|
||
как конец западной цивилизации
В письме с Урала, которое мы недавно получили, говорится: комментатор СГТРК (Радио «Урал») Владимир Родин передал в эфир интервью для программы «Утренняя волна» Станислава Николаевича Некрасова, председателя правления Свердловской областной организации общества «Знание», профессора ряда екатеринбургских университетов, заведующего кафедрой социально-гуманитарного образования, доктора философских наук. — Наша встреча обусловлена тем, что вы, Станислав Николаевич, как философ, как культуролог, еще и как председатель Свердловской областной организации общества «Знание», в последнее время активно разрабатываете тему деградации западной культуры, западной цивилизации. Эта тема актуальна и для нас, поскольку и Россия вроде бы становится частью этой самой западной цивилизации. Во всяком случае мы, кажется, становимся иными, чем раньше: по-другому думаем, по-другому чувствуем, по-другому живем. Почему меняется массовое сознание — и не всегда к лучшему? Кто навязывает нам негативные стереотипы поведения? Давайте начнем с конкретного примера. Вот в последнее время огромную популярность особенно среди детей и молодежи приобрели книги и фильмы о необычном мальчике, рожденном фантазией английской писательницы Д. Роллинг, Гарри Поттере. Уже заговорили о явлении под названием «поттеромания». В течение последнего года в России развернута колоссальная рекламная кампания. У нас в Екатеринбурге даже объявлен конкурс на лучшее музыкальное сочинение, посвященное Гарри Поттеру. И в связи с разгулом поттеромании общественность бьет тревогу. Я прочитаю строчки из письма группы православных верующих, опубликованного в средствах массовой информации под заголовком «Не позволим приносить в жертву наших детей». Здесь пишется, что автор книг — известная сатанистка, что мальчик-колдун в книгах действует с помощью магии и потусторонних сил, то есть фактически представлено руководство по магии для начинающих. Дети тут же начинают подражать персонажу неких фильмов. Кстати, некоторые учившиеся летать на метле получили серьезные травмы и далее погибли. Так вот, как все это можно оценивать с позиций светского традиционного русского сознания? И можно ли считать поттероманию элементом всеохватной насильственной ломки массового сознания у нас в стране? Станислав Некрасов: Я с уважением отношусь к той позиции, которая была высказана в данном письме, но как светский человек, как председатель Свердловской областной организации общества «Знание», я стою на позициях рационализма и светского мировоззрения и вообще полагаю, что не надо мистифицировать, не надо гипертрофировать и преувеличивать то, что произошло. Гарри Поттер, произведения о нем и так называемая поттеромания являются фрагментом общей волны того, что происходило на Западе в 60-е гг., и того, что сейчас происходит, — эта волна называется «ломка», или, если хотите по-научному, «мутация культурной парадигмы», то есть когда ломается старая культура индустриального общества. И вот она уже сломалась в 1968 — 1969 году, когда происходили очень серьезные изменения: появилась рок-музыка, появились очень интересные тексты «Битлз», прославляющие наркотики, появилось огромное количество произведений разного рода, прославляющих сексуальную революцию как универсальную форму бунта, и появился вообще интерес к контркультуре. И то, что тогда произошло, — возникновение молодежной наркоконтрроксекскультуры и наркоконтрроксексреволюции. И вот сейчас мы живем во второй волне этой революции, с которой связаны такие симптомы, такие проявления, как поттеромания, интерес к произведениям Толкиена, проект «Телепузия», все это называется «психопрограммирование современности», и связано это с тем, что западная цивилизация выходит из индустриальной стадии своего развития и переходит в информационное, постиндустриальное общество. А постиндустриальное общество чем характеризуется? Оно характеризуется упадком познавательных способностей, гибелью рационализма мышления, оно характеризуется программированием и манипулированием молодежи, в первую очередь обращением не к взрослой части населения, а к совсем юной части населения — обращением к их интимным, личным переживаниям. Поэтому Поттер — это наиболее яркие произведения, в которых я бы не сказал, что здесь в чистом виде идет пропаганда сатанизма, — это Церкви лучше видно. Но мы видим, что закладываются совершенно антипознавательные способности. Помните, что был Незнайка, серия произведений Носова о Незнайке и его друзьях в Солнечном городе, а был Незнайка на Луне, и вот Незнайка на Луне, собственно говоря, это и есть приключения Незнайки и его друзей в капиталистическом обществе со всеми его ужасами, кошмарами — безработицей, полицией, всевластием денег. Вот мы оказались сейчас, как такого рода Незнайки, в этом обществе, которое несамостоятельно, является продуктом западной цивилизации, а с другой стороны, ведь, собственно говоря, Поттер — это Незнайка тот самый. Помните, там были Знайка и Незнайка. Знайка — это был положительный герой, а Поттер — это Незнайка, который не знает, колдует, мечтает о волшебной палочке. И наш советский Незнайка тоже мечтал о волшебной палочке, ничего хорошего из этого не получилось. То есть это спекуляция на тяге молодых людей, совсем юных людей, даже младенцев, если брать проект так называемой «Телепузии», тяга к волшебной сказке, к преодолению реальности и наличной тяжкой социальности. В этом нет ничего плохого, но то, что это эксплуатируется, эксплуатируется с целью разрушения способности людей дальше учиться, овладевать положительными рациональными знаниями, напряженно и творчески, честно трудиться и иметь некие высшие цели и задачи... То, что это эксплуатируется для того, чтобы уничтожить традиционные цивилизационные ценности — наши евразийские культурные ценности, это, конечно, отрицательное значение для всех нас имеет. Поэтому поттеромания — это один из симптомов проходящего кризиса западной цивилизации, и этот симптом являет собой миазм, который еще и заражает нашу культуру. — Итак, поттеромания — это один из элементов ломки традиционного сознания, евразийского, русского, как вы сказали. А кто осуществляет эту ломку и в каких целях? С.Н.: На этот вопрос можно дать ответ достаточно однозначный. Ведь кто заинтересован в том, чтобы западный мир превратился в глобальное казино — не производил, а играл? Чтобы прибыль шла за счет дивидендов, за счет финансовых деривативов — вот есть такой термин у экономистов. Дело в том, что физическая экономика западного общества падает, реальный сектор сокращается, а прибыль растет. При этом больше всего растет выпуск бумажной массы, даже не денежной, а так называемой производной бумажной массы, ценных бумаг так называемых. Причем все это идет в виде виртуальных электронных игр на бирже и так далее. И в этом заинтересована, конечно, больше всего финансовая олигархия. Финансовая олигархия, которая не является продуктом буржуазного общества, а вышла еще из старого феодального общества... То есть я бы хотел сказать, что это финансовая не промышленная, а спекулятивная финансовая олигархия, которая выступает против интересов народов — против интересов американского, британского, русского народа и так далее. Она является главным тормозом на пути к неоиндустриализму, к современному индустриальному производительному обществу. Она тянет нас всех в яму постиндустриализма. Она говорит о том, что ничего реального производить не надо, а есть только право электронной подписи, что можно лишь копировать электронные программы и на этом получать дивиденды, что надо эксплуатировать страны «третьего мира» — пусть они производят, а мы будем потреблять. То есть это потребительское общество, которое сращивается сегодня с финансовой олигархией. Это последний бой, который дает финансовая олигархия, не желая попасть в современное общество, — мертвый тянет живого в могилу! Заканчивается предыстория человечества, начинается подлинная его история, и я бы сделал такой вывод: все-таки причиной всего этого является умирающая социально-экономическая система, которая не позволяет давать жить живым, а именно система, которая основана на эксплуатации, на социальном неравенстве, на перераспределении доходов в пользу финансово-спекулятивных паразитических центров. Поэтому изучать надо не забавного придуманного мальчика Поттера (буквально «горшечника»), но реального симпатичного парня Билла Гейтса (буквально «ворота» — куда?) с его личными 70 миллиардами долларов, не «Властелина колец», но «властелинов колец» (владельцев «Ауди») и московского мэра как «властелина московских кольцевых автодорог», слушать не убогого Децила, но исследовать децильный коэффициент — разницу в доходах между 10% богатых и 10% бедных в нашей стране, которая сегодня достигает 35 раз, тогда как в Германии лишь 5 раз! — Вы знаете, здесь у нас, в России, глядя на наших олигархов, мы как-то не ощущаем, что они умирают. Скорее мы их не переживем... С.Н.: Вот, кстати, именно поэтому у нас в России идет огромное распространение продуктов, или артефактов западной культуры. Именно эти артефакты, западной культуры в виде поттеромании, проекта «Телепузии», Покемона (кстати, Покемон переводится как «карманный монстр») — все это является в известной мере способами управления массовым сознанием в первую очередь нашей молодежи. И я бы хотел подчеркнуть, что многие взрослые люди: бабушки, дедушки, отцы и матери просто не понимают этой опасности и с удовольствием «бегут впереди паровоза» — покупают чадам стикеры, постеры «Покемон» и обращаются к детям на уровне вот такого психопрограммирования, то есть они включаются в эту навязанную извне игру, полагая, что быть модным и современным — значит пользоваться новыми продуктами западной культуры. На самом деле они пользуются отбросами западной цивилизации... Вот этого нельзя делать, то есть надо четко давать себе отчет, в чем опасность такого рода программирования и зомбирования сознания молодых людей. Поэтому старшее поколение должно в известной мере остановиться, подумать, достать свои хорошие книжки, на которых они воспитывались, обратиться к хорошим русским сказкам. Вот возьмите, я думаю, что «Колобок» и «Теремок» лучше, чем «Покемон» и «Черепашки ниндзя» с именами титанов Возрождения. А русские народные сказки нам говорят, что плохо, а что хорошо, кто хороший, а кто плохой, и не формируют никакого плюрализма в вопросах морали, не сообщают никакого нравственного релятивизма. Ведь ничего подобного мы не видим в западной культурной продукции — там все смешанно, это так называемый постмодернизм. А в постмодернизме нет истины, в постмодернизме есть мнения, поэтому, когда я прихожу в вуз, я спрашиваю: «Что вы, ребята, хотите — ищите ли вы истину или вам нужны точки зрения?» Они говорят: «Истину!». Поскольку наша национальная культура основана на поиске истины, мы считаем, что есть объективная реальность, она может быть разная, и отражение этой объективной реальности есть истина, и истина бывает одна, а точек зрения — много, поэтому речь идет о сведении точек зрения к истине, к объективной истине. И вот как только мы встанем на ту точку зрения, что есть множество позиций, плюрализм точек зрения и взглядов, то мы окажемся в постсовременности, окажемся вот в этом кошмаре пропаганды множества аутентичных точек зрения, где и сатанизм и христианство будут одним и тем же. Такая позиция нравственного и политического релятивизма выгодна, вспоминая героев Носова, живших на Луне, мистеру Скуперфильду и господину Спрутсу, коих нет числа.. — Истина истиной, но есть такие штампы, что ли, от которых трудно избавиться. Я это к чему говорю? Вы, может, не вполне почтительно выразились по адресу квартета «Битлз». И это удивительно, это непривычно постольку, поскольку это, как говорится, священная корова, которая всегда вне критики. Но раз уж вы сказали «А», скажите и «Б». В чем вы их можете упрекнуть, этих идолов молодежи, и 30 лет назад, и современной? С.Н.: Благодаря музыке и текстам «Битлз» произошли действительно серьезные изменения в сознании молодежи, и молодежь была перепрограммирована, а пиком этого были Вудстокские фестивали 1968 — 1969 года, причем современные исследования показывают, что за этим стояли действия разведки, британской разведки в первую очередь... Сегодня тексты «Битлзов» открыты, и сегодня мы понимаем, о чем в них речь идет. Более того, изменение ритмики привело к тому, что произошел упадок традиционной музыкальной культуры. Вот возьмите, я преподаю, в том числе и в Уральской государственной консерватории, много лет и чувствую многое, (преподаю, правда, философию и культурологию), и там, в консерватории, мне задают вопросы мои студенты, как получилось, что произошел упадок классической музыкальной культуры, произошел слом, который как раз приходится на появление рок-музыки, на появление ритмов и мелоса «Битлз», и это переживается крайне тяжело в современной культуре. Поэтому «Битлзы» еще подлежат исследованиям, анализу и освещению, очевидно, что данная «священная корова» постсовременности может быть изучена. Дело в том, что «сова Минервы», как говорят философы, «вылетает в полночь», после того как история уже закончилась, и вот прошло 30 лет, и только сейчас можно подводить промежуточные итоги. Я думаю, что культурологи еще не сказали своего слова. — Давайте подведем итог нашего разговора. Вы говорите о деградации западной цивилизации. Мы, как можно сказать, элемент этой цивилизации, что, тоже обречены на деградацию? С.Н.: Я считаю, что, разумеется, нет оснований для такого прогноза. И когда Шпенглер писал о «Закате Европы» в 20-е годы и Тойнби писал о гибели отдельных цивилизационных образований, они писали именно о Западе как о «фаустовской цивилизации» — бездушной и стремящейся к власти и богатству. Они ничего не писали о нас, и Шпенглер, например, надеялся на уральскую, русско-сибирскую культуру. Многие западные интеллектуалы на нас надеялись, неужели мы не оправдаем эти надежды? А во-вторых, я хотел бы сказать, что очень многие западные культурные произведения являются в основном утопическими, и это хорошо, поскольку утопия — это обращение к хорошим, положительным, позитивным идеалам, поэтому я не хочу черной краской изображать всю западную культуру, она утопична, она прогрессивна, есть модернизм, есть и постмодернизм. Но вот когда мы видим антиутопические произведения, такие, как произведения о Поттере, это фактически антиутопия, точно так же, как были утопии Мора и антиутопии Оруэлла и Хаксли. Вот мы сейчас в области художественных произведений попали в мир антиутопии, и антиутопии являются для нас весьма опасными, агрессивными, они меняют наше сознание. Поэтому здесь надо быть весьма настороженным и относиться к ним достаточно сдержанно и не поддаваться всеобщему увлечению. Но я не хочу стоять в заведомо проигрышной позиции Саванаролы и призывать к сжиганию, уничтожению, к отрицанию, к борьбе, то есть все это открыто, ибо сегодня мы живем в открытом обществе, все это надо знать, изучать, смотреть и принимать самостоятельное решение. Я думаю, что постоянная критика и постоянные пародии на Гарри Поттера являются нормальной здоровой реакцией русской национальной культуры. Вы подойдите к любому книжному киоску и увидите: Таня Гроттер, вы увидите: «Потный Гарри», вы увидите различного рода намеки и произведения, которые действительно являются пародиями. Многие наши национальные авторы просто зарабатывают деньги на том, что пародируют, шутят, издеваются на эту тему. Это хорошо, это нормально, поскольку, если бы все западное принимали в чистом виде, без критики, и это была бы чистая рецепция, — это было бы опасно. Но то, что у нас существует некая дистанция, отстраненность, говорит о том, что наша культура жива, прогрессирует и будет давать лучшие образцы для мировой культуры XXI века. Об этом наше общество «Знание» с его лозунгом «Знание — народу!» говорило на двух конференциях, которые проводило в 2002 году, и тема у нас была: «Россия в третьем тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни». Мы все сошлись на этом, и это не только моя точка зрения как руководителя Оргкомитета — такова позиция огромного количества интеллектуалов, преподавателей, гостей из Москвы, Белоруссии, Италии, которые собирались на наши конференции и издали два больших сборника трудов. — Ну что ж, вы внушаете оптимизм и надежды, что Россия будет жить. Спасибо!
|