|
||
Недавно митрополит Кирилл, ведущий телевизионной программы «Слово пастыря», гневно обличал всех, кто чинит препятствия изучению в школах предмета «Основы православной культуры». Он говорил о том, что никто не возмущается безнравственностью телевидения, которое занимается разжиганием всех пороков человеческих, а вот преподавание православия вызывает такие бурные дебаты. Кстати сказать, сам митрополит Кирилл долго был в центре внимания как светской, так и правдивой церковной прессы, как коммерсант, использующий льготы церкви для занятия табачным и прочим бизнесом. Да нет, владыка, и к СМИ у нормальных людей претензий много. И вот как раз это и доказывает, что одним преподаванием основ православной культуры нравственную проблему не решишь. А если оздоровить СМИ, да школьную программу, да еще с умом, так и без этого предмета нравственность будет подниматься, заповеди и моральные устои могут подаваться в любой форме. Для этого нужно кардинально изменить все нравственные ориентиры общества, а СМИ перестать потакать порочным вкусам людей. На самом деле создается впечатление, что ни государство, ни Церковь в этом не заинтересованы. Во время ВОВ немецкие солдаты, которые оккупировали нашу землю и прошли всю Европу, говорили, что нацию с такой глубокой нравственностью им не победить А ведь тогда и речи не могло быть об изучении православия. От введения этого предмета в школах вреда не будет, но и польза видится сомнительная. Вот, к примеру, прослушал ребенок и запомнил 10 заповедей, пришел домой, включил телевизор, а там все заповеди пропагандируются наоборот. И неокрепшая душа будет пребывать в растерянности и смятении. Какую духовную пищу для юного ума могут дать такие «шедевры», как «За стеклом», «Окна» и прочие выплескивания людской грязи на широкое обозрение?.. Интерес у детей и подростков вызывают «пионерские» игры и соревнования на диком острове. Только в отличие от пионеров, девизом которых было: «Человек человеку друг, товарищ и брат» или «Сам погибай, а товарища выручай» (по сути все, как в православии), здесь учат: «Человек человеку — волк». Это горько и болезненно, но таким и станет наше будущее поколение. Хочется еще поговорить о чистом и светлом. Интересно было бы узнать у митрополита Кирилла, как обстоят дела с нравственностью в самой РПЦ на современном этапе, является ли она тем чистым ручейком спасения в нашем мутном житейском море или сама требует лечения и спасения? Было бы полезно услышать честный рассказ о том, какие моральные и нравственные возможности есть именно у современной Православной церкви, чтобы стать руководящей и направляющей духовной силой нашего общества, не ссылаясь на историю христианства. То, что церковные чиновники научилась рапортовать о своих достижениях и победах, это уже всем известно, только почему-то на этом фоне отмечается массовое разочарование в современной Церкви и отход от нее простых людей. Это печальная реальность... Если РПЦ так стремится занять пустующую духовную нишу и все больше влиять на жизнь общества, то и мы вправе к ней внимательно присмотреться, тем более что она берется за воспитание наших детей. Сразу хотим отделить «котлеты от мух» и сказать, что мы вовсе не атеисты и не против православия как традиционной религии на Руси, которая дала множество святых подвижников, мучеников, великих воинов и ученых монахов. Речь идет о другом. Является ли современная Православная церковь хранительницей заповедей Христовых, канонов церкви и высоких норм христианской жизни? Являются ли представляющие ее священнослужители трепетными посредниками между Богом и человеком, примером, образцом благочестивой жизни для подражания нам, грешным? До конца ли использовала церковь предоставленные ей возможности, после того как обрела свободу, живя в страхе в послереволюционные времена? Сразу оговоримся, что в страхе и притеснениях жили далеко не все. Участь благочестивых правдолюбцев во все времена известна, и сейчас она не легче... Заслуженное, состоятельное и лояльное к любому строю духовенство, которое научилось хвалить и высказывать почтение любой власти, всегда и у всех в фаворе. Они и сейчас в Питере на своих местах громко ругают коммунистов, хотя знаем, кто в то время их утверждал на должности настоятелей и в заграничные поездки по братским церквам. Когда поднимается эта тема, то сразу раздаются возмущенные голоса обиженных отцов-архиереев: «Мы делали это для сохранения Церкви!». Спасибо, но давайте разберемся, какую же Церковь вы нам сохранили и во что ее преобразовали за последние годы. С точки зрения воцерковления и духовного просвещения народа, успехи более чем скромные. То, что настроили, отреставрировали, активно начали заниматься коммерцией, установили прочные связи с заграницей как с источником вожделенной валюты, повысили свое материальное положение и довольно серьезно научились возмущаться, отстаивать права в суде, громко рапортовать о победе православия, это без сомнения. На самом деле — сплошь и рядом отступившие от Бога и воспылавшие духом мира сего «лжепастыри» и «лжеархиереи». Слепые вожди слепых. «Горе Вам, что затворяете царство небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». (Мф. 23, 13). Эта цитата наиболее полно, как нам кажется, отражает современное положение РПЦ! Лукавство и корысть разъедают духовную жизнь, мерилом истины вместо Евангелия стали деньги. Коррупция и безбрежное равнодушие к жизни своей паствы, грубость и высокомерие людей, прислуживающих в церквах, вызывают у народа возмущение, затем апатию и отход от церковной жизни. Пополнение многочисленных сект, в том числе и тоталитарных, происходит в основном за счет людей, однажды переступивших порог православного храма и столкнувшихся со всеми вышеперечисленными нарушениями церковной жизни. Особенно жаль верующих людей, которые все творящиеся безобразия научились воспринимать как норму, лишь бы не отпадать от общения с Церковью. Как ни прискорбно, но у людей уже есть желание и основания СОЗДАТЬ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ПОСТРАДАВШИХ ОТ РПЦ. Хватит уже клеймить только секты, повторяем, что в их расцвете во многом виновата нынешняя политика нашей Церкви. Может быть, такая крайняя мера заставит церковное священноначалие пересмотреть нормы своей духовной жизни, ввести Церковный суд, необходимость которого давно назрела, произвести хирургическую операцию по отсечению всех случайных и опорочивших ее служителей и заинтересоваться жизнью своего народа. Тогда и народ вновь повернется к Церкви, и храмы будут заполнены не одноразовыми посетителями по случаю больших праздников с телевидением или по случаю раздачи святой воды, а и по будням, когда большинство из них пустует, за небольшим исключением, где служат батюшки, пользующиеся доверием народа. В программе «Времена» Г. Каспаров при обсуждении вопроса о введении в школах основ православия задал вполне резонный вопрос: «А какое православие будут изучать в наших школах? Любой приход в школу священника или человека, его заменяющего, несет с собой формирование определенного мировоззрения. Как нам известно, церковь сейчас расколота на официальную РПЦ Московского патриархата, зарубежную РПЦ, катакомбную православную церковь и на множество других течений, которые хотя и являются православными, но прийти к согласию не могут». Глупо отрицать, что это не так. Взять, к примеру, явное разделение в самой Московской патриархии и на всех приходах на православных патриотов, радеющих за сохранение канонов Церкви в чистоте, за минимальные контакты на всех уровнях с Западом, здоровую консервативность, за русские устои и традиции, за возрождение Святой Руси. Это последователи покойного митрополита Иоанна (Снычева). Другое крыло представляют церковные либералы. Они видят пути Церкви совершенно иначе, это модернизация и компьютеризация Церкви, тесное сближение с Западом на всех уровнях, расширение коммерческой деятельности, обновление жизни Церкви согласно духу времени. Это последователи покойного митрополита Никодима (Ротова). Как видите, мировоззрения у них довольно разные, и в ближайшее время их объединение не предвидится. Если есть желание убедиться в вышесказанном, то стоит пойти на Никольское кладбище Александро-Невской лавры, где рядом покоятся эти два митрополита, и там наглядно видно, куда тяготеет церковный народ. То, что Церковь не до конца использовала предоставленные ей возможности в деле просвещения нашего народа, видно по наполнению воскресных церковно-приходских школ. Они стоят полупустые, а кое-где уже и тихо закрылись, хотя обучение там бесплатное. Поле деятельности у Церкви и на своей территории остается незасеянным, без расширения сфер влияния. К слову сказать, перед революцией все храмы были открыты и содержались в благолепии, кругом преподавали Закон Божий, а на деле, как пишет А. Солженицын: «Перед октябрьскими событиями вера в интеллигенции почти полностью испарилась, а в простом народе была сильно повреждена». Так что ищите другие причины. Желание прийти в школы, больницы, армию — это также расширение сфер влияния, хотя сами служители говорят, что кадров для этой деятельности нет и их нигде не готовят, т.е. хотят духовно просвещать и нравственно возвышать, но как будут осуществлять, сами не знают. А, как известно, в такой тонкой сфере кадры решают все. Вот поэтому за десятилетие свободы Церкви наш народ так опустился, как нам и не снилось при строительстве социализма. И это произошло, несмотря на то, что все руководство страны регулярно показывает пример, стоя со свечками перед камерами на основных церковных службах. Воцерковлять и приводить к Богу наш народ можно только личным примером праведной жизни верующих людей и прежде всего самих пастырей, люди уже не верят только красивым и правильным словам. Пастыри должны быть духовными «ловцами душ человеческих», иначе все усилия будут тщетными. А где же их взять, если, к примеру, в С.-Петербурге семинария превратилась в конвейер по штамповке безбожников — и это тоже печальная реальность. Семинаристы грустно шутят: «Чтобы потерять веру, нужно поступить в семинарию». Скандалы, которые потрясали ее, закончились плачевно. Все было сделано в лучших традициях современной РПЦ, и снова воцарился душный духовный застой. Экзамены сдаются за бутылку коньяка, вечера проводятся не в молитве, чтении и размышлении, а в кафе, барах и ресторанах. А потом удивляемся, что многие батюшки не могут сказать толковую проповедь, кругом косноязычие, блеклость, бесконечные повторы и неумение зажечь прихожан своими мыслями. Молчать об этом грешно, ибо молчанием предается Бог! Церковные чиновники должны знать и помнить, что люди в Православной церкви, в отличие от католической, имеют право соборного голоса, т.е. высказываться по проблемам Церкви. И если бы этого не делалось на протяжении всей истории православия в России, то наша Церковь давно бы погрязла во всякого рода ересях, расколах и злостных нарушениях норм церковной жизни. Конечно, есть в нашей современной Церкви и истинные пастыри, которые по призванию являются таковыми, их мало, но на их трудах и молитвах держится наша Церковь. Иначе бы ей не устоять.
Николай и Елена ШУЛЬГИНЫ.
|