|
||
В официальных средствах массовой информации усиленно и, возможно, небезуспешно внедряется в массовое сознание мысль о том, что Саратовская область — одна из самых продвинутых вперед областей, с динамично развивающейся экономикой, что она является чуть ли не «оазисом благополучия». Так ли это? Об этом размышляет лидер саратовских коммунистов, депутат Государственной думы В. Ф. РАШКИН. В начале 90-х годов Россия под руководством либеральных реформаторов и Ельцина лихо рванула к светлому рыночному завтра, поразив даже «акул капитализма» на Диком Западе. Но несмотря на значительные объемы иностранных займов и кредитов, привлеченных в 1992—1998 годах, достичь ожидаемого социально-экономического эффекта реформаторам не удалось. Более того, возросшие масштабы внешних заимствований вынудили в бюджетном планировании отдавать первостепенное место выплате по долгам. Наконец, настало время, когда промышленная, научная, политическая общественность стала ставить вопрос о проблеме разработки осмысленной экономической политики. Десятилетие реформ решало, пожалуй, единственную задачу: финансовую стабилизацию как условие массированного притока в экономику России иностранного и частного капитала. Одновременно шло преобразование форм собственности, либерализация внешнеэкономической деятельности. Задачи экономического роста, активной промышленной политики не ставилось в числе даже второстепенных. Но вот и президент Путин заговорил о том, что России необходим рост экономики как минимум 8 процентов в год. Ну и что! Мало ли президент чего говорит хорошего. За этими разговорами никакой работы правительства вовсе не следует. Как нет и приличествующего «развивающейся» стране роста экономики. До 1998 года официальная пропаганда объясняла все экономические негативные явления либо наследием «командно-бюрократической» системы, либо естественными трудностями переходного периода. Точку над рыночными экспериментами поставил дефолт 1998 года, показавший, что этот процесс неуправляем, да еще сопровождается очередным ограблением народа. Тем не менее, оправившись от дефолта, рьяные реформаторы с восторгом заговорили о наступившей стабилизации и грядущем росте. В 1999—2001 годах действительно наблюдался некоторый рост производства и ряда экономических показателей. Но никакого отношения к российским рыночным механизмам это оживление не имело. По признанию Госкомстата, «факторы, обеспечившие временный рост ряда экономических параметров, носили «неосновательный характер», т. е. являлись случайными. А если сказать яснее, то этому «некоторому росту» способствовали главным образом перераспределение в результате дефолта финансовых ресурсов и высокие мировые цены на нефть. В 2001 году все без исключения параметры темпов экономического роста по сравнению с 2000 годом упали по меньшей мере вдвое. В 2002 году наблюдаем дальнейшее падение темпов роста. Причем роль экспорта и потребления в формировании совокупного спроса увеличилась, а инвестиций — упала. Россия стала больше зависеть от внешней конъюнктуры, а перерабатывающие отрасли проиграли борьбу за растущий внутренний рынок импортерам. В 2002 году реальные зарплаты и доходы населения увеличивались примерно тем же темпом, что и в 2000—2001 годах, но если конечное потребление растет быстрее производства, любому экономисту ясно, что такая модель роста неустойчива. В бюджете на 2003 год предусматривается при невысоких темпах роста (4—5%) дальнейшее снижение его доходной части (в сопоставимых ценах), ограничение поддержки промышленности и на 20% дорожного строительства, т. е. роста экономики вновь не предусматривается. Завершившийся 2002 год для экономики России мало чем примечателен. Предварительные оценочные данные не содержат в себе поводов для оптимизма. Точно так же можно охарактеризовать и экономику Саратовской области. Если прирост промышленного производства в 1999 году достиг 11,3%, в 2001 году он уже упал до 6%, а по итогам 2002 года составил всего 4,3%. Число убыточных предприятий в 1999 году было 37%, а в 2002 году уже 42%. То, что такие приросты не имеют твердой экономической основы, показывают инвестиции в основной капитал. Если в 1999 году капиталовложения составили всего 85,6% от уровня 1998 года, в 2001 году 94,6% от уровня 2000 года, то 102,3% 2001 года уже ничего не значат. Ожидания властвующими лицами Саратовской области инвестиционного дождя проваливаются с треском. К тому же и статистика сегодня вообще мало что сообщает правдивого. Например, в статбюллетене за 2001 год уровень инвестиций в основной капитал составляет 15 638,1 млн. рублей. За 2002 год статбюллетень подвел итог по инвестициям в размере 12 242,2 млн. рублей и оценил его в 102,3% к 2001 году. Как такое может быть в арифметике — уму непостижимо. Кредиторская задолженность крупных и средних предприятий с 42 206 млн. рублей в 1999 году увеличилась до 52 243,3 млн. рублей в 2002 году (без кредитов банков). Дебиторская возросла за это же время на треть. Может быть, в строительстве другая картина? Да нет, то же затухание. Если в 1999 году введено 732,9 тыс. кв. метров жилья, школ на 4525 мест, 2 корпуса университетов, поликлиник на 854 посещения, больниц на 50 коек, бань на 62 места, 864 км газовых сетей, то в 2002 году результаты намного скромнее — 579 921 кв. метров жилья, больниц на 87 коек, один учебный корпус, две школы на 162 места, турбаза на 12 мест, дошкольные учреждения на 20 мест, всего 129,6 км газовых сетей. Даже федеральные деньги в 2002 году не смогли освоить. По федеральной адресной инвестиционной программе предусматривалось выделение государственных инвестиций на строительство 61 объекта, намечалось ввести 9 объектов, из них введен в эксплуатацию в полном объеме 1 объект, а 1 частично. А что же будет в 2003 году, когда по федеральной программе выделяется 517 млн. рублей на 91 объект? По принятой практике обычно деньги дают туда, где они осваиваются. Давать ведь перестанут. При затухании темпов роста объемов производства в промышленности естественно ожидать и отрицательных результатов в финансово-экономической деятельности предприятий. Объем прибыли, полученной в 2002 году, на 24% меньше уровня 2001 года. 57% предприятий загружены менее чем наполовину. Из 109 важнейших видов продукции, подлежащих статучету, снижены объемы производства по 47. На 46% меньше выпущено дизелей, на 36% — троллейбусов, на 27% — прицепов, на 40% — медтехники, на 20% — кирпича. Несколько лет подряд снижается в натуральном выражении производство подшипников. Практически свернуто производство стиральных машин, телевизоров, часов, детской обуви, костюмов, сорочек, платьев. Особый разговор о сельскохозяйственном производстве. Здесь положение таково: есть дефолт, нет дефолта — обстановка как была катастрофичной, так и осталась в 2002 году. Удивляем весь мир очередным российским чудом экономики — чем больше урожай, тем больше бед и убытков. Крестьяне иной раз задают вопрос: знает ли президент Путин про крайне бедственное положение крестьян в России? А если знает, то почему его правительство не принимает никаких серьезных мер по выводу агропромышленного комплекса страны из глубочайшего экономического, социального, нравственного, наконец, кризиса? Уверяю вас — знает! Цитируем документ, подготовленный Главным контрольным управлением президента и положенный ему на стол по итогам 2001 года. «Как показала проверка, одной из основных причин системного кризиса в сельском хозяйстве стало отсутствие единой, научно-обоснованной концепции развития аграрного сектора. Попытки проведения структурных преобразований на селе заканчивались лишь принятием федеральных программ, других нормативных актов, которые не подкреплялись организационной работой и финансовой поддержкой. В ходе аграрной реформы удельный вес отрасли в расходной части бюджетов всех уровней снизился с 9,8 до 2,9%, или в 3,4 раза, объемы капитальных вложений в АПК уменьшились в 20 раз. Уровень рентабельности сельхозпредприятий рухнул с 37 до 7%. Посевные площади сельскохозяйственных культур сократились на 32,3 млн. га, или почти на треть. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в России на 1996— 2000 гг., утвержденная Указом президента РФ от 18 июня 1996 г. № 933, была призвана обеспечить вывод сельскохозяйственного производства из кризиса, сформировать эффективный многоукладный сектор экономики, ускорить развитие производственной и социальной инфраструктуры АПК, значительно сократить зависимость страны от импорта продовольствия. Однако при ее разработке правительством РФ не были предусмотрены мероприятия по решению основных проблем АПК, таких как диспаритет цен, создание специализированной финансово-кредитной системы. В целом программа профинансирована на уровне 4,4%… Вместо предусмотренного увеличения производства валовой продукции сельского хозяйства в 2000 году на 15% фактически произошло снижение объемов на 5,7%. Производство мяса уменьшилось на 51%, масла животного на 37%, сахара на 24%, крупы на 35%»… И так далее, на нескольких листах. Все это лежало на столе президента. Итогом этой справки в том числе стал и принятый Закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», который опять не работает по вине правительства Касьянова. В рыночном словоблудии мало кто вспоминает, что вот уже более 10 лет страна живет за счет материальных ресурсов, созданных при той самой «командно-бюрократической» системе управления народным хозяйством. 10 лет разрушают — никак не могут разрушить, 10 лет разворовывают и растаскивают — никак до дна сундука не доберутся! Несмотря на «продвинутость» Саратовской области в земельных отношениях, «особое внимание» власти к агропромышленному комплексу области, итоги его развития плачевны и так же, как и по России в целом, катастрофичны. Крупные сельхозпредприятия, а значит, и социальная инфраструктура села продолжают деградировать. За три последних года (2000—2002 гг.), к примеру, поголовье животных снизилось по крупному рогатому скоту с 367,5 тыс. до 266,3 тыс., или на 28%, в том числе коров с 145,5 тыс. до 100,1 тыс. (на 31%), по свиньям с 138,1 тыс. до 122,9 тыс. (на 11%), по овцам с 225,5 тыс. голов до 205,8 тыс. (на 9%). Вследствие этого к началу 2003 года на долю хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств приходилось 60% поголовья КРС, 70,3% свиней, 50,1% овец. Впервые за 2002 год из трех последних лет производство мяса, молока и яиц имеет положительный итог в размере 1—1,9%. Валовая продукция сельского хозяйства выросла на 4,1%. Но финансовые итоги по сельхозпредприятиям неутешительные, даже несмотря на то, что в 1,9 раза увеличилось поступление средств из федерального бюджета, в 2,5 раза вырос годовой лимит целевых субсидий. Этого крайне мало для крутого поворота в поддержке производства. Половина сельскохозяйственных предприятий убыточна, сумма прибыли в 4 раза меньше уровня 2001 года, а кредиторская задолженность выросла в 1,5 раза. Видимо, от безысходности вдруг круто поменялись взгляды руководителей Министерства сельского хозяйства области на цели и приоритеты развития отрасли. А может быть, они и были такими, а мы этого просто не знали. Имеются в виду материалы коллегии министерства, подготовленные корреспондентом газеты «Саратовские вести» А. Тишковым в номере от 29 января 2003 года под заголовком «Цель — не «вал», а конечный результат». Если он что-то переакцентировал, это вопрос его профессионализма, а если он изложил верно, то это уже вопрос вменяемости министра сельского хозяйства и его помощников. Итак, коллегия отмечает, что меняется структура сельскохозяйственного производства — серьезную роль стали играть личные подворья населения, которые дали в 2002 году 56,8% валового производства, сельхозпредприятия при этом произвели 28,7% валовки, фермеры 14,5%. Население производит 68% мяса и 64% молока, а вместе с фермерами 77,6% мяса, 72,4% молока, 60,7% яиц. Отсюда лозунг — «ставка на личные подворья». Коллегия министерства далее отметила тенденцию к натурализации сельского хозяйства области. «Для обеспечения продовольственной безопасности области нет необходимости обрабатывать под зерновыми площадь в 2,5 млн. га, достаточно 1,5 млн. Но необходимо заниматься интенсификацией производства, поскольку сокращение затрат на обработку полей должно быть компенсировано ростом урожайности до 22 центнеров с гектара». Отсюда другой тезис — «лучше меньше, да лучше». А то, что рогатые и крылатые стали кушать и клевать в 2,3 раза меньше фуража, отчего появился мнимый излишек зерна, так пусть и дальше так будет. Правда, истины ради пришлось отметить, что снизились темпы сокращения поголовья скота (слава Богу!). Термин-то какой — «снизились темпы сокращения». В недалеком прошлом тоже шутка была — «он недоперевыполнил план». Третий тезис коллегии — «цель — не «вал», а конечный результат», т. е. по рыночным понятиям — прибыль, и только она является целью, не сбор зерна, не привесы и надой и не прочие мелочи. А венец всему — дефицита не будет, но и «сладкой жизни» — тоже. Такое вот кредо. Думается, надо сажать руководителей такой идеологии в сельском хозяйстве за парту и учить товарному производству и политэкономии, начиная с А. Смита и кончая Марксом, Кейнсом да и Гелбрейтом в придачу. Если будут поддаваться, конечно, учебе. Неужели не ясно, что ставка на личные подворья имеет ограничитель объемов, необходимых только для личных нужд семьи. Еще А. В. Чаянов, оживленный в трудах реформаторов и тут же ими забытый, говорил: «…всякое трудовое хозяйство имеет естественный предел своей продукции, который определяется соразмерностью напряжения годового труда семьи со степенью ее потребностей». Не суждено, видимо, саратовским мясокомбинатам избавиться от импортного мяса. А если на позицию натурализации встанут другие области России… Татарстан скажет: «Камазы только для себя», Красноярск и Ростов — по комбайнам, Владимир — по тракторам, другие области решат выпускать сложную бытовую технику только себе, одежду и обувь своим и т. д. Что тогда будет в нашей области, где много чего нет своего? Молочные продукты и то везут из Москвы, Воронежа, Белгорода, Тамбова, Пензы и Волгограда. Срам будет. А в остальном закончившийся 2002 год был год как год. Прошел, и ладно. Ни особых взлетов, ни громких падений. Так — средненький, как средненькая и вся Саратовская область. Грустно. Время уходит.
Валерий РАШКИН,
|