАЮТ

 

Экономисту Н.Шмелеву

     Самое интересное, что господин Н. Шмелев уже в который раз многократно повторяется. Подобные мысли и оценки он уже высказывал в годы, когда у всех на устах были термины «перестройка» и «ускорение». Тогда, на фоне устроенного горбачевскими перевертышами всеобщего дефицита, статья маститого экономиста о миллионах лишних тракторов, огромных количествах неиспользованных в производстве станков и механизмов, о низком качестве промышленной продукции многим казалась имеющей рациональный смысл, искренней болью за отечественную промышленность, желанием привлечь внимание к недостаткам.

     Однако давно уже стало ясно, для чего и по чьему заказу писались подобные «статьи» и «программы» «абалкиных», «шмелевых», «аганбегянов», «явлинских» и им подобных. Уже тогда их главной целью было оболгать, преуменьшить значимость достижений социалистической экономики, посеять сомнения в сознание советских людей в значительности достижений их трудовых коллективов, будь то заводы, колхозы, проектные институты, коммунальные предприятия, театры и киностудии.

     Подтекстом звучала в подобных выступлениях мысль об ущербности нашего образования, системы подготовки кадров, о неумении организовывать дело, о равнодушии к нуждам людей. В голову простого советского человека вбивалось одно понятие: «Куда уж вам, совкам, с суконным рылом да в калашный ряд».

     Никогда не соглашался и не соглашусь с подобным утверждением, поскольку опыт моей личной жизни говорит совсем о другом.

     Большую и лучшую часть своей жизни (1961—1997) я работал в ведущих на Урале проектных институтах. Прошел путь от чертежника до директора института «Фундаментпроект». Объездил практически все крупнейшие стройки страны.

     Работал с крупнейшими специалистами лучших проектных институтов России, руководителями главков, заводов, трестов. Не понаслышке, не по газетным информациям знаю, как поднималась страна, как росли и мужали ее кадры, как гордо нес народ эстафету победителей фашизма.

     Теперь немного прозы и конкретики. Проектный институт по проектированию оснований и фундаментов «Фундаментпроект», где я проработал более 30 лет, создан в г. Орске в 1960 году как отделение Московского института в целях приближения проектных организаций к объектам проектирования и строительства. Очень грамотно было выбрано место для подобного объекта, и вот почему. В это время интенсивно строились и модернизировались металлургические комбинаты в Свердловске, Челябинске, Магнитогорске, Новотроицке, интенсивно разрабатывались различные месторождения полезных ископаемых в Рудном, Темиртау, Гае, Кемерове, строилось огромное количество жилья для рабочих. Только в самом Орске, который к началу века имел пару кожевенных предприятий и салото-пенный заводик, были построены в пятидесятые — шестидесятые годы 6 дворцов культуры, драмтеатр, новые корпуса пединститута, филиал заочного Политехнического института, великолепный Дворец спорта, больницы, профилактории, десятки школ и детсадов. На центральной улице города стоят красивые помпезные дома сталинской эпохи, на фронтонах которых обозначены интересные даты: 1952 год, 1954-й и так далее. То есть еще не успела страна оправиться от военного разора, а уже для народа строились дворцы культуры. Мы смело смотрели в будущее, понимая, что только благодаря нашим рукам и стараниям оно будет прекрасным.

     Вместе со всей страной рос и мужал наш институт. Уже в 1965 г. был построен жилой дом с встроенными производственными помещениями; в 1974 г. — еще один дом, в 1985 г. была введена в строй производственная база. Таким образом, в течение двух лет нуждающихся в получении жилья в нашем коллективе уже не было!

     С каждым годом увеличивались объемы проектно-изыскательских работ, крепли и совершенствовались кадры. Мы всегда помнили великую сталинскую фразу: «Кадры решают все!». Как в заводском производственном коллективе вели специалистов от станка к должностям бригадира и мастера, так, проходя через подготовку в техникуме и вузе, далее — через руководство цехом, участком, технологической линией — росли наши специалисты.

     Придя в институт чертежницей со школьной скамьи или после ПТУ, молодая девушка знала, что непременным условием ее работы у нас будет бесплатное заочное обучение в институте или техникуме по ею же выбранной специальности. В то же время были и жесткие требования, и помощь со стороны лучших специалистов, и техучеба на рабочих местах. Такая практика убедительно доказала, что это самый эффективный и лучший путь к высокому профессионализму. Даже окончившего отлично вуз юношу приходилось на практике учить рационализму в принятии решений, работе с нормативной литературой, умению жить интересами коллектива. Настоящим проектировщиком инженер становился только через 3—5 лет работы в коллективе. И в это же время формировались подразделения — отделы, лаборатории, коллективы изыскательских партий, где прилагали свои силы молодые кадры. Такой подход к развитию молодого проектного института обеспечил его становление, упрочил его авторитет, помог создать профессиональную элиту специалистов в области оснований, сложных фундаментов (сваи, плиты, заглубленные помещения, щитовые проходки тоннелей на больших глубинах) в области инженерной геологии и гидрогеологии.

     А как рос уровень подготовки собственных кадров! За 30 лет работы нашего института 37 сотрудников окончили вузы, более 30 получили среднетехническое образование. Взаимодействие, товарищеская помощь, бережное отношение к молодежи, гордость за коллектив, уверенность в своих силах — все это мы вместе стремились и создавать, и поддерживать.

     Да, мы были настоящими советскими людьми, пусть со скромной зарплатой, без предметов роскоши в повседневном быту, но с уверенностью в завтрашнем дне, с коллективными походами на лучшие советские фильмы и в театр, с любимыми песнями за столом и заботой о молодом поколении. Безусловно, мы не были равнодушны к тому, что происходит в мире вокруг нас, нам хотелось добиться в своей жизни еще более высоких стандартов: большего материального благополучия, более просторного жилья, больших возможностей посмотреть мир. Мы стремились к этому и были уверены: все впереди, мы сами делаем свое будущее, оно не за горами... Все так и было бы, если бы не горбачевская «перестройка», нацелившаяся на реставрацию капитализма и вновь отбросившая рабочего человека с его интересами на задворки истории.

     Господин Н. Шмелев, никакой вы не экономист. Вы ровным счетом ничего не понимаете в социалистической экономике — экономике, работающей на интересы человека, на укрепление могущества страны, для светлого будущего всех людей. Несмотря на некоторые недостатки (мы ведь были первыми на планете, неужели это трудно понять?), экономика СССР была экономикой созидания, экономикой будущего, примером для всего мира.

     Уверен, никакого экономического застоя по большому счету не было. Просто вам, апологетам новой идеологии, необходимо было посеять в наших умах хаос и неуверенность в выбранном пути. Когда мы по-настоящему оценим эти так называемые годы застоя, то увидим, что в это время мы качественно накапливали силы для резкого рывка вперед, в замечательное будущее, а вот такие, подобные вам «экономисты», помогали подлецам и предателям разрушать великую державу, уничтожать труд миллионов людей.

     Я не знаю, где вы, господин Н. Шмелев, получили образование, в каком коллективе формировались как личность. Но, читая ваши разлагающие последние надежды статьи, испытываю стыд за то, что вы подписываете их научными званиями, пытаетесь учить людей, прошедших настоящую жизненную школу, сохраняющих лучшие традиции советских людей. Чему вы можете научить нас? Предательству и заискиванию? Передергиванию фактов и манипулированию ими? Вряд ли вам это удастся, поскольку нам пока есть еще с чем сравнивать сегодняшнюю разоренную, в том числе и вами, Россию...

  Э.ЗАВЕРТКИН,
инженер-строитель.
Орск, Оренбургская область.

 


В оглавление номера