"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 39 (12382), 10 апреля 2003 г.

 

КУБАНСКИЕ КАЗАКИ В КРЕМЛЕ

 

Беседа с В. Г. Захарченко накануне концерта в Москве. Его мысли о будущем.

     Последние три десятка лет имя старейшего, прославленного, государственного академического Кубанского казачьего хора накрепко связано с именем его художественного руководителя В.Г. Захарченко — человека, от природы необыкновенной духовной мощи, удивительно преданного песне, неутомимого собирателя и исследователя народного творчества, композитора, наделенного безошибочной художественной интуицией.

     Виктору Гавриловичу исполнилось 65 лет. Целый цикл юбилейных концертов прокатился по Краснодарскому краю. И вот апофеоз — концерт в Государственном Кремлевском дворце, на самой главной сценической площадке страны. Беседа с Захарченко накануне отъезда в Москву, его мысли о будущем.

     — Если отвечать на вопрос, что дальше, то планов творческих столько, что и на три жизни не хватит. Тысячи, десятки тысяч народных песен предстоит записать, обработать, разучить с хором, записать на компакт-диск или издать. И потом я — композитор, музыку пишу всю жизнь. В последнее время пишу песни на стихи русских классиков. Почему? По той простой причине, что они чрезвычайно актуальны сегодня, необыкновенно современны. Вот у меня под рукой,.. — перебирает стопку бумаг, — стихи Алексея Толстого «Ой стога, стога», они были написаны еще в 1840 году. Будто про нас сказано, про то, как были мы единой семьей, могучим Советским Союзом, а теперь раскиданы, как подкошенные травы:

     «Ой, стога, стога, на лугу широком
     Вас не перечесть, не окинуть оком,
     Ой, стога, стога, в земляном болоте,
     Стоя на часах, что вы стережете?
     «Добрый человек, были мы цветами,
     Покосили нас острыми косами.
     Раскидали нас посредине луга
     Раскидали врозь, вдали друг от друга,
     От лихих гостей нет нам обороны,
     На глазах у нас черные вороны,
     На глазах у нас, затмевая звезды,
     Галок стаи вьют поганые гнезда».

     И дальше он, распаляясь, то рубит воздух рукою, то воздевает ладони вверх:

     «Ой, орел, орел, наш отец далекий
     опустися к нам, грозный, светлоокий,
     Ой, орел, орел, внемли нашим стонам,
     Дале нас срамить не давай воронам.
     Накажи скорей их высокомерье,
     С неба в них ударь, чтоб летели перья...».

     — Вот такие изумительные стихи, — тихо говорит он после долгого молчания. — А вот еще одна дорогая мне песня на слова известного стихотворения со школьной скамьи Лермонтова «Тучки небесные, вечные странники...»

     — Второй куплет меня просто потрясает: «Что же вас гонит? Судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? — он цитирует все с нарастающим волнением и вдруг на словах... «Вечно холодные, вечно бездомные — нет у вас Родины, нет вам изгнания... — Какая же сильная любовь к родной русской земле, какая тоска!

     — Вы с такой гордостью говорите о России. И с болью... — Виктор Гаврилович задумчиво смотрит на меня:

     — Боль бывает разная. В детстве как? Порезал пальчик, — ой, больно. В больнице мне приходилось терпеть боль после автоаварии месяц, два, три, четыре... И операция за операцией... Но боль есть другого рода — душевная, сердечная. Самая тяжелая, от нее не уйти, не вылечиться. Когда человек болеет своим делом, стремится его сделать не абы как, а довести до совершенства, он обречен на вечную неуспокоенность души...

     — Любой концерт, а уж такой, как в Кремлевском Дворце, всегда испытание... Этот концерт в какой-то мере исповедальный. Будут исполняться песни и танцы, которыми высказывается моя жизненная позиция, мои искания и открытия, мои истины и ценности. Только словами Тютчева, Некрасова, Есенина, словами народных песен.

     Прозвучит песня Григория Пономаренко «Русь моя» на стихи Александра Блока, ее исполнит Иосиф Кобзон; новая песня Анастасии Заволокиной «Казачий край», которую она посвятила Кубани. На стихи Николая Рубцова я написал песню «Тихая моя Родина», и ее исполнит Игорь Морозов, солист Большого театра, который поет сейчас в Венской опере и специально прилетит на наш концерт из Австрии. А из Киева приедет народная артистка Украины Нина Матвиенко с народной песней, записанной на Кубани «Ой, там у саду».

     — Только найдя незримую общую волну с залом, который с тобой на одном дыхании, можно говорить о выполненной художественной задаче. Москвичи никогда не принимали нас хуже, чем, к примеру, киевляне или болгары... И потом, нам прямо говорят, что в Москве сейчас просто голод на высокого уровня народное исполнительство. За десять дней до концерта нам сообщили, что все пять тысяч билетов уже проданы, к слову, самый дешевый из них стоил триста, а самый дорогой — полторы тысячи рублей. Раз люди взяли билеты и собираются на концерт, значит, ждут, значит, для них это событие значимое... Наверное, будут просить исполнить «Роспрягайтэ, хлопци, конэй!»,непременно попросят в какой-нибудь записочке «Варэничков»... Исполним, конечно... Но своей обязанностью считаю показывать непременно новые песни. Например, состоится премьера моей песни на стихи иеромонаха Романа «Колокольный звон». Исполнит заслуженная артистка России Татьяна Петрова. В концерте примет участие и любимый мой певец Алексей Петренко — он будет читать в сопровождении мужской группы последний монолог Тараса Бульбы, когда его привели на костер. Слушаешь — мурашки по коже бегут.

     Говорить о народной песне Захарченко может часами, о воспитании ею больших человеческих чувств — доброты и отваги, нежности и бескомпромиссности... И, конечно, патриотизма...

     — А любви научиться можно?

     — Народные песни о любви — вы заметили? — всегда возвышенно духовные. Там нет пошлости. Там чувство понимается как таинство, как святость. Я записал много народных песен, и ни в одной не нашел сюжета, где после ссоры мужа и жены песня предлагает им разойтись. Нет, ты пожури, покори ее, «чтобы смолоду жена не побегивала, не попрыгивала», но нигде нет совета — брось ее и найди другую. Семья в народной традиции — это свято. Сызмальства каждый знал, что в ней продолжение рода. Сейчас наша страна буквально вымирает, смертность намного превышает рождаемость. Это же кошмарно — вырождается народ. А ведь у нас было в традиции — и на Кубани в том числе — большие семьи, человек по десять — двенадцать. Из родов складывается «народ» — слышите созвучие слов. Выходит, каждый, научившись отвечать за свой род, будет в ответе и за народ в целом...

     Я верующий человек, и знаю, что когда-то спросится с меня не только за мои личные и семейные дела, заслуги и грехи, но и за то, что я сделал или не сделал для моего народа. И это не национализм в современном понимании этого слова.

     Национализм, считаю — слово хорошее. Нация — это слово объединяющее. Все нации достойны уважения, все люди братья. Но каждый народ должен знать уметь защитить интересы своего народа. Совсем не так, как это понимают сегодня американцы. Мы должны уметь вспомнить в лихую годину, что каждый из нас — сын или дочь своего народа. Этому и учит народная песня.

     А наций особенных нет. Есть особенные люди. Я как-то вычитал в одной духовной книге мысль, потрясшую меня. Знаете, почему, оказывается, Бог дал всем способности неодинаковые и в разной степени? Да для того, чтобы люди нуждались друг в друге... Если я умею одно и совсем не умею другого, тогда я нуждаюсь в тебе.

     В любом концерте никогда не возникает отрицательных эмоций, выступает ли перед нами украинец, якут, чеченец или белорус — это не важно, ведь поет он о матери, о любимой женщине, о ребенке... Только через искусство мы познаем друг друга. Как прекрасно, что есть искусство, оно объединяет людей. Я убежден, если бы по центральному телевидению, в прессе чаще знакомили с искусством народов России вместо боевиков и грязного чтива, то мир вокруг нас давно бы стал добрее и понятнее. И мы бы действительно чувствовали, что россияне — народ многонациональный. Лучше знать друг друга — вот чему учит песня.

     — Говорят, вы обласканы властью, Виктор Гаврилович?

     — Мне просто повезло, что люди, руководящие краем, понимают и ценят смысл нашей работы. Вот и Александр Николаевич Ткачев проявляет живейшую заинтересованность в работе хора, нашей детской школы, в научных исследованиях...

     — Чувство любви к Родине в этой бренной жизни на земле есть, может быть, самое великое, ни с чем не сравнимое и трудно объяснимое чувство, — завершает нашу беседу Виктор Гаврилович Захарченко, — оно величественно возвышается над всеми нашими чувствами и страстями, как недосягаемая вершина, выше которой — один Бог... Я чувствую, как нарастает в людях желание переломить ситуацию. Намечается духовно-нравственное движение, которое должно помочь стране, народу нашему выстоять, встать с колен. Я верю в Россию, верю в ее будущее. Ради этого живу и работаю...

  Беседу вела Карина МИРАКОВА.
Краснодар — Москва.

 


В оглавление номера