|
||
Пресс-конференция министра иностранных дел Кубы Фелипе Переса Роке в связи с судом над наемниками на службе империи, состоявшимся 3, 4, 5 и 7 апреля. Гавана, 9 апреля 2003 года Хосе Л. Понсе (ведущий). Добрый день всем коллегам. Добро пожаловать на это специальное выступление министра иностранных дел Фелипе Переса Роке. Здесь у нас присутствуют 82 аккредитованных корреспондента международных средств информации, представляющие 59 органов из 22 стран, и также представлена вся национальная пресса. Без дальнейшего промедления предоставляю микрофон министру Фелипе Пересу Роке для его специального выступления, а затем мы устроим раунд вопросов и ответов. * * * Фелипе Перес. Добрый день всем иностранным корреспондентам, аккредитованным в нашей стране, и корреспондентам национальных органов информации. Мы собрали вас, чтобы проинформировать о судебных процессах, проходивших в последние дни, и о том, что этому предшествовало, а также прокомментируем некоторые другие важные темы. Прежде всего я хотел бы твердо заявить, что правительство и народ Кубы очень ясно понимают, что еще и сейчас ведут трудную битву за свое право на самоопределение, за свое право на независимость. Народ и правительство Кубы ни на минуту не упускают из виду, что на Кубе стоит вопрос о ее независимости, о будущем нашей страны как нации и о том, чтобы все граждане нашей страны могли пользоваться всеми правами. После более чем 40 лет железной экономической, финансовой и торговой блокады, актов агрессии, террористических актов, более 600 планов покушений, планов убийства главы кубинского государства; после десятилетий подстрекания к подрывной деятельности, к незаконной эмиграции, к актам диверсии, к действиям вооруженных групп, к чьей террористической деятельности против нашей страны относились с полной терпимостью; после всей этой истории, которую хорошо знает наш народ, кому пришлось пережить гибель своих сынов и кому причинены огромные материальные убытки — только блокада стоила Кубе уже более 70 миллиардов долларов, — после всего этого нашему народу приходится бороться с навязчивой идеей правительств Соединенных Штатов сфабриковать на Кубе оппозицию, сфабриковать на Кубе «пятую колонну», поощрять создание и укрепление на Кубе групп, отвечающих их интересам, с ясными аннексионистскими намерениями тех, кто в один прекрасный день будет способствовать аннексии Кубы Соединенными Штатами в предположительном контексте поражения Кубинской революции. Такова была и остается их навязчивая идея: законы, финансирование, стимулирование, действия спецслужб. Один план за другим разбивался о единство нашего народа, о моральный авторитет Кубинской революции в глазах ее народа, о тот неоспоримый факт, что огромное большинство кубинского народа поддерживает и защищает Революцию, о неоспоримое моральное лидерство исторического руководства Кубинской революции. Они наталкивались на это, они не смогли сломить это сопротивление, вызывающее восхищение мира. Я должен привести этот прецедент, потому что нельзя рассматривать недавние события на Кубе, забывая, что на Кубе еще решается исторический спор, и это право и борьба кубинцев за то, чтобы быть независимой страной, которая должна противостоять историческим аппетитам и конкретным планам присоединить Кубу к Соединенным Штатам; этот спор решается сегодня на Кубе, и чтобы проанализировать кубинскую действительность и то, что происходит на Кубе, надо принимать во внимание этот фактор. Куба хорошо знает, что международное право на ее стороне, потому что Устав Организации Объединенных Наций признает право Кубы на то, чтобы выбирать собственную политическую систему, признает уважение принципа равенства между государствами и признает право на самоопределение народов. И таким образом блокада, агрессивные действия и давление, оказываемое на Кубу, пытаются помешать всему нашему народу осуществлять свое право на самоопределение, создавать свои институты, устанавливать свою политическую и экономическую систему по своей свободной воле. Вот то, что сегодня решается на Кубе: может ли маленькая страна, находящаяся вблизи от крупной сверхдержавы, быть независимой страной, быть страной, которая следует своим путем? В международных пактах о правах человека, принятых Организацией Объединенных Наций и о которых столько твердят в эти дни, говорится буквально, что «все народы имеют право на самоопределение», и мы, кубинцы, дали себе это право. Мы приняли Конституцию, внесли в нее поправки, у нас есть законы, у нас есть институты, у нас есть более 2 000 организаций гражданского общества — неправительственные организации, профессиональные организации, у нас есть своя собственная система, свои институты, мы выбрали свой путь, и нас надо уважать. Вот это и решается здесь сегодня: сможем мы или нет идти собственным путем и осуществить это право? В Уставе Организации американских государств, из которой, как мы знаем, Куба была исключена под давлением правительства Соединенных Штатов и о которой мы неоднократно высказывали свое мнение, тем не менее в Уставе ОАГ, в которую Соединенные Штаты действительно входят и в которой осуществляют всю свою власть, говорится: «Всякое государство имеет право выбирать, без внешнего вмешательства, свою политическую, экономическую и социальную систему и организовываться в той форме, которая наиболее ему подходит, и его долг — не вмешиваться в дела других государств». Так заявляется в Уставе ОАГ — предположительно являющемся краеугольным камнем организации Америки, — и значит, мы боремся на Кубе за это право, против давления и против растущей враждебности нового правительства Соединенных Штатов, которое, осуществляя свою одностороннюю власть в мире, нагнетает до непредвиденной степени свою риторику и свою враждебность по отношению к Кубе. Значит, вот что решается на Кубе сегодня, и таким образом нам кажется важным в качестве прецедента, в качестве предисловия к тому, что мы объясним, чтобы эти элементы быть приняты во внимание. Так вот, верно то, что было более 40 лет блокады, актов агрессии, вооруженного вторжения; верно то, что продолжается подстрекательство к незаконной эмиграции с Кубы; верно то, что такой была политика, которой следовали 10 американских администраций, и Куба должна была противостоять им и должна была их пережить. Но с приходом администрации, возглавляемой президентом Бушем, в Соединенных Штатах был сделан скачок во враждебности к Кубе. Присутствие на ключевых постах американского правительства более двадцати кубинцев из майамских экстремистских групп, решение возложить главную ответственность в госдепартаменте за дела Латинской Америки и, следовательно, Кубы на господина Отто Райха, наряду с обязательствами и долгом благодарности, который уже был у президента Буша перед майамскими экстремистскими группами, которые поддержали его в ходе предвыборной кампании и сыграли главную роль в его приходе на этот пост, способствовали тому, что начался новый этап усилившейся враждебности в отношении Кубы. Я должен ясно сказать, что мы не виним народ Соединенных Штатов в этой ситуации. Мы испытываем чувства дружбы и уважения к народу Соединенных Штатов и доказали это. Мы не виним большинство кубинцев, живущих в Соединенных Штатах, которых не называем «мафия»; мы называем их общиной кубинцев, живущих там, чье право на поддержание связей со своими семьями, на посещение Кубы мы уважаем и также защищаем, мы виним не их. Мы не виним широкие круги американского общества, интеллигенции, предпринимателей, которые понимают необходимость изменения политики по отношению к Кубе, которые поддерживают нормализацию отношений. Мы виним в этом майамские экстремистские группы, которые составляют меньшинство, и секторы в администрации, связавшие себя с политикой враждебности по отношению к Кубе. Мы не виним даже большинство палаты представителей и сената, которые доказали в последние годы свою волю, свою решимость, свою надежду на то, что отношения между нашими обеими странами нормализуются, что наладится торговля, продажа продуктов питания и лекарств, поездки американских граждан на Кубу и что будут отменены анахронические запрещения, которые сегодня мешают им ездить на Кубу. Так вот, этот путь, каким следуют сегодня, — тот, какого, по результатам опросов, по сведениям, по публикациям, желает большинство американского общества? Нет. По отношению к Кубе идут другим путем, путем, который подразумевает ужесточение блокады, усиление мер, связанных с блокадой — потом мы рассмотрим некоторые из этих недавних решений по ужесточению блокады, — путем большего стимулирования, так, как никогда прежде, незаконной эмиграции, большей терпимости. Я должен лишь сказать, что за последние семь месяцев было совершено семь угонов кубинских воздушных и морских судов вследствие терпимости, применения ко всем без разбору Закона об урегулировании статуса кубинских эмигрантов, практики принимать там людей, использующих, чтобы приехать туда, террористические акты, насилие, оружие, что осуждается международными конвенциями, в которые входят Соединенные Штаты; и угонщики-террористы в четырех из случаев остались на свободе, и нет даже сведений, чтобы против них был возбужден судебный процесс, первые четверо из этих семи случаев, с августа прошлого года до сих пор. В четырех случаях угонщики, совершившие акты терроризма, ходят по улицам, и так оно и было, в Майами свободно проживают люди, которые совершили убийства, чтобы угнать в Соединенные Штаты суда, самолеты, и все это ужесточилось — к этому я еще вернусь. Финансируют больше, чем когда бы то ни было, более 1 200 часов в неделю радиопередач на Кубу. Отделу, представляющему интересы Соединенных Штатов в Гаване, были даны указания превратиться практически в генштаб, в штаб-квартиру внутренних подрывных элементов на Кубе, причем глава этого Отдела ведет себя так, как еще не бывало за четверть века, что действуют Отделы интересов, открыто нарушая законы, определяющие поведение дипломатов, открыто вмешиваясь во внутренние дела Кубы, высказываясь и действуя так, как действительно не подобает дипломату. Усилилось использование дипломатической почты Отдела интересов Соединенных Штатов в Гаване для финансирования, снабжения средствами для проведения контрреволюционной работы на Кубе групп, созданных и финансируемых правительством Соединенных Штатов. Наконец, была создана накаленная ситуация, характеризуемая ростом подрывной деятельности, неуважением к кубинским законам, открытым вызовом кубинскому правосудию, которое должно уважаться любым дипломатическим представительством в ходе работы в нашей стране. Чтобы привести пример того, какой видел свою работу по отношению к Кубе глава Отдела американских интересов в Гаване господин Джеймс Кейсон, я покажу сейчас короткий фрагмент из заявлений, сделанных им майамскому телевидению в декабре, чтобы услышать из его собственных уст то, о чем мы сейчас говорим. (Показывается видеозапись.) * * * Журналист. … новая должность в качестве главы Отдела, представляющего интересы Соединенных Штатов в Гаване, вы уже ездите, вы встречались с теми кубинцами, что не согнулись, с диссидентами на Кубе. Вы встречались также с лидерами антикастристских организаций в изгнании? Джеймс Кейсон. Да, два-три раза. Каждый раз, как я приезжаю в Майами, я хочу встретиться и встречаюсь со всеми группами, Кубино-американским национальным фондом, Советом за свободу Кубы, независимыми группами и всеми группами здесь, потому что я хочу объяснить, что я видел на Кубе, что там происходит, и услышать их точки зрения на то, что мы делаем, чтобы посмотреть, есть ли что-то, что мы хотим делать и не делаем. Это очень любезный разговор, и одно из того, что я говорю, это то, что на Кубе важно то, что есть оппозиция, они изолированны, их преследуют, но они упорствуют, и у них много отваги, и важно то, чтобы они встречались, объединялись, чтобы они концентрировались на главном, на правах, которых у них нет, и на свободах, которые они должны иметь. Так вот, не сосредоточиваться на личных отношениях, на различиях в идеологии; важно то, что оппозиция должна завоевать пространство, потому что настанет день, когда начнется переход. Сейчас идет переход, но когда-нибудь будет новая Куба, и они должны принять участие в том, чтобы создавать и решать будущее Кубы. Так вот, они должны завоевывать пространство, начать обсуждать, что надо сделать по-другому, чтобы изменить Кубу; так вот, важно, чтобы они сосредоточились на важном, а не на несущественном. Журналист. Из встреч, которые были у вас с диссидентами — не знаю, хотите ли вы входить в подобные детали, — но где вы видите, что диссиденты, быть может, не идут верным путем? Что хотели бы вы сказать диссидентам? Прежде чем попросить у вас, если вы мне позволите, сказать что-нибудь антикастристским группам в Майами. Что бы вы сказали диссидентам на Кубе, что вам хотелось бы сказать в соответствии с тем, что вы видели? Джеймс Кейсон. Ну, первое, что будущее Кубы… мы, американцы, не будем определять, каким будет будущее Кубы, это будут решать кубинцы, за пределами Кубы и внутри Кубы. Они должны, с моей точки зрения, мой совет — сосредоточиться на главном, каковы важные факторы? Не разделяться, объединиться и попытаться договориться или прийти к соглашению, например, по 10 пунктам, по которым все согласны, и не говорить о том, в чем они не согласны; потому что при демократии у всех есть разные точки зрения, есть действия, но важно то, что это военная диктатура, где, если люди не объединятся, у них будет мало шансов на успех. Так что пусть они сосредоточатся на главном и ищут точки совпадения, а не различия. Журналист. Сейчас я продолжу тему диссидентов. Одна из ваших первоочередных задач — это также помочь диссидентам на Кубе. Как вы думаете помочь кастристской оппозиции? Джеймс Кейсон. Ну, как я уже сказал, предлагая информацию, моральную, духовную поддержку, говоря, что они не одни, что мир знает, что происходит на Кубе. Проявлением этого служит то, что многие из лидеров, такие, как Освальдо Пайя, Владимиро Рока, Марта Беатрис Роке, получили премии организаций прав человека в Европе и других частях света, так что мир знает, что происходит на Кубе, и мы там, чтобы говорить им об этой действительности и помогать им всем, чем можно. Мы не даем, это неверно, как говорит Кастро, что мы финансируем оппозицию; оппозиция продолжает существовать потому, что система потерпела провал, и мы находимся там, чтобы предложить им поддержку американского народа и остального демократического мира в том, что они делают, они выступают за то, чтобы иметь основные права человека, Куба подписала это в Декларации прав человека, во всемирных декларациях, и не выполнила за все эти годы. * * * Фелипе Перес. Это господин Кейсон в декабре, его задача — объединить группы, помочь им создать программу из 10 пунктов. Как мы видим, господин Кейсон едет на Кубу с задачей создать единую партию «диссидентов» на Кубе, таким образом, не знаю, почему его так раздражает, что у нас, кубинских революционеров, есть единая партия, чтобы защищать Революцию, ведь это то, чему он пытался способствовать с так называемыми «диссидентами». Его руководство этими группами направлено на то, чтобы стереть внутренние разногласия, «свары» между ними из-за лидерства или из-за денег и попытаться создать объединенную группу, с деньгами. Меня удивляет, что он не говорит о премиях, присужденных в Соединенных Штатах, потому что именно Международный республиканский институт — одна из групп, получившая деньги правительства Соединенных Штатов, которая получила в 2002 году не более и не менее как 1 674 462 доллара, для чего? Чтобы помочь создать базы международной помощи, чтобы оказывать материальную, моральную и идеологическую помощь активистам на Кубе, включая присуждение премий, международных благодарностей; и мы знаем, как это учреждение и другие в Соединенных Штатах участвовали в деле присуждения премий, и для этого им дается каждый год все больше денег на организацию поездок, на премии, на разъезды, потому что у нас имеется информация обо всем этом. Так что я подчеркиваю перед вами мысль о том, что присутствие господина Кейсона отмечает момент углубления политики, направленной против Кубы, подрывной политики, направленной против Кубы, открытой, неприкрытой. Он там говорит: «Я каждый раз, как могу, встречаюсь с Кубино-американским национальным фондом», с теми, кто финансировал цепь террористических покушений в кубинских отелях, в результате которых погиб итальянский турист и были ранены несколько десятков туристов и кубинских работников. Я встречаюсь с ними каждый раз, как могу» — с Советом за свободу Кубы, который является военизированным крылом бывшего Кубино-американского национального фонда; с Мартином Пересом — начальником военизированного аппарата Фонда, организатором многочисленных планов убийства главы кубинского государства президента Фиделя Кастро на международных встречах; с участниками организации и финансирования попытки подложить 40 килограммов взрывчатки С-4 на Ибероамериканском саммите в Панаме, чтобы убить президента Кубы. Итак, «я встречаюсь с ними каждый раз, как могу, чтобы информировать их, чтобы обмениваться мнениями; я ободряю их, говорю, что близок момент, когда они и группы внутри страны, которые мы поддерживаем, смогут уже наконец гарантировать пользование правами человека», со всеми этими элементами, в большинстве батистовцами, связанными с репрессиями и убийствами 20 000 кубинцев в период батистовской диктатуры. Так что мы очень хорошо знаем, для чего приехал сюда господин Кейсон, какие указания он привез, какие у него побудительные причины и чей он сторонник. И таким образом, наш долг и право — защищать независимость нашей страны, используя законы, установленные в нашей стране, в рамках строгого соблюдения наших законов, уважения нашей этики, нашего смысла жизни и убеждений, движущих нами. Значит, это было в декабре. Что произошло с того времени и до сих пор? 27 февраля 2003 года кубинец Адольфо Франко, один из этих более двадцати, занимающих посты в правительстве, администратор по делам Латинской Америки и Карибского региона в ЮСАИД — американском Агентстве по оказанию помощи за рубежом, агентстве правительства Соединенных Штатов, — заявляет на заседании подкомитета по иностранным делам палаты представителей, что американское Агентство по оказанию помощи за рубежом вложило с 1997 года более 20 миллионов долларов — 22 миллиона долларов, — чтобы применить на Кубе Закон Хелмса-Бертона. Он также заявляет, что в качестве части выполнения закона были посланы материалы, пропаганда, было вручено более 7 000 радиоприемников, подготовленных к приему «Радио Марти», и произведены другие действия. Само американское Агентство по оказанию помощи за рубежом заявило, что эти 22 миллиона — это малая часть фондов, направленных на Кубу, малая часть! — потому что большая часть денег на подрывную деятельность не проходит через ЮСАИД. В законе Хелмса-Бертона имеется глава 109, в которой дается указание правительству распределять деньги на подрывную деятельность на Кубе через ЮСАИД, но имеется также глава 115, где рекомендуется направлять деньги тайными путями, через спецслужбы. Само ЮСАИД говорит, что они дают только малую часть, а это было 22 миллиона с 1997 года, как признает данный сотрудник. 28 февраля пять кубинских героев, несправедливо брошенных в тюрьмы в Соединенных Штатах, когда они помогали бороться с терроризмом, снова были посажены в карцеры, откуда не выйдут до 2 апреля. 24 марта Бюро контроля за иностранными активами — бюро правительства Соединенных Штатов, которое следит за выполнением блокады, — издает новые правила, еще более ужесточающие блокаду: еще больше ограничиваются поездки американцев на Кубу; сокращается практически до полной отмены небольшое число разрешений, которые давались студентам, чтобы ездить на Кубу, представителям интеллигенции и все такое; отменяется обмен в области образования; произвольно сокращается число не только тех, кто может ездить сюда, но и тех, кто может ездить туда; практически автоматически отказывают в визам молодежи, студентам, представителям кубинской интеллигенции, спортсменам, научным работникам для участия во встречах в Соединенных Штатах, на которые они были приглашены; увеличиваются возможности приездов на Кубу лиц для снабжения групп, задача которых — заниматься подрывной деятельностью; американцам запрещается участвовать на Кубе в семинарах и конференциях, организованных кубинскими учреждениями. Иными словами, 24 марта происходит новое ужесточение блокады, которое доводит антикубинские меры, предусмотренные блокадой, уже до уровня шизофрении. 26 марта госсекретарь Колин Пауэлл предстает перед подкомитетом ассигнований сената и объявляет, что представленный им бюджет включает 26 900 000 долларов для передач на Кубу программ «Радио и Теле Марти», которые присоединяются к двадцати с лишним миллионам, о чем мы уже говорили, и представляют собой нарушение международных законов, правил Международного союза телекоммуникаций; что было признано финансирование радиостанции, которая нарушает наше радиоэлектронное пространство, ведя на Кубу более 1 200 часов передач в неделю, подстрекая ко внутренней подрывной деятельности, к созданию планов диверсий, к дезертирству, к незаконной эмиграции — вот чем занимаются эти радиостанции, распространяя ложь и клевету в отношении Кубы. 31 марта госдепартамент публикует отчет о правах человека в мире, где, как известно, говорится обо всем мире, за исключением самих Соединенных Штатов, там Кубе посвящены страницы, полные гнусностей и лжи, которые служат основанием для того, чтобы представить затем проект антикубинской резолюции в Комиссии по правам человека в Женеве, спонсором и организатором которого являются Соединенные Штаты. В этом году этот проект резолюции будет поставлен на голосование 16 апреля; Соединенные Штаты в связи со своей неспособностью и отсутствием авторитета, чтобы его представить, особенно после того, как они были на год выведены из Комиссии по правам человека, поскольку международное сообщество сочло, что они не отвечают условиям, нужным для того, чтобы быть ее членом, и после возвращения в нее вследствие того, что Испания и Италия согласились взять назад свою просьбу, чтобы Соединенные Штаты могли быть избраны без голосования, поскольку они поставили условием, чтобы их кандидатуру не ставили на голосование, так как боялись, что не пройдут — ведь голосование для избрания членов тайное, а они боятся тайных голосований, в то время как мы надеемся на них, — итак, они вернулись, но опасаются представить проект антикубинской резолюции. Другие страны, ранее оказывавшие им эту услугу, также уже не захотели, и тогда Соединенные Штаты постарались, чтобы к правительству Уругвая, сделавшему это в прошлом году, присоединились в этом году правительства Перу и Коста-Рики, которые представили практически безобидный текст, где не говорится почти ничего, но который отвечает стремлению американцев гарантировать, чтобы тема оставалась в Комиссии по правам человека, чтобы оправдывать осуждением Кубы в Женеве сохранение блокады Кубы. 2 апреля помощник государственного секретаря по делам Западного полушария Кертис Страбл указал, что «американское Агентство по оказанию помощи за рубежом вложит в этом году в Кубу 7 миллионов долларов из фондов на экономическую помощь». Посмотрите, как поступает поток денег на Кубу. Мы здесь видели, как господин Кейсон сказал, что Соединенные Штаты не финансируют. Похоже, господин Кейсон не читает актов конгресса, его не информируют о том, что заявляют его начальники, потому что помощник госсекретаря говорит, что на этот год они выделили 7 миллионов долларов; администратор по делам Латинской Америки говорит, что выделила 22 миллиона только ЮСАИД. Господин Кейсон не хочет ничего об этом знать, но в любом случае я потом расскажу, как поступают деньги, и как участвует правительство, и представлю чеки и ведомости, имеющиеся в нашем распоряжении. 6 апреля флоридская газета «Сан Сентинел» рассказала в своей статье, как контрреволюционная организация «Командос Ф-4» — группа, использующая методы насилия, террористическая группа, связанная с планами диверсий, засылок вооруженных людей на Кубу, — проводит учения с тяжелым оружием, а не с пистолетами и ножами, там говорится: «Она проводит учения с тяжелым оружием, чтобы осуществлять вооруженные действия против Кубы и для возможного вооруженного вторжения в эту страну». «Сан Сентинел» расценивает террористическую организацию как военизированную и приводит заявления главы этой организации, который открыто заявляет о намерении ликвидировать посредством военной силы и террористических методов кубинского президента. Они проводят учения, у них там, на юге Флориды, есть тренировочный лагерь, и они чувствуют себя окрыленными в этот новый момент отношений между двумя странами, чтобы расширить свои террористические и насильственные действия против Кубы. Вот что происходило с тех пор, как американское правительство, особенно в последние месяцы, решило расширить агрессивную эскалацию против нашей страны. * * * А что делала Куба в этот период, что делали мы, сознавая, что большинство американского народа не относится к Кубе враждебно; сознавая, что в Соединенных Штатах существует все растущее течение дружбы, симпатии по отношению к Кубе; зная, что огромное большинство американского народа поддержало возвращение кубинского ребенка, которого попытались задержать во Флориде; вдохновленные, кроме того, подлинным чувством уважения, дружбы к народу Соединенных Штатов? Пока все это происходило, мы после террористического акта 11 сентября, который Куба осудила, выразив свое соболезнование американскому народу, отвергая терроризм как практику, предоставив ему наше воздушное пространство, наши аэропорты, предложив медицинскую помощь, кубинские учреждения, чтобы оказать помощь жертвам этой акции; после того как мы, кроме этого, предложили медикаменты, чтобы бороться с сибирской язвой в Соединенных Штатах — мы предложили правительству Соединенных Штатов изготовить 100 миллионов таблеток, ничего не зарабатывая на этом, — и практически не получили ответа; мы выразили готовность передать медицинское оборудование, разработанное в нашей стране, научное оборудование, которое позволяло в момент, когда в Соединенных Штатах действительно царил ужас, содействовать исследованиям, чтобы бороться с сибирской язвой; 29 ноября 2001 года мы вручили ноту главе американского Отдела интересов в Гаване, официально представив проекты соглашений с целью сотрудничества обеих стран в деле борьбы с наркобизнесом, борьбы с терроризмом и сотрудничества, чтобы покончить с контрабандой людей, незаконной эмиграцией, которые мы уже представляли прежде и которые потом представили еще раз, получив отрицательный ответ. Почему правительство Соединенных Штатов не заинтересовано в сотрудничестве с Кубой в деле борьбы с наркобизнесом, борьбы с незаконной эмиграцией, угонами самолетов и судов, торговлей людьми или борьбы с терроризмом? Почему оно не заинтересовано? Это темы, интересующие американское общество. 20 декабря 2001 года мы приняли наш Закон о борьбе с актами терроризма, в котором установили сроки наказания для тех, кто мог бы использовать кубинскую территорию даже для организации акций или для финансирования таких акций, направленных против других стран, включая Соединенные Штаты. Когда возникает поток сообщений о вирусе лихорадки Западного Нила, мы предложили правительству Соединенных Штатов сотрудничать в научных исследованиях. Пока это происходило, что делалось там? Кубу лживо и несправедливо обвиняли в том, что это страна, покровительствующая терроризму, страна, имеющая программу разработки биологического и химического оружия, что в свое время нам пришлось опровергнуть; попытались бойкотировать визит президента Картера на Кубу, выдвинув эти обвинения так, чтобы они совпали с его визитом в нашу страну. Однако мы продолжали вести свою борьбу с терроризмом, мы приговорили наркоторговцев к суровым срокам наказания, мы боролись с тем, чтобы наркотики не проходили вблизи от Кубы, чтобы кубинская территория не использовалась для переправки наркотиков в Соединенные Штаты. У американского народа должны иметься убедительные доказательства чувства уважения, испытываемого к нему Кубой, что подтверждается сотнями американских фермеров, которые приезжали сюда, которые защитили свое право; именно когда они защищали свои права, произошли закупки в Соединенных Штатах более миллиона тонн продуктов питания, почти на 250 миллионов долларов, это нечто, представляющее интерес для американских фермеров. Иными словами, когда происходит все это и Куба убедительно доказала, сделала жесты доброй воли, с другой стороны, идет вся эта политика враждебности и провокаций, направленная против Кубы. Теперь я должен кратко привести хронологию событий, предшествовавших судебным процессам, о которых мы позже расскажем. 24 февраля этого года глава американского Отдела интересов в Гаване господин Кейсон на организованном им акте с участием группы этих наемников, которые, финансируемые и организуемые правительством Соединенных Штатов, сотрудничают с державой, нападающей на их страну, на этой встрече господин Кейсон сделал неслыханные заявления, произнес слова, никогда ранее не произносившиеся ни одним дипломатом в какой бы то ни было части света, оскорбительные, нарушающие элементарные нормы поведения дипломатов, означающие вмешательство в наши внутренние дела, провокационные по отношению к правительству и народу Кубы. Это было 24 февраля. 6 марта Председатель Государственного совета Кубы Главнокомандующий Фидель Кастро Рус в выступлении на заседании Национальной ассамблеи дал должный ответ этим провокациям, расценил эти слова как «бесстыдную и вызывающую провокацию» и предложил, чтобы, быть может, многочисленные сотрудники американских разведывательных служб, работающие в ЮСИС, объяснили господину Кейсону, что «Куба спокойно может обойтись без американского Отдела интересов в Гаване»: это было предупреждение, ясное указание на то, что они должны прекратить свои провокации, должны изменить свое поведение, становящееся действительно нетерпимым для властей и общественности Кубы. 7 марта госдепартамент подтверждает, что за девять дней до того были брошены в карцеры пятеро кубинцев — политических заключенных, находящихся в американских тюрьмах. 10 марта мы вручили господину Кейсону дипломатическую ноту, ноту 365, в которой отвечаем на заявления, сделанные им 24 февраля, еще раз требуем от него прекратить свое откровенно провокационное поведение, означающее вмешательство во внутренние дела Кубы, и сообщаем ему о решениях, принятых нами в отношении его передвижения по нашей стране — подрывных акций, нарушающих кубинские законы. Это выглядело как наше последнее предупреждение, наше последнее усилие убедить господина Кейсона изменить свое безответственное и открыто провокационное поведение. 12 марта, то есть через два дня после нашей ноты, по всей видимости, как ответ на наш призыв, на нашу дипломатическую ноту, господин Кейсон организует новое конспиративное сборище в собственной резиденции, там, где он живет, ставя уже новый рекорд: он предоставил им уже не только офисы, но и собственный дом. 14 марта, два дня спустя, он организует новую встречу — в разнузданной форме, видно явное намерение вызвать столкновение с кубинскими властями, — она начинается в 10.00 утра и заканчивается в 5.00 вечера. * * * Мы были терпеливы. Я привожу всю эту историю, чтобы доказать, что мы были терпеливы, мы были терпимы; но действительно, решение господина Кейсона превратить американский Отдел интересов в Гаване и свою резиденцию практически в штаб-квартиру подрывных действий против Кубы, что означает послание в адрес всех этих наемников, смысл которого в том, чтобы они поверили в собственную безнаказанность, в то, что они находятся под защитой могущественного союзника, который поощряет их, финансирует их, организует их, направляет их, и после создания такой ситуации господин Кейсон, до неслыханной степени проводя в жизнь агрессивную политику своего правительства по отношению к Кубе, вынудил нас тогда применить наши законы, и надо понимать эти судебные процессы как действие Кубы, когда у нее уже не оставалось иного выхода на пути конфронтации и провокаций, выбранном правительством Соединенных Штатов в своих отношениях с Кубой и где сыграл ведущую роль глава их дипломатического Отдела в Гаване. Наше терпение уже не было оправданно; уже не была оправданна наша терпимость, события уже достигли точки, невыносимой для нашей страны, которая живет в условиях агрессии, преследований, блокады и у которой есть законы, чтобы защищаться, и она суверенно воспользовалась своими законами, чтобы защитить свой суверенитет, чтобы наказать тех, кто сотрудничает с державой, пытающейся подорвать порядок в стране и сломить кубинцев, отнять у них право пользоваться своей независимостью и правом народа на самоопределение. Господин Кейсон своим безответственным поведением положил конец нашему терпению. Он главный ответственный за то, что произошло. Таким образом, после всех этих событий, 18 марта, принимается решение арестовать группу наемников, которые участвовали во встречах с ним 24 февраля, 12 марта и 14 марта. В тот день было арестовано 32 наемника. На следующий день, 19 марта, были арестованы еще 33 наемника, которые участвовали и участвуют, и получают деньги, и предоставляют искаженную информацию, чтобы можно было применить закон Хелмса — Бертона, чтобы можно было применить меры по блокаде; которые содействовали политике Соединенных Штатов осуждать Кубу в Женеве, чтобы узаконить блокаду, чтобы придать блокаде, отвергаемой международным сообществом, видимость достоверности. В тот же день, 19-го числа, вечером, угоняют самолет DC-3, это результат годов терпимости, поощрения угона самолетов, того, что там встречают как героев тех, кто совершает преступления с применением силы, чтобы незаконно эмигрировать в Соединенные Штаты. И мне хочется это подчеркнуть, потому, что когда я говорю, что это было 18 и 19 марта, я даю ясно понять, что это решение было принято, и эти аресты были совершены до начала войны в Ираке и до угонов двух самолетов и катера; решение было принято раньше, и аресты были произведены как следствие невыносимого положения, в которое мы были поставлены провокациями и безответственным поведением господина Кейсона. Теперь, после угона самолета DC-3, когда угонщики прибыли в Соединенные Штаты, самолет был конфискован, в прессу просочилось сообщение о том, что их собираются условно выпустить на свободу, выпустить угонщиков под залог, — чего, в конечном итоге, как кажется, не произойдет, но что просочилось в печать, а нет дыма без огня, — все это создало новые стимулы, как мы и предупреждали, и тогда вновь 31 марта происходит угон самолета АН-24; 2 апреля происходит угон катера. Любопытно, что при угоне катера меняется патрон поведения, которому следовали до того момента американские власти, потому что в силу миграционных соглашений они задерживали в море суда, которые пытались прибыть в Соединенные Штаты, останавливали суда и обязывались возвращать Кубе тех, кто пытался прибыть туда нелегально. Возвращали не всех, 10—12 % задержанных в конце концов под тем или иным предлогом увозили в Соединенные Штаты; но хорошо, примерно 90% возвращали. В день угона катера они сказали, что нет, что они не собираются действовать в этом случае так, как действовали всегда, и тогда мы сделали то, что нужно, и разрешили проблему. То есть была, кроме того, цепочка угона самолетов, попытка использовать незаконную эмиграцию в целях дестабилизации страны, для того, чтобы создать на Кубе действительно сложное положение, и тогда 3 апреля начались судебные заседания. Раз я теперь говорил о миграционных вопросах, я хочу привести здесь данные, которые кажутся мне важными в силу того, что я скажу. Я хочу сказать, что мы считаем, что увеличение числа угонов — я уже сказал, что было семь угонов за семь месяцев, — с использованием огнестрельного оружия, холодного оружия, насилия над пассажирами, гранат, наше мнение таково, что эти угоны, эти продолжающиеся планы угонов, незаконной эмиграции в Соединенные Штаты подчиняются действительно сознательному плану, чтобы стимулировать незаконные выезды с Кубы, чтобы стимулировать совершение актов терроризма на судах, в самолетах, которые летают на Кубу и с Кубы; чтобы стимулировать угон судов, угон кубинских самолетов, чтобы создать условия, которые позволили бы покончить с миграционным соглашением. Мы думаем, что существует сознательный план, конечная цель которого — покончить с миграционными соглашениями, действующими между обеими странами уже почти десятилетие, и осуществить большую мечту экстремистских групп кубинского происхождения, террористической мафии кубинского происхождения, проживающей во Флориде, которая всегда противилась этим соглашениям и постоянно оказывала давление на правительство Соединенных Штатов, с тем чтобы оно разорвало эти соглашения. (Продолжение следует).
|