"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 20 (12363), 20 февраля 2003 г.

 

Фальшивка в прологе

     Я, участник Сталинградской битвы, был приглашен в школу, чтобы рассказать учащимся 10-го класса о подвиге 60-летней давности. Прежде чем предоставить мне слово, учительница решила показать ученикам кассету с записью «фронтовых событий», посвященных Сталинградской битве. Начался показ, как ни странно, с кадров, демонстрирующих, как наши солдаты сдаются в плен. Причем «сдача в плен» выглядела явно инсценированной, так как в кадрах не было реальной боевой обстановки. Затем следовали кадры с показом очень большой партии наших бойцов, якобы попавших в плен под Харьковом, марширующих под конвоем фашистов. Диктор сообщает, что в плен попало «более миллиона солдат».

     Да, под Харьковом весной 1942 г. наши войска потерпели поражение, и определенное количество красноармейцев попало в плен. Но какое отношение имеют результаты Харьковской операции к успешно завершенной нашими войсками Сталинградской битве в 1943 году, 60-летие которой мы отмечаем сейчас? Логичнее было бы показать, как сдавались в плен фашистские солдаты и генералы, которых взяли более 90 тысяч, и как их вели по Москве.

     Далее диктор стал фальсифицировать знаменитый приказ И.В. Сталина № 227 от 31.07.1942 г., в котором было определено: «Ни шагу назад без команды старших начальников», и вводились заградительные отряды. Диктор утверждал, что заградотрядам вменялось в обязанность без следствия и суда расстреливать всех солдат и командиров, идущих со стороны фронта в тыл. Была показана какая-то дама, находившаяся около фронта, которая подтверждала эту ложь.

     Поясню: в обязанность заградотрядов входило - задерживать и разоружать военнослужащих, самовольно покинувших боевые порядки, формировать из них маршевые роты и направлять на фронт. Заградотряды не имели права никого расстреливать - это четко обусловлено в тексте приказа Верховного главнокомандующего.

     Я вынужден был разъяснить десятиклассникам, что им дается ложная информация, и рассказал, как все было в действительности. Тем более что нашему 57-му отдельному армейскому инженерному батальону в период формирования и обучения личного состава приходилось некоторое время выполнять функции заградотряда.

     Как непосредственный участник Сталинградской битвы, утверждаю, что приказ И.В. Сталина № 227 был издан своевременно, сыграл стабилизирующую роль и был принят личным составом как должное. Заслушав текст приказа, каждый воин дал клятву: «Назад - ни шагу! За Волгой для нас земли нет». И мы выполнили эту клятву, разгромили врага. Вот что нужно было показывать ученикам, вот на каком примере нужно учить молодежь, а не обманывать инсценированной ложью.

     После я обратился к заведующему гороно с вопросом: «Кто обеспечивает школы фальшивкой?» Он ответил: «Все пособия получаем централизованно из Москвы».

     Добавлю также: у нас, ветеранов, вызывает возмущение содержание учебников по истории, где весь советский период и война показаны в искаженном виде. Невольно возникает вопрос: «Какую цель преследуют фальсификаторы и почему правительство потворствует этому?»

  С.И. БАШКОВ,
полковник в отставке.
Клин, Московская область.

 


В оглавление номера