|
||
Нелегка ноша у нашего президента. И наследство получил он — не позавидуешь, да и взвалил на себя обязанности превеликие (помнится, во время своей коронации.., т.е. инаугурации, Владимир Владимирович объявил, что президент в России за все в ответе). И вот, каждый рабочий день, включая субботы, мы видим нашего президента в своем рабочем кабинете, принимающего одного министра за другим, одного ответственного за какое-нибудь ведомство за другим. У всех, естественно, он осведомляется о том, как идут дела, хвалит за успехи, журит за промахи и неизменно вознаграждает каждого полезным советом. Поэтому-то и дела в стране продвигаются. Вот только год назад г-жа Матвиенко докладывала ему, что зарплаты по всей стране задерживались «в среднем» на два — два с половиной дня, а недавно мы узнали, что они задерживаются только у врачей, учителей и коммунальщиков, только в отдельных регионах, но, правда, на два — три месяца. С пенсиями вот тоже существенные подвижки. А накануне Дня защитника Отечества президент решил еще больше улучшить дела с нашей экономикой и для этого пригласил к себе наших дорогих ударников капиталистического труда, т. е. олигархов. Пригласил наш президент олигархов потому, что от того, как идут дела в их немалом бизнесе, поучают нас наши СМИ, зависит и все наше благосостояние. А у них, понятно, все еще есть некоторые трудности в работе: бюрократия в чиновничьих кабинетах, куда олигархам приходится часто обращаться, волокита, непомерные налоги. Из-за этих вот препятствий личное состояние некоторых из них за последний год, как пишут газеты, увеличилось всего на один — полтора миллиарда долларов. А если бы было побольше, то, смотри, и в экономике дела, наверное, шли бы получше. И вот чтобы было получше, президент и объявил им, что налоги и впредь будут сокращаться. Заодно на встрече договорились о сокращении бюрократических проволочек. Попутно президент решил поправить дела с коррупцией. Ведь она, как постоянно печалятся наши СМИ, очень мешает бизнесу, успеху реформ, а также прямо-таки отпугивает иностранного инвестора. Ведь было бы у нас меньше коррупции, была бы у нас экономика, как «там», «у них», и жили бы мы, как в цивилизованном мире. Правда, наш президент не наивный человек. Он понимает, что проблему коррупции «одномоментно не решить и одними карательными мерами не искоренить». Он осознает, что «гораздо конструктивнее создавать условия, при которых правила легче соблюдать, чем обходить». И вообще, как правильно полагает президент, надо вести речь об «установлении партнерских цивилизованных отношений между бизнесом и государством». Да, много у нас людей, желающих, чтобы Россия скорее приблизилась к «цивилизованным странам» во всех отношениях. Вот и постоянно звучат пожелания сделать то или иное в России так, как «там», «у них». Вот и президент говорит о борьбе с коррупцией, чтобы было у нас, как у «цивилизованных». Давайте тогда заглянем в этот «цивилизованный мир», чтобы составить себе некоторое представление о «цивилизованной» коррупции. В 1999 году все эти страны договорились между собой и подписали «конвенцию о взятках». В ней официально объявляется, что осуществлять подкуп иностранных чиновников является преступлением. А до этой конвенции каждая компания, боровшаяся за какой-нибудь контракт за границей, выделяла специальные деньги на взятки и вносила их в накладные расходы. А если происходил какой-нибудь сбой и взятка не срабатывала (ну там, положим, кто-то давал еще большую взятку), эта компания могла требовать от своего правительства возмещения ей ущерба. Правда, конвенцию-то подписали, но относится она только к подкупу иностранных чиновников, а что до подкупа отечественных чиновников, то там об этом ни слова. К тому же нет уверенности, что положения конвенции соблюдаются. Подтверждает это предположение заявление французского судьи А.-Ж. Фюльжера о том, что «требование конкуренции и стремление избежать риска при манипулировании огромными финансовыми ресурсами побуждает бизнесменов прибегать к взяткам». А вице-президент Всемирного банка В. Томас заявляет, что в странах «третьего мира» «транснациональные корпорации через подкуп политической элиты проводят в законодательных органах те законы, которые им благоприятны и выгодны». Более того, события, о которых сообщают зарубежные СМИ, указывают на то, что находятся все-таки в «цивилизованных странах» не очень цивилизованные бизнесмены, которые продолжают старую практику. Вот, например, шеф французской группы по производству оружия «Дассо» не удержался от подкупа бельгийских парламентариев, которые принимали решение о закупке оружия. Подкупить-то подкупил, но оказался наказанным. В Бельгии на него выписали ордер на арест. Но он в Бельгию не едет, а во Франции его не трогают. Вообще торговля оружием, как пишет лондонский «Экономист», является самым грязным из легальных видов бизнеса. Поэтому очень многие трудятся на данном поприще. Вот, например, было много сообщений в британской прессе о том, как сын очень принципиальной леди Тэтчер Марк за короткое время трудов в этой отрасли народного хозяйства Великобритании заработал 19 млн. фунтов стерлингов. Было много вопросительных знаков и возгласов удивления, но никаких юридических последствий. Много разговоров в «цивилизованных странах» о так называемых офшорных банках, мешающих бороться с отмыванием грязных денег, поскольку они не сотрудничают с органами юстиции «цивилизованных стран», которые расследуют дела о коррупции своих подданных. А ведь все эти банки находятся не на Луне, а в странах самых цивилизованных (Монако, Лихтенштейн, Андорра, Люксембург) или на подведомственных им территориях (Гибралтар, Бермуды и т.д.). Да и число этих банков не перестает увеличиваться. Еще в 1981 году тогдашнему президенту США Картеру был представлен доклад, в котором указывалось на рост числа таких банков и что их деятельность часто ускользает от контроля финансовых и судебных органов. А в 2001 году парижская «Монд» в большой статье, посвященной коррупции, констатировала, что все предложения поставить такие банки под контроль «остались мертвой буквой». Несколько раз высшие представители Европейского союза и США обсуждали проблему офшорных банков, но ни к каким результатам эти обсуждения не привели, как пишут СМИ, из-за несговорчивой позиции США. Под огнем критики оказываются не только офшорные банки, но также банки очень цивилизованной Швейцарии, которая никак не хочет отказаться от своего пресловутого принципа секретности и тайны вкладов. Именно этот принцип позволяет всем известным диктаторам благополучно хранить в швейцарских банках награбленные астрономические состояния, остающиеся вне досягаемости для юстиции, даже когда эти диктаторы исчезают с политической сцены в своих странах. В последние годы рост коррупции был настолько впечатляющим, что появился поток публицистической и научной литературы, посвященной коррупции, причинам ее возникновения, факторам, которые влияют на ее рост и сокращение. Ей посвящаются международные коллоквиумы, конференции, встречи лидеров «цивилизованных стран» и т.п. Звучат осуждения коррупции, заявления о решимости покончить с этим злом. Но никаких успехов на этой стезе не отмечается. Напротив, все, кто так или иначе причастен к обсуждению этой проблемы, сходятся на том, что процесс неолиберальной глобализации создал еще более благоприятные условия для коррупции. И все это потому, что глобализация — это среди прочего усиление интернационализации коммерческой деятельности, снятие ограничений на перемещения капиталов по всему земному шару, расширение сети офшорных банков, в которых происходит отмывание так называемых грязных денег, вал приватизации практически во всех странах мира, при которой государственная собственность распродается по бросовой цене. Поэтому считать коррупцию фактором, мешающим экономике, как считает наряду со многими нашими специалистами по реформам наш президент, это грешить против реального положения дел. Коррупция, пишет парижский «Монд дипломатик», «это не тормоз, а, напротив, смазочное масло в механизме рыночной экономики, с которой она тесно связана и в свою очередь воспроизводится ею во все большем масштабе». Другой тип коррупции — политический. Известный американский политолог А. Этциони начинает свою книгу «Коррупция в столице» следующими словами: «Вашингтон коррумпирован полностью... Подкуп политических деятелей можно осуществлять и в розницу, и оптом». При этом он поясняет, что в розницу — это подкуп законодателей по поводу голосования какого-то конкретного законопроекта, а оптом — это проталкивание с помощью денег в конгресс или палату представителей своих людей. А парижский «Монд дипломатик» на эту же тему пишет следующее: «В Вашингтоне постоянно проживает 80 тысяч лоббистов для оказания давления на парламентариев». А бывшему президенту Б. Клинтону пресса ставила в вину, что он использовал свое президентское право и подписывал помилования даже одиозным фигурам из мира бизнеса, находившимся в бегах, взамен на щедрые финансовые вливания в кассу своей партии. В Японии, читаем в специальном исследовании, посвященном коррупции в «цивилизованном мире», политическая коррупция — это образ жизни. А парижская «Монд» добавляет, что там каждый депутат приписан к какому-нибудь лобби и выполняет его заказ. Поэтому-то политические скандалы там сотрясают страну с уже привычной частотой. В Великобритании, как уже много раз обсуждалось в местной и международной прессе, депутаты старейшего в мире парламента продают свои услуги воротилам бизнеса. В Германии же дело бывшего канцлера Г. Коля — это только наиболее звонкий скандал политической коррупции, но далеко не единственный. Недавно министр внутренних дел земли Нордрейн-Вестфалия в интервью «Шпигелю» говорил, что в обиходе финансовых структур своеобразные лозунги-рекомендации: «Купи себе политика» и «Купи себе госчиновников». Во Франции депутаты разных уровней пристраивают своих жен на высокие зарплаты, причем никаких следов от их работы, как правило, не остается. Некоторое время назад парижская «Либерасьон» даже опубликовала список таких жен, почетное место среди которых занимала жена бывшего мэра Парижа П. Тибери, получившая солидную сумму, как писала газета, «за несколько страниц текста с нулевой содержательной ценностью и рядом грамматических ошибок». Еще в 1992 году в Национальном собрании страны тогдашний премьер П. Береговуа на фоне множества скандалов, в которых были замешаны крупные фигуры из политической элиты страны, торжественно заявлял о своей решимости вскрыть «абсцесс коррупции». Десять же лет спустя парижская «Монд» констатировала, что «абсцесс давно идентифицирован, но все еще не вскрыт». А в это время следователи парижской юстиции пытаются вызвать на допрос самого президента Ширака, обвиняемого в коррупции. Но безрезультатно, поскольку, как заявляет президент, демократический принцип разделения властей позволяет ему игнорировать требования судебной власти. Против премьера Италии С. Берлускони возбуждено несколько дел в связи со взятками. Но адвокаты, защищающие его в судебных процессах, как пишет пресса, благодаря поддержке премьера получили государственные посты, позволяющие им влиять на ход судебного разбирательства. А параллельно в парламенте множатся законопроекты, направленные на освобождение из тюрьмы одного из главарей мафии, осужденного несколько лет назад. На фоне всей этой вообще-то банальной информации интересны предложения некоторых наших реформаторов, и в частности министра Грефа. Они с уверенностью утверждают, что коррупцию можно ликвидировать очень просто, если госчиновникам платить хорошие зарплаты, чтобы у них не было соблазна брать взятки. Поскольку все наши реформаторы — господа очень образованные и тонкие, то тут одно из двух: либо в «цивилизованном мире» министры, премьер-министры, канцлеры и президенты получают не очень высокое жалованье, либо эти утонченные люди хотят, чтобы наш президент еще повысил бы им зарплаты. Теперь, прочитав все эти оценки «цивилизованной коррупции» из их же источников, можно констатировать, что коррупция в России — это только повторение пути, пройденного «цивилизованными странами». Но тогда почему мы так часто слышим и читаем в своих СМИ о какой-то невероятной по сравнению с «цивилизованными странами» коррупции в России, о какой-то невероятной ущербности нашей страны в этом плане? В «цивилизованных странах» также принято рассуждать о высоком уровне коррупции в России и других странах, где реформы, навязываемые МВФ, дают не те результаты, которые анонсировались при их введении. Очевидно, что смысл всей этой шумихи состоит только в том, чтобы убедить народы всех этих стран, что плачевные результаты реформ объясняются нечестностью отдельных чиновников и политических деятелей, а не природой общества неолиберальной рыночной экономики, основанной на разнузданном эгоизме, безжалостной конкуренции и культе денег. А «с деньгами, как говорил Ж.Ж. Руссо, можно приобрести все, кроме хороших нравов». Анатолий ВЕРБИН.
|