|
||
Отечественные записки
Старец Зосима отправил Алешу Карамазова в мир, благословил на жизнь в миру. Потому что жить в миру не легче, чем в монастыре. Жить, оставаясь человеком и неся свой крест. Вот мир духовный: лики святых, Божьей Матери, Спасителя. Вот рублевская «Святая Троица», архангел Михаил, архангел Гавриил. Где мы? Мы с вами, дорогие читатели, на выставке «Память веков» Ирины Загоруйко и Дмитрия Парушкина в Историко-художественном музее в городе Бердске, что близ Новосибирска. И.Загоруйко — автор перечисленных образов. Они — создания ее рук, души и техники иконописных канонов. Это — иконы из дерева, выполненные ею в манере неглубокой резьбы, традиционной для православия. И вот другой мир: земной, наш. Вместе со своими могучими предками мы идем осваивать Сибирь (триптих Парушкина «Сибириада»). Мужественные, грубоватые и одухотворенные лица. Это наши прапрадеды. Сильные, смелые, свободные. Люди, привязанные к клочку земли, к нажитому скарбу, не сорвутся и не пойдут на невиданные трудности и лишения. Без веры в высшую необходимость, без огня в сердце такие перемещения народа невозможны. Вот почему крест — главный образ на центральной доске триптиха. И орел — символ российской государственности. Тогда в душах наших предков не было двойственного отношения к своему государству. Тогда еще наше государство было под благословением сверху. Полуразрушенная государственность наша — не следствие ли этой связи земли и неба? Через одного ли царя-батюшку осуществляется эта связь? Да через нас с вами! Зачастую не уважающих свою армию, милицию, власть, себя, свою историю. Через нас с вами, совершенствующихся в миру, плодящихся и размножающихся (сейчас — вымирающих), работающих в поте лица своего, радующихся и скорбящих, несущих каждый свой крест (или отказывающихся нести его, отказывающихся признать его — ведь он невидим — и тогда — процветающих и разрушающихся). Духовно совершенствоваться, служить Богу можно в миру. Об этом первым в нашей культуре заговорил Ф.М. Достоевский и подтвердил образом чистого, духовно ищущего, совестливого Алеши Карамазова. В самом деле, разве не духовность наших предков и отцов позвала их на подвиг на бранном поле или на поле ржаном? Разве не духовность огромной армии учителей, врачей, работников библиотек, музеев, художников, музыкантов, крестьян, честных предпринимателей — главная причина их стойкости и терпения? «Да не умеют жить», — скажет иной «философ». Помните, Новодворская на всю страну цинично заявила, что все, кто в России хотел быть богатым, уже им стал. Да, такой ценой быть богатыми мы отказываемся. И не хотим, чтобы наши дети стали преуспевающими такой ценой. Главное — искать другое, справедливое устройство общества, где ценится труд учителя и крестьянина, предпринимателя и рабочего, где во властные структуры идут люди духовно зрелые, а не подростки, из пропорции: возможности и ответственность, выбирающие только возможности. Им неведомо, что власть земная — лишь слепок власти божественной. Как наверху, так и внизу.
![]() Присутствуя на открытии выставки, я радовалась нашему единению, ставшему возможным благодаря труду художников. Красивые, одухотворенные лица работников музея; множество детей с ясными, чистыми газами, впитывающими красоту, без которой их души ожесточатся; дети, одетые и поющие так, как одевались и пели их прадеды (фольклорный коллектив «Горница», школа № 182, г. Новосибирск), красивые женщины, военный, пожилые пары, священник. Мы все — народ. Вот на каких основах: красота, культура, общая история, общее будущее, духовность — мы можем и должны объединяться. Об истоках зла, которое нас окружает, думает Ирина Загоруйко, создавая чистые, небесные образы на своих иконах. К нашим корням, к истокам жизни обращает нас Дмитрий Парушкин своими могучими образами: хлебопашца, святого, юноши, окормляемого этим святым, держащего в руках колосья пшеницы, звонаря (см. триптих «Корни жизни»). «Мы — народ», — думала я, когда слушала выступление отца Василия. Батюшка говорил не только о покаянии, что есть исправление. Он говорил о труде, благодаря которому человек становится могуч духовно. Прославление труда, служение Отечеству пронизывает многие работы Д. Парушкина: «Кирилл и Мефодий», «София Палеолог», серию работ с предметным планом, невольно притягивающих взоры своей лаконичностью, смелостью, выразительностью. Удила, стремена, ухват, серп, цепи — все настоящее, старое, изработанное, органично соединенное с деревом. Говорил батюшка и о красоте, которая спасет мир, и открыл детям (да и взрослым), что не всякая красота есть красота, а прежде всего красота духовная: чистота мыслей и поступков, теплота наших сердец, духовное очищение, труд во благо Бога. Ведь трудно нашим детям разобраться, где — правда, где — ложь, где — красота, где — ее подделка. Не все дети знают, что мир взрослых неоднороден. Это и те, кто все делает, чтобы они не выбрали легкий, но ложный путь. И — другие, взрослые с виду, но заглушившие голос совести, растлевающие, приучающие к подлости и бесстыдству (например, телеведущие «Большой стирки», «Окон» и т.п). Кто передаст детям наши традиционные духовные ценности: милосердие, взаимовыручку , меценатство, достаток (от слова «достаточно»), самоотверженность, бескорыстие, энтузиазм? Да мы с вами! Содом и Гоморра — библейские нравственные понятия приобрели географический размах. Содом и Гоморра везде, где нет культуры (культа света!), любви, сотрудничества, взаимопомощи. Где меркнет свет в наших душах — наступает тьма. В государстве, устройство которого, вероятно, должно повторять небесное устройство, те же законы. Любые отступления от высшего плана заполняются ворами всей мастей, террористами, духовным люмпеном. Единение светлых, созидательных сил в человеческом сообществе — неизбежно. Человечество зашло в тупик. Спасение — в культуре, построенной в течение многих веков нашими предками, в сохранении основ жизни, передаче их молодым. Чувство благодарности к художникам, сохраняющим и передающим духовные ценности, переполняет сердца присутствующих. Сколько теплых, сердечных, восторженных слов прозвучало в этот вечер. Нам необходимо осознать себя единым народом с великой культурой. Кого Господь любит, того и испытывает. Не будем ждать очередных террористических актов (пока, к сожалению, теракты — это единственное, что будит духовно дремлющих). Спросим каждый с себя: а что я сделал во дворе и подъезде, на службе и в семье, какими мыслями — светлыми или мрачными — одарил сегодня человечество? Что сделал я, чтобы света стало больше, а безобразия меньше? Спасибо художникам, прибавляющим свет в наших душах!
Марина Подистова,
преподаватель основ традиционной народной культуры. Новосибирск.
|