"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 29 (12372), 18 марта 2003 г.

 

ЕДИНАЯ ВОЛЯ К ВОЗРОЖДЕНИЮ ОБЩЕЙ РОДИНЫ

 

Доклад Первого секретаря ЦК КПБ
В.Н. ЗАХАРЧЕНКО

     Уважаемые товарищи!

     Дорогие друзья!

     От имени белорусской делегации хочу приветствовать вас, всех участников настоящего съезда, и передать вам горячий привет белорусских сторонников Союзного государства, по поручению которых мы сегодня здесь работаем.

     В нашу делегацию вошли представители наиболее массовых и авторитетных общественных объединений республики. Таких, как Федерация профсоюзов Беларуси, Белорусский республиканский союз молодежи, Белорусское общественное объединение ветеранов, Белорусский союз офицеров, Белорусским союз ветеранов войны в Афганистане, Белорусский союз женщин и Белорусское отделение международного женского союза «Единство», Белорусский славянский комитет, Всебелорусское объединенное казачество, Белорусский республиканский общественный комитет «Союз», Международный союз общественных объединений «Союзная общественная палата».

     В составе делегации двадцать депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, являющихся одновременно депутатами Парламентского собрания Союза Беларуси и России или входящих в депутатскую группу «Народный депутат» парламента Белоруссии.

     Значительное число участников являются членами Коммунистической партии Белоруссии, выступившей инициатором и организатором съезда на территории республики.

     Я думаю, что даже одно перечисление организаций, делегировавших своих представителей на наш сегодняшний форум, наглядно показывает, какое значение придает белорусская патриотическая общественность вопросу создания Союзного государства Беларуси и России.

     Как и прежде, миллионы белорусских граждан видят свое будущее только через призму единения. И это неудивительно. Историческое развитие наших народов с самых древних времен — это развитие кровных братьев, живущих к тому же бок о бок. Вместе переживали лихолетья, вместе делили радости, вместе обустраивали свой общий дом — нашу прекрасную матушку-землю.

     Новейшая история еще сильнее укрепила нашу взаимную привязанность.

     Пережив Первую мировую войну, совершив социалистическую революцию и отстояв в Гражданской войне свое право самим решать, как жить, народы России и Белоруссии сделали в составе Советского Союза грандиозный рывок из варварства к высотам цивилизации за чрезвычайно короткий по историческим меркам срок, равный всего лишь семидесяти годам, начав сохой, закончили орбитальными космическими станциями.

     Только единство позволило выстоять нашим народам в кровавой борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. И только братская помощь создала возможность для восстановления народно-хозяйственного комплекса и социальной инфраструктуры Белоруссии после отражения вражеского нашествия.

     Сегодня все меньше вспоминают о последствиях этой войны и цене разгрома фашистских захватчиков. А ведь они ужасны. В Белоруссии фашистами были сожжены и разрушены 209 городов и райцентров из 270, уничтожено 9200 деревень, более 10 тысяч предприятий. Немецкие захватчики вывезли из республики 90 процентов оборудования. В целом Белоруссия потеряла за эти годы 50 процентов национального богатства.

     Еще более ужасны потери людские. За годы оккупации погибли 2,2 миллиона наших граждан и более 380 тысяч были принудительно вывезены в Германию. И это при довоенной численности населения — 9 миллионов человек.

     Вероятно, долгие десятилетия пришлось бы белорусскому народу залечивать тяжелейшие раны, нанесенные войной, если бы не братское плечо других советских республик, и прежде всего Российской Федерации.

     Вот почему на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года по вопросу сохранения СССР 90 процентов граждан Белоруссии сказали: «Советский Союз должен жить». Вот почему на Всенародном референдуме 14 мая 1995 года народ Беларуси убедительно подтвердил неуклонное стремление к единению с Россией. Это стремление сохраняется и сегодня.

     Когда 26 мая 1995 года, положив конец процессу разобщения, у нашей белорусской деревни Речка был убран символический пограничный знак, а затем 2 апреля 1996 года президентами наших государств был подписан договор об образовании Сообщества Беларуси и России, для многих граждан с обеих сторон границы стало казаться, что историческая правда восторжествовала, что единство восстановлено.

     И действительно, в короткие сроки было сформировано и начало функционировать Парламентское собрание. Через год после подписания соглашения о создании Сообщества оно было преобразовано в Союз с наделением его новыми полномочиями. Сформировались Таможенный, Пограничный комитеты, Комитет по вопросам безопасности, появился союзный бюджет. В рамках союзного бюджета началась совместная работа предприятий, учреждений и организаций обоих государств над совместными программами в промышленности, сельском хозяйстве, науке, в области обороны и социальной сфере.

     С декабря 1999 года наступил новый этап единения, обусловленный подписанием Договора о создании Союзного государства и принятии Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений этого договора.

     Как результат, усилились интеграционные процессы, и прежде всего в экономике. В прошедшем году, к примеру, за счет этого товарооборот между Россией и Белоруссией составил 11 млрд. долларов, что уступает только товарообороту между Россией и Германией (14 млрд. долларов) и превышает эти показатели по торговле России с Китаем (10 млрд. долларов) и Украиной (4,7 млрд. долларов).

     Интегрированность топливно-энергетических комплексов наших государств, по оценкам специалистов, составила 95 процентов, машиностроительных — 85.

     Тесно взаимодействуют российские и белорусские предприятия автомобилестроения, что особенно важно, так как эта отрасль во многом является показателем промышленного потенциала государств.

     В автомобилестроении реализуется союзная программа «Дизель» общим объемом около 37 млрд. российских рублей. Разработана программа «Карьерный самосвал», которая чрезвычайно важна для обеих сторон, так как 85 процентов комплектующих для сборки «БелАЗов» поступают с российских предприятий.

     Функционируют программы по созданию совместной продукции и научным разработкам в радиоэлектронике, приборостроении, генной инженерии, освоении космоса.

     Некоторые подвижки были сделаны в синхронизации решения социальных вопросов. Для этих целей также осуществлена разработка и начата реализация нескольких союзных программ, а в конце 2002 года принята союзная Концепция социального развития.

     Однако прошедшие семь лет показали, что путь объединения значительно длиннее и сложнее, чем можно было предполагать вначале.

     Как выяснилось, объективные интеграционные процессы в экономике и социальной сфере еще не гарантия организационного оформления объединения в единую государственную структуру.

     Начиная с 2001 года союзное государственное строительство снизило свою динамику и вступило в фазу вялотекущего процесса.

     На наш взгляд, причин тому достаточно много.

     Вероятно, на интенсивности объединительной работы сказалась смена первых лиц в руководстве Российского государства. Потребовался какой-то период для некоторого переосмысления уже сформулированных положений.

     Но главным тормозящим моментом стало наличие и в России, и в Белоруссии социальных групп, для которых создание общего Союзного государства является серьезным препятствием для реализации личных корыстных интересов.

     И на стороне России, и на стороне Белоруссии в этой роли выступают представляющие крупный капитал правые радикальные элементы, ориентированные на Запад, кормящиеся от этого Запада и заинтересованные соответственно в раздроблении и подчинении наших народов интересам Запада. Их девизом был и остается принцип: «Разделяй и властвуй».

     Если в Белоруссии, несмотря на громаднейшую политическую, психологическую и финансовую помощь белорусским правым радикалам Соединенных Штатов Америки и зависимых от Штатов западноевропейских государств, усилия по деинтеграции не имели какого-либо ощутимого результата (что, в общем, обусловлено, с одной стороны, трезвой позицией народа республики, а с другой — той громадной работой, которую проводит президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко и поддерживающие его патриотические организации по развенчанию нынешних оппозиционеров и проявляемой ими настойчивости в реализации намеченных рубежей Союзного строительства), то в Российской Федерации, по нашему мнению, праворадикальные прозападные структуры, являясь серьезной силой на политической арене, оказывают своей крайне отрицательной позицией в отношении создания Союзного государства Белоруссии и России на принципах равноправия и суверенитета существенное тормозящее влияние.

     Мы можем понять, что наличие и возможности этих структур руководству России нельзя не учитывать, но в то же время вынуждены отмечать негативные последствия потворства правым радикалам для дальнейшего развития союзного строительства.

     Патриоты Союзного государства в Белоруссии понимают, что в процессе его создания приходится преодолевать и непосредственное сопротивление США и Евросоюза.

     Оказавшись в весьма комфортных для себя условиях «однополярного» мира, возникшего в связи с распадом СССР, правящие круги государств «золотого миллиарда» отнюдь не желают воссоздания мощных конкурентов на мировой арене в лице нового Союзного государства Беларуси и России, а возможно, и еще более мощного государственного образования, которому может дать начало наш Союз. Ведь не секрет, что пример России и Белоруссии уже вызвал серьезные объединительные движения в других государствах, созданных на бывшей территории Советского Союза.

     Республика Беларусь испытывала это давление на протяжении последних двух-трех лет и в сфере международной политики, и в сфере экономических отношений.

     Под различными предлогами государственные структуры Соединенных Штатов Америки и их сателлитов организовывали дипломатический бойкот Белорусскому государству. Без всякого обоснования ими провозглашалась нелегитимность высшего законодательного органа страны.

     Не законно избранный парламент республики, а какие-то фантомные «депутаты» прекратившего свою деятельность в далеком прошлом Верховного Совета принимались международными межпарламентскими объединениями в качестве представителей Белоруссии. И только сейчас принято решение о допуске официальной группы Палаты представителей Национального собрания в качестве полноправных партнеров европейских парламентариев.

     До настоящего времени средствами массовой информации большинства соседних государств и стран проамериканской ориентации в других регионах планеты продолжается оголтелая антибелорусская кампания.

     Осуществляется политическое давление на руководство Беларуси и путем запрета на въезд в так называемые «страны свободного мира».

     Попытки политической изоляции трансформируются в экономической сфере отсутствием серьезных инвестиций западного капиталa, стремлением затруднить торговые отношения, введением различного рода экономических и правовых барьеров на пути свободных экономических отношений нашей страны с другими государствами.

     Все это, конечно, не может не сказываться на экономике Белоруссии, на обеспечении социальных интересов ее граждан. И мы испытываем определенные трудности. Однако это не является столь определяющим фактором нашей жизни, который бы поставил наш народ и руководство государства на колени.

     По большинству показателей экономического развития и качества жизни населения Республика Беларусь опережает своих соседей из бывших союзных республик. И это достигнуто собственным трудом.

     Поэтому в отношении давления Запада мы проявляем выдержку и спокойствие. Они вытекают и из твердой самостоятельной позиции высшего руководства республики.

     Его пример при определенных обстоятельствах мог бы стать ориентиром для политического руководства многих других государств по более жесткому отстаиванию перед Западом интересов в мировых интеграционных процессах.

     На современном этапе формирования Союзного государства главным стало принятие правового акта, оформляющего новое государственное образование, определяющего в соответствии с договором баланс суверенности, равноправия в отношениях и разграничивающего функции между сохранившимися государственными субъектами и возникшими надгосударственными структурами власти и управления.

     Последние заседания комиссии, созданной двумя государствами для выработки этого документа, показали, что он в основных чертах сформулирован. Предстоит его рассмотрение главами государств. И возникнет главный вопрос, связанный с окончательным решением по этому важнейшему документу, — вопрос политической ответственности тех, кто делает решающий шаг. По сути, смысл решения будет заключаться в том, что процесс создания Союзного государства становится необратимым со всеми вытекающими отсюда последствиями.

     Насколько сложно принимать такое решение, представить не так тяжело. И тот груз политической ответственности, который ложится на плечи в такой ситуации, не разделить ни с кем.

     Эта ответственность заставляет еще и еще раз взвешивать все «за» и «против», анализировать расстановку социальных сил, выверять результат и прогнозы последствий.

     В этой связи активная поддержка внесенных предложений может сыграть определяющую роль для окончательного решения.

     Коммунистическая партия Белоруссии расценивает нынешнюю ситуацию как требующую активного выражения воли народов по вопросу союзного строительства. Несомненно, что данное выражение воли народа будет в пользу Союзного государства. Об этом говорят многочисленные социологические исследования, проводимые как в Белоруссии, так и в России.

     Но необходима еще и организованная публичная поддержка процесса создания Союзного государства общественными организациями и объединениями граждан. Это создаст тот вектор положительных сил, который позволит подкрепить решимость глав наших государств окончательно преодолеть оставшийся политический барьер и принять решение о вынесении Конституционного акта Союзного государства на референдум.

     Полагаем, что старт публичной поддержки союзного строительства патриотическими силами дан нашим сегодняшним съездом. Необходимо, чтобы он получил продолжение в масштабной серии акций на всей территории Союзного государства.

     Думается, что начало массовых акций было бы целесообразно приурочить к предстоящей седьмой годовщине Дня единения народов Беларуси и России. Дальнейшее развитие их может иметь место в процессе мероприятий, посвященных празднованию очередных годовщин освобождения наших городов и районов от немецко-фашистских захватчиков, других памятных дат.

     Следует наращивать объемы публикаций и выступлений в поддержку действий по ускорению союзного строительства в средствах массовой информации, усиливая пропагандистскую работу среди населения по этому вопросу.

     Такие подходы не только стимулируют завершение действий государственных структур по формулированию Конституционного акта Союзного государства, но и подготовят почву для проведения референдума по этому документу, а затем и выборов союзного парламента.

     Причем на всех предстоящих этапах формирования правовой базы и структур власти и управления Союзного государства активность общественности будет продолжать оставаться одной из определяющих конечный результат.

     Поэтому нелишне было бы уже сегодня думать нам о каком-то или на худой конец о каких-то координирующих органах общественных движений в рамках нарождающегося государственного образования.

     То, что координация действий нам будет остро необходима, можно не сомневаться. С принятием Конституционного акта Союзного государства Беларуси и России, а затем избранием высшего законодательного органа Союза процессы становления внутрисоюзного взаимодействия субъектов резко ускорятся. И можно предположить, что в их развитии будут возникать достаточно острые моменты, связанные с изменениями общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности наших народов.

     Уже сейчас возникают опасения по поводу возможных попыток представителей крупного капитала России начать атаки на предприятия ведущих отраслей Белоруссии с целью их захвата без вложения средств. К каким последствиям приводят подобные действия, отчетливо прослеживается в ряде регионов Российской Федерации.

     В самой Российской Федерации идет серьезная борьба за перевод в частную собственность энергосистемы. Последствия такого шага можно предугадывать, исходя из аналогии с приватизацией железной дороги в Республике Польша. Разрыв единой системы железных дорог и подчинение вычлененных частей частному интересу привели к резкому падению ее пропускной способности. Как результат, к примеру, на границе между Польшей и Белоруссией, в районе Бреста, скопилось 1200 железнодорожных цистерн со сжиженным газом из России. Еще более 1700 находятся на самой станции Брест. В связи с возникшей из-за скопления взрывоопасного груза прямой угрозой городу Белорусская железная дорога приостановила прием составов со сжиженным газом из России. Мы несем прямые потери. Если такое случится с энергосистемой, речь пойдет уже о жизни и смерти людей.

     Серьезные вопросы могут возникнуть в случае трансляции на Беларусь из России ряда законодательных норм и установившейся практики в медицинском обеспечении, образовании, системе социальной защиты, трудовых отношениях.

     Все эти проблемы также могут потребовать скоординированных действий общественности в самых широких масштабах.

     На наш взгляд, не следует забывать и о факторах внешних.

     Я уже говорил о действиях Соединенных Штатов Америки по отношению к нашим государствам. К огромному сожалению, подобные шаги не исключение, а правило в поведении господствующих кланов этой страны. Причем наглость политического руководства этого государства базируется не только на огромных богатствах, награбленных имущими слоями, но и абсолютном равнодушии к кому-либо, кроме самих себя, основной части населения США.

     Отсюда и стремление распространить сферу своих интересов везде, где можно урвать жирный кусок. А для этого все средства хороши.

     Мешал интересам денежных мешков Соединенных Штатов Милошевич с Югославией в целом — разбомбили Югославию, а Милошевича выставили виновником убийств, совершенных ими самими.

     Возникла потребность в сооружении наиболее короткой ветки нефтепровода из Средней Азии через Афганистан к морю — объявили ранее самими взращиваемый режим талибов террористическим и военной силой установили в Афганистане свой порядок.

     Сегодня выход из надвигающегося кризиса внутри самих Штатов и в целом на всем Западе пытаются найти с помощью захвата иракской нефти. А для этого вспомнили, что Ирак нужно освободить от оружия массового поражения. Способ освобождения уже опробован на Югославии, Афганистане, да и во многих других местах. С помощью военной силы.

     Никто не гарантирует, что через некоторое время в прицеле американских самолетов, танков и артиллеристских систем не окажется Беларусь или Россия. Уже сегодня американские и натовские самолеты базируются на территории бывших советских республик в Средней Азии. Войска НАТО проводят учения и обучают военнослужащих в Прибалтике и Грузии.

     Неделю назад средства массовой информации сообщили о заявлении министра обороны США о намерении разместить натовские авиабазы в Республике Польша. Причем в непосредственной близости от рубежей Республики Беларусь. Примерно в 150—200 километрах от нашей границы.

     Вчера канал НТВ Российского телевидения транслировал сюжет о повторяющихся в последние недели полетах самолетов-разведчиков У-2 Соединенных Штатов Америки вдоль границ Российской Федерации в районе Грузии.

     Так что эта опасность вполне реальна. И противостоять ей, так же как сегодняшним намерениям Соединенных Штатов в отношении Ирака, необходимо объединенными силами.

     В этой связи еще раз следует подчеркнуть необходимость формирования и укрепления широкого общественного движения в рамках создаваемого Союзного государства Беларуси и России.

     Мы верим в успех начатого дела и твердо стоим за Союз Беларуси и России, за единство наших народов, за общее благополучие и процветание. И мы его добьемся.

     Почти 7 лет назад, 2 апреля 1996 г., практически такой же численностью состав белорусской делегации приехал в Москву для участия в подписании Договора о создании Содружества Беларуси и России.

     Некоторые из состава этой делегации и сегодня в зале. Как вы помните, договор состоялся и дал начало всему процессу союзного строительства.

     Наш сегодняшний съезд, проходящий, кстати, в День конституции Республики Беларуси, должен также иметь логическое завершение в принятии Конституционного акта, формировании законодательных органов и исполнительных структур Союзного государства.

 

 


В оглавление номера