"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 20 (12363), 20 февраля 2003 г.

 

СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ И ВСЯ ЖИЗНЬ

     Российская общественность достаточно широко отметила 75-летие известного артиста Вячеслава Тихонова. Президент Путин направил юбиляру свое поздравление с наилучшими пожеланиями. Не обошли вниманием действительно любимого народом киноактера и различные органы прессы, включая телевизионные каналы. Внимания действительно было уделено много, но как-то несколько однобоко — из того большого количества сыгранных Вячеславом Тихоновым в кино ролей предпочтение было почему-то отдано лишь одной — Максима Максимовича Исаева, советского разведчика в фашистской Германии, действовавшего под псевдонимом «Штирлиц» в телевизионном сериале «Семнадцать мгновений весны». Так вот этот самый Штирлиц и кочевал в эти дни из одной газеты в другую, из одного канала телевидения на другой, как если бы Вячеслав Тихонов был бы актером всего лишь одной роли, вроде небезызвестного Лени Голубкова.

     Конечно же, это далеко не так, в творческой биографии Вячеслава Васильевича Тихонова съемки в очень многих лентах, к тому же и роль Штирлица, на мой взгляд, не самая сильная из работ артиста. Не потому, конечно, что ему изменил его высокий профессионализм, а потому, что этот профессионализм не так уж и был востребован, поскольку многие мизансцены строились не столько на игре актера, его способности перевоплощаться, сколько на, так сказать, фактуре артиста, на том, что он получил от Бога и родителей, его лице. Ну, действительно, если вспомнить тот эпизод, когда Штирлиц спит в машине на небольшой стоянке. Камера медленно «наезжает» на машину, показывая лицо «спящего» артиста крупным планом. И таких сцен в фильме достаточно много. Впрочем, доказывать в этом вопросе ничего не надо, сам Вячеслав Васильевич Тихонов достаточно четко определил свой любимый фильм — это «Дело было в Пенькове», где он сыграл роль простого русского парня, тракториста Матвея.

     Кстати говоря, этот фильм вспоминали и коллеги Тихонова по актерскому цеху. Так, Юрий Яковлев считает, что актерское рождение Вячеслава Васильевича произошло в день выхода на экраны картины «Дело было в Пенькове». Признаться, автор этих строк и сам является давним поклонником актера именно с просмотра названного фильма. Не могу сказать, что знаю все ленты, в которых Вячеслав Васильевич снялся, но помню «ЧП», о захвате тайваньской военщиной советского танкера, «Жажду», о мужественной гибели отряда советских моряков во время обороны Одессы, конечно же, «Войну и мир» по роману Л.Н.Толстого.

     Казалось бы, 75-летний юбилей артиста давал великолепную возможность показа ретроспективы фильмов с его участием. Наверняка случись это событие лет 15 назад, советское телевидение такой подарок своим зрителям сделало бы. Но сегодня не те времена, некоторые киногерои Вячеслава Тихонова правящему режиму, боссам телеканалов вряд ли придутся по нутру. Я имею в виду, в первую очередь, фильм, снятый по пьесе Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия», в котором Вячеслав Тихонов сыграл роль матроса Алексея. В судьбе Алексея драматург показал, а актер воплотил на экране, судьбу миллионов россиян, которые в годы революции, Гражданской войны и отражения иностранной интервенции мучительно искали свой берег, делали свой выбор, и этот выбор оказался в итоге в пользу большевиков, их правды, их идеалов.

     Трагическим образом случилось так, что в наши дни в подобной же ситуации оказались миллионы людей. Обманутые и преданные, они оказались у развалин дома советской государственности, обломков нормальной человеческой жизни, разбитых черепков надежд и иллюзий. Но уже наступает и просветление, понимание того, что делать и кто виноват. Настроения народа явно смещаются влево. Конечно же, в этих условиях хозяева телеканалов не станут показывать кинофильм «Оптимистическая трагедия», да и власти бы их за это по головке вряд ли погладили бы!

     Вообще тут самое время сказать, а вернее, вспомнить об одном факте. Еще не так давно наши записные демократы ругали Советскую власть за то, что, дескать, она годами держала на полке шедевры киноискусства. И вот они добились своего, сняли с этой пресловутой полки как бы запрещенные ленты и пустили их в прокат. Ну и что? Да, собственно, ничего. Никаких неведомых шедевров на этой полке не оказалось! Но зато без шума и криков на эту самую полку перекочевали действительно сильные фильмы, и в их числе «Оптимистическая трагедия». А между тем, в ленте, кроме Тихонова, снимались и другие советские актеры: Эраст Гарин, Всеволод Санаев, Борис Андреев. Это был великолепный актерский ансамбль.

     Кстати говоря, известно, что свою пьесу Вс. Вишневский написал как ответ на «Белую гвардию» М. Булгакова, которая тоже была лет 20 назад экранизирована. Уверен, что и она заняла место на той же полке. Дело в том, что один из ее героев — офицер Мышлаевский, которого сыграл ныне покойный Владимир Басов, так же, как и матрос Алексей, в результате сложной эволюции признал, что единственно конструктивной силой в стране являются большевики.

     Правда, другое экранизированное произведение Булгакова — «Собачье сердце» (отмечу, между прочим, тенденциозно снятое), частенько мелькает на телеканалах, однако уверен, что и оно окажется на указанной полке. Дело в том, что Булгаков сыграл-таки с создателями фильма злую шутку. Знаменитое утверждение профессора Преображенского, замечательно сыгранного Евгением Евстигнеевым, о том, что разруха кроется в головах тех, кто писает мимо унитаза, раньше или позже надоумит зрителей задать простой вопрос: «Куда, собственно говоря, писают наши великие кормчие, начиная с Путина и Касьянова, если промышленность обновленной России находится в разрухе, население почти половины субъектов Федерации страдает от холода, отключений электроэнергии, тепла и воды?» И как режим сможет ответить на этот вопрос?

     Но вернемся к нашему юбиляру. Все-таки не случайно упоминают его роль в фильме «Семнадцать мгновений весны», при этом подчас забывая, что самих серий все же было не 17, а 12. Кто-то из газетчиков и телевизионщиков вспоминает эту ленту только потому, что по молодости и не знает других с участием Вячеслава Тихонова, а кто-то и по другой причине. Злорадно потирая ручки и думая с ехидством: «Ужо мы вам скоро покажем!». Дело в том, что на волне демократической обструкции всему советскому, оказавшись под огнем критиканов, создатель Исаева — Штирлица ныне покойный писатель Юлиан Семенов дрогнул и сочинил очень слабое произведение, в котором его герой чуть ли не оканчивает жизнь в тюрьме КГБ. Вот эту-то повестушку, недостойную себя, как писателя, Юлиан Семенов написал, чтобы только от него отвязались новоявленные иуды, которые теперь намереваются ее экранизировать и использовать в идеологической борьбе против левых сил. Но надеюсь, что к этому грязному делу Вячеслав Тихонов не будет иметь отношения.

  Сергей Алексеев.
Москва.

 


В оглавление номера