"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 22 (12365), 27 февраля 2003 г.

 

О ДУХОВНОСТИ КАБАНИХИ

 

Л. Коврову («СР» 5.12.02)

     В № 138 «СР» от 5.12.02 опубликована статья Леонида Коврова «Не клади ноги на стол», в которой обсуждается в основном вопрос о введении преподавания в государственных школах основ православной культуры (ОПК). Я полностью согласен с характеристикой, данной в этой статье российским электронным СМИ, но хотел бы возразить по конкретному вопросу — о преподавании ОПК — и высказать свое мнение по более широкой проблеме — об отношении к религии в левом движении. «Советская Россия» дает возможность высказывать на своих страницах разные точки зрения, и это большое ее достоинство.

     Я тоже смотрел и слушал передачу «Свобода слова», о которой говорится в статье Л. Коврова. И как ни странно, мне наиболее «близко» было выступление проф. Ю. Афанасьева, к которому я отношусь с недоверием и мировоззрение которого для меня неприемлемо. У нас Церковь отделена от государства. Это положение было большим завоеванием буржуазных революций, и отказ от него был бы возвратом в средневековье. По существу, Министерство образования РФ предлагает вернуть в российскую школу дореволюционный «Закон Божий». Ссылки на то, что курс будет факультативным, неосновательны. Он будет внесен в расписание, в здании школы занятия будет проводить священнослужитель, которому наравне с другими учителями государством будет выплачиваться зарплата. Никто не мешает Церкви учить детей православию в воскресных или вечерних школах, но не в государственных.

     В статье ставится знак равенства между понятиями «история и культура родной страны» и «православие». С пиететом напоминается о «знаменитой формуле графа С.С. Уварова «Православие, самодержавие, народность». Я думаю, что для многих сторонников левого движения такая позиция будет неприемлема. Надо сказать, что для некоторых патриотов (например, авторов «Нашего современника») понятия «духовность» и «религиозность» являются тождественными. Что же получается: такие люди, как В.И. Ленин, В.Г. Белинский, А.М. Горький и многие другие, — люди бездуховные, а Кабаниха в «Грозе» Островского — духовная личность?

     Очень жаль, что лидер КПРФ Г.А. Зюганов поддержал идею введения в школах изучения ОПК («СР», № 142 от 17.12.02). Конечно, надо сотрудничать с патриотически настроенными религиозными людьми. Хорошо, что отношение к религии не влияет на членство в КПРФ. Относясь с уважением к чувствам верующих, я все же не считаю, что надо всегда уступать Церкви и никогда не критиковать ее. Это не пойдет на пользу ни КПРФ, ни авторитету лично Г.А. Зюганова. Атеисты будут рассматривать такие высказывания как акт соглашательства, как попытку добиться тактических целей за счет отречения от идейных позиций. Стоит учесть, что, по результатам опроса населения, только 6% опрошенных доверяют Церкви («СР», № 145 от 24.12.02).

  И.И. ТРЯНИН,
профессор, доктор технических наук.
Нижний Новгород.

 


В оглавление номера