"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 25 (12368), 6 марта 2003 г.

 

Спецоперация «КПРФ И ОЛИГАРХИ»

 

Политическая социология

     С начала 2003 года через различные СМИ прошел вал публикаций, где выдвигались всевозможные версии неких полускандальных «конфиденций», «якобы имевших место» между олигархами и КПРФ в связи с предстоящей предвыборной кампанией. Что же в итоге?

     Как показали данные февральского опроса ЦИПКР (10—17 февраля 2003 года на основе общенациональной, репрезентативной, квотированной выборки в количестве 1500 респондентов (62 региона, 112 населенных пунктов), 57 процентов россиян вообще не смогли составить мнение по данной проблеме либо уклонились от ответа. В то время как две пятых граждан все-таки высказали суждения по этому вопросу (см. табл.).

В ряде СМИ утверждается, что предвыборную кампанию КПРФ готовы финансировать разные олигархи — от Березовского до Ходорковского. Что бы это значило?

Мнение В целом по избирательному корпусу страны В потенциальном электорате «Единой России» В потенциальном электорате КПРФ
1. Не могли составить мнение, уклонились от ответа 57 61 37
В том числе
1.1. Меня это не интересует
21 17 5
1.2. Не слышал таких разговоров 17 21 9
1.3. Что-то слышал, но мнения нет 9 17 11
1.4. Иное, уклонились от ответа 10 6 12
2. Подобные слухи — просто диверсия против КПРФ 32 20 52
2.1. Не верю, чтобы олигархи стали финансировать своего главного врага — КПРФ 13 10 16
2.2. Все это новые темные махинации Кремля 10 4 10
2.3. Это операция против Зюганова 2 0 5
2.4. Этими слухами хотят отпугнуть от КПРФ избирателей 7 6 21
3. Нет дыма без огня 4 12 6
3.1. Шансы КПРФ на победу растут, и даже олигархи сегодня хотят с ней дружить 1 8 4
3.2. Заигрывая с КПРФ, олигархи просто напоминают России о себе 3 4 2
4. Олигархи просто пытаются скупить КПРФ как выгодное предприятие 7 7 5
  100 100 100

     Причем в потенциальном электорате КПРФ таких граждан оказалось две трети, т.е. вдвое больше, нежели в массовой базе «Единой России», казалось бы, не менее заинтересованной в указанном вопросе. Серьезный результат. Хотя сразу можно было предположить: информационная спецоперация «КПРФ и олигархи» во многом и была рассчитана на будущих избирателей Компартии.

     Какова же эффективность этой кампании? Начнем с того, что слухи о предвыборных альянсах КПРФ с олигархами сразу отверг каждый третий российский избиратель.

     Причем для основной массы, например, сторонников «Единой России», все это — или пустые слухи («разве станут олигархи коммунистам помогать»), или «очередные игры кремлевской администрации».

     Тогда как в электорате КПРФ более половины избирателей сочли происходящее элементарной диверсией против их партии. Цель диверсии — отсечь от КПРФ часть избирателей, отпугнуть колеблющихся, смутить неуверенных. Либо очень неумная сказка, поскольку уж олигархи никогда денег Компартии не дадут.

     Эффект информационной кампании оказался предельно скромным: лишь один из шестнадцати сторонников Компартии все-таки счел, будто нет дыма без огня. Да еще пять процентов потенциального коммунистического электората подошли к вопросу с «рыночных позиций», констатировав: «Олигархи просто пытаются скупить КПРФ как выгодное предприятие».

  Сергей ВАСИЛЬЦОВ,
доктор исторических наук,
Сергей ОБУХОВ,
кандидат экономических наук.

 


В оглавление номера