| 
||
| 	
 
 
 И чем больше мы им в угоду презирали Ф. Достоевский. До чего же не хотелось мне получать новый паспорт! Нет, вовсе не потому, что посещение паспортных служб обычно требует бессмысленной траты времени и нервов. Во-первых, в Томске процесс обмена паспортов организован четко. Во-вторых, милиция создала коммерческую структуру, которая за небольшие деньги осуществляет обмен без излишних хлопот. Кроме того, преподавая более полувека в не очень большом городе, становишься достаточно известным повсюду. Тут ученик — заместитель начальника, а то и начальник областного управления, там ученица — важный клерк, здесь: «У вас училась моя жена... моя дочь... учится моя внучка...» и т.д. Или даже: «А вы меня отчислили из института за недисциплинированность, когда были деканом. Помните?» Все это с улыбкой, с желанием помочь и избавить от затруднений. Но именно один из моих учеников (наверное, сегодня не надо объяснять, почему учитель математики работает в паспортном столе УВД, а не в школе), вручив мне вместо привычного «серпастого и молоткастого» новенькую книжицу с двуглавым орлом, сразу понял, почему я не радуюсь. Он достал из ящика с многочисленными российскими и иностранными паспортами несколько разноцветных книжечек и показал мне. Читаю: «казах».., «немец».., «русский»... Я этой чести не удостоился. Ни «русский» (жил бы за границей — написали бы!), ни даже «россиянин». Нет, конечно, не бомж (лицо без определенного места жительства), адрес проставлен. Но, видимо, либо космополит (землянин?), либо «бонц» — лицо без определенной национальности. Конечно, бытовых неудобств это не доставляет, но все же «не хлебом единым»... Ныне много говорят и пишут о всплеске русского национализма, о национал-социализме, фашизме и т.д. Есть ли под этим какое-то основание? Какое? ...Три с половиной века назад Исаак Ньютон сформулировал основные законы механики, третий из которых гласит: действию всегда соответствует равное и противоположно направленное противодействие. Конечно, нелепо распространять законы физики на человеческое общество, но основания для размышлений возникают, ибо есть немало действий, провоцирующих противодействие. Включите любой телеканал. Если вы не наткнетесь на американский боевик, рекламу японских телевизоров, германских стиральных машин, итальянских утюгов, американских окорочков, китайской лапши или французской косметики, то увидите политическую передачу, после которой старику жить не хочется, молодому захочется за границу, а человеку, считающему себя гражданином России, станет страшно за ее будущее. Кстати, хотел написать «считающему себя патриотом», но не сделал этого по причине, требующей небольшого отступления. ...Очень модно сейчас при слове «патриот» восклицать: «патриотизм — прибежище негодяев» и торжествующе подчеркивать — уж я-то не негодяй, уж я-то не патриот! И почти никто не задумывается над глубинным смыслом этого афоризма. А он в том, что несчастный изгой, всеми покинутый, брошенный на дно жизни, ничего не имеющий и уже ни на что не надеющийся, единственным прибежищем, надеждой и опорой считает Родину, понимая, что только она, как мать, все простит, поймет и спасет. Подумайте, господа, можно ли с изящным презрением говорить о любви к Отечеству, о любви к Матери? Боюсь, что вам этого просто не дано понять. Хотя весьма любопытно, что мысли о патриотизме, составляющие стержень идеологии современных левых сил, перехватила «Единая Россия», вдруг заговорившая о военно-патриотическом воспитании и его составляющих. Крикливее всех при этом те «единороссы», кои вчера столь же громко проклинали патриотов и саму идею патриотизма. Ну это к слову. А теперь по существу. То, что примитивное массовое американское кино на порядок ниже европейского и советского, человеку с нормальным эстетическим чувством очевидно. Очевидно и то, что те, кто «заказывает музыку», этим чувством либо вообще не обладают, как, например, наш министр культуры, либо хотят сделать нас идиотами. Я не могу не сопротивляться этому! Кстати, когда по «настоящему радио» (любое иное радио, видимо, поддельное!) говорят о «настоящей музыке», то тоже имеют в виду любую, но уж только не русскую музыку. Далее. То, что бытовая техника многих стран лучше российской, к сожалению, правда. Но если мы будем рассчитывать только на иностранное, то своего хорошего у нас никогда не появится. Нам это объясняли еще в седьмом классе, как объясняли и то, что есть группа А и группа В, причем при ослаблении первой во имя скорого успеха второй государство попадает в экономическую, а за ней и политическую зависимость от иных держав. Я этого не хочу, поэтому не могу не сопротивляться! То, что иностранные продукты питания, начиная от окорочков, сосисок и кончая конфетами, на порядок хуже наших продуктов, начиная от колбасы и крымских вин и кончая краснодарским чаем и самарским шоколадом, по-моему, известно любому человеку уже не с художественным, а просто с нормальным вкусом и аппетитом. Кроме того, я не хочу избыточного холестерина, безвкусной еды, а то и просто отравы. И, вспоминая школьный учебник физики, сопротивляюсь. Косметика... Мои студентки не очень мне верят, когда я к случаю рассказываю им о том, что в свое время, собираясь в зарубежную поездку (ассистентской — учительской зарплаты вполне на нее хватало), я набирал несчетное количество флакончиков «Красной Москвы» (маленькие такие были, по пять рублей пятьдесят копеек) — лучших чаевых в отеле или в ресторане придумать было невозможно. Ну а на торжественный случай — «Белая сирень». Французские все же лучше? Возможно, но найдите в наших магазинах за более или менее терпимую цену именно французские, а не поддельные! Я бы с удовольствием подарил любимой женщине любые настоящие духи, настоящую косметику. А мне подсовывают какие-то суррогаты! Немецкие «Топлайнеры», говорят, намного лучше комбайнов, выпускавшихся красноярским заводом. Не знаю, с лета 1944 года за штурвал комбайна не держался. Однако знаю, что один купленный за наши деньги «немец» стоит примерно столько же, сколько восемь «сибиряков». И красноярские рабочие, не получившие этих денег, должны испытывать необходимость сопротивления. Впрочем, не это главное. Мне с утра до вечера вдалбливают, что пора бы уж и нам войти в мировую цивилизацию. Причем эта мысль подается как аксиома абсолютной геометрии. Вот имеется мировая цивилизация, мы в нее шли под руководством государя Николая II, но в 1917 году сбились со столбовой дороги и пошли нецивилизованным путем. Эта мысль — настоящий бред, что понимает всякий грамотный человек, даже и не исповедующий идеи Октября. Единой «правильной» цивилизации для всего разноплеменного человечества нет и быть не может. У племени ацтеков была своя цивилизация, ее уничтожили испанские конквистадоры, считавшие именно себя цивилизованными и в XVI веке имевшие на это некоторое сомнительное право. Ацтеки сопротивлялись. У индейцев Северной Америки была иная, но тоже своя цивилизация. Ее уничтожили европейские колонисты, не имея на это никакого права, кроме права силы. Индейцы сопротивлялись, в какой-то степени сопротивляются и поныне. Древнейшую цивилизацию Индии английские джентльмены пытались утопить в крови сопротивлявшегося народа, ограбили его и до сих пор пожинают плоды когда-то наворованного, читая всему миру проповеди о благородстве. Жители Ирака имеют свою цивилизацию, уходящую корнями в те времена, когда предки нынешних американцев не только сказок Шахерезады и поэм Фирдоуси не читали, а вообще читать не умели, да и читать им было нечего. И эту цивилизацию правнуки пиратов, жуликов и каторжников хотят уничтожить! Наверное, иракцы станут сопротивляться! У советского, у русского народа тоже была собственная цивилизация, ее пытаются заменить какой-то иной, для кого-то, быть может, и пригодной, но нам абсолютно чуждой. Вспомните, как лжедемократы в конце восьмидесятых годов настойчиво внушали нам, в общем-то, верную мысль — не надо великой России навязывать чьи-то вкусы, привычки, обычаи, традиции. Это делалось почти с такой же настойчивостью, с какой сегодня меня пытаются заставить от всего русского отказаться. Мне все время говорят, что русский ленив и вечно пьян. Что у нас ничего доброго и хорошего нет. Что продукция русских заводов неконкурентоспособна (директор одного из крупнейших томских предприятий точного машиностроения рассказывал мне, что более тридцати видов продукции его завода не имеют аналогов за рубежом). Что характерное для России нежное и благородное отношение к женщине, как к существу высшему, и соответствующие самооценка и гордость русской женщины, так восхищавшие Мопассана и Флобера, есть патриархально-советский предрассудок, от которого срочно надо избавиться при помощи «Окон» и пропаганды раннего, безопасного, однополого и еще какого-то секса. Что наше особое отношение к воину-защитнику, к армии вообще, к обязательности службы в ней для каждого уважающего себя мужчины есть пережиток прошлого. Что уникальное, не имеющее аналогов в мире место интеллигенции в российском обществе есть нечто нелепое, что вообще российский менталитет пора менять на «цивилизованный». Что чуть ли не генетически существующее у нас признание «нашего» более важным, чем «мое», вообще нелепо и унижает человеческое достоинство. Нет, господа, у нас своя цивилизация, ей тысяча лет, возможно, она имеет недостатки, но это не ваше дело. Не лезьте вы в нашу душу своими грязными руками, я же начну сопротивляться! Кстати, ваш гуманный и веселый Джером К. Джером говаривал, что «русский человек — одно из самых очаровательных существ на земном шаре». Неплохой был писатель, хоть Горький его и недолюбливал. Почитайте, господа, чтение классиков вещь полезная. Мы сопротивляемся, и не стоит удивляться, когда это сопротивление приобретает, мягко говоря, некорректные формы. Впрочем, наступление на нашу цивилизацию корректностью тоже не блещет. Я уж не говорю о достаточно прямолинейном заявлении г-жи М. Тэтчер о желательности оставить на территории России тридцать миллионов граждан. У нас и «свои» пророки имеются. Цитирую несравненную В. Новодворскую. «Мы должны привыкнуть к мысли о том, что люди будут стреляться, топиться, сходить с ума. Мы пойдем против народа. Мы ему ничем не обязаны... Мы здесь не на цивилизованном Западе. Мы блуждаем в хищной мгле, и очень важно научиться стрелять первыми, убивать». А можно и порезче. Скажем, Л. Бройсерман пишет, что он ждет того дня, когда Россия «окажется погребенной в навозной яме истории. А мы вобьем в эту яму осиновый кол». Наверное, с позиции этих господ такой путь приобщения нашего народа к «цивилизованному Западу» достоин всяческого одобрения. Но мне не хочется в яму, и я сопротивляюсь. И сопротивляюсь даже не за себя и своих детей и внуков, а потому, что в яму вместе с нами неизбежно попадут Толстой, Репин, Чайковский, не говоря уж о Маяковском, Шостаковиче, Глазунове — это ведь наша, а не ваша цивилизация! Конечно, мне могут возразить, что на обиженных Богом не обижаются, мало ли что говорят и пишут новодворские, бройсерманы, сванидзе и другие познеры! Им ведь тоже кушать хочется, да еще и за столом, где из русского будут присутствовать только осетры из Астрахани, да икра с Дальнего Востока. Но опасность идет и «сверху». Ограничусь одним только, но очень тяжелым примером. Кто не знает и не говорит сегодня о Катыни, где, по некоторым данным, НКВД расстрелял пленных польских офицеров (называют от шести до двадцати тысяч)? Но никто не знает и не говорит о том, что среди этих офицеров были и те, кто собственноручно уничтожал в польских концлагерях советских воинов, попавших в плен во время поражения войск М. Тухачевского, наступавших на Варшаву (называют от шестидесяти до ста шестидесяти тысяч). В Катыни, и не только там, погибшим полякам поставлены памятники. Возможно, это правильно. Но стоят ли в Польше памятники красноармейцам? В январе 2002 года Путин за Катынь и вообще за коммунизм извинился перед поляками. Не уверен в необходимости этого шага, по-моему, из дипломатических соображений об этих трагедиях сегодня вообще не стоит говорить. Но уж если говорить, то тогда обеим сторонам. Президент Польши извинился перед Россией? Нет, ибо поляки цивилизованные, куда уж нам... Возмущаюсь, хочу сопротивляться. А если вспомнить еще, что на стороне Гитлера в войне против СССР участвовали более 100 тысяч поляков, из которых 60 280, в том числе 5 генералов, попали к нам в плен; если вспомнить еще, что 10 июля 1941 года в поселке Едвабне, когда наши войска уже его оставили, а гитлеровцы еще не вошли, цивилизованные поляки убили и сожгли около 2000 евреев; если вспомнить, как мужественная армия Андерса ушла из СССР в Иран, когда Советская армия истекала кровью, борясь и за нашу, и за польскую цивилизацию, то сразу хочется спросить: кто и перед кем должен извиняться? Нужны еще примеры? Наверное, достаточно, тем более что, впервые вступив в бой лишь в 1944 году, войска Андерса в мае практически полностью полегли под немецким пулеметным огнем. Мы понимаем, что польские воины в этом не виноваты, может быть, поэтому в СССР была популярна песня о маках у Монте-Кассино, где произошла эта трагедия. Но об этом не принято ныне говорить, зато принято вспоминать все, что может скомпрометировать Россию. И как я должен к этому относиться? ...Почти два века назад русский художник-медальер граф Федор Толстой, создавший замечательные барельефы с аллегорическим изображением подвига русского народа в борьбе с нашествием Наполеона, отказался от лестных предложений из-за рубежа. Его просили изготовить аналогичные произведения, но посвященные участию в войне с Францией английского флота и армий других европейских государств. Формулируя мотивы отказа, Федор Петрович сказал: «Я русский и горжусь сим именем!». А что сказать мне, глядя в свой паспорт?  
Лев ПИЧУРИН, 
 
  |