"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 45 (12388), четверг, 24 апреля 2003 г. |
Дебильность (от лат. debil — слабый) — легкая степень олигофрении: задержка психического развития, слабость абстрактного мышления, неспособность подавлять свои влечения и т.д. («Советский энциклопедический словарь»). Чтобы оправдать заголовок нашей беседы, уважаемый читатель-телезритель, приведем доказательства того, что при неограниченном потреблении телевизионной продукции у индивида ослабевает способность к абстрактному мышлению. Но прежде — что такое абстрактное мышление? Абстракциями принято называть отвлеченные понятия и категории, такие, скажем, как «личность», «общество», «прогресс», а также теоретические обобщения типа «Бытие определяет сознание», «Семья — ячейка общества», «Алкоголизм разрушает личность» и пр. Абстрактное мышление относится к высшей сфере сознания человека — рациональной (от слова rationalis — разумный), в которой формируются понятия, суждения, умозаключения, в отличие от эмоциональной сферы (еmotion — волнение), где протекают первичные психические реакции в форме восприятий, ощущений и разного рода подсознательных актов. Так вот телевидение в силу своей природы имеет некие «ограничители», не позволяющие ему развивать у нас абстрактное мышление. В этом нетрудно убедиться, сравнив его с печатью. Средствами печати, с помощью письменного слова создаются и произведения искусства, и научные труды. Выразительными же средствами телевидения можно создать оригинальные творческие работы лишь в сфере искусства, художественного творчества. Научные теории на языке экрана досконально воспроизвести невозможно. Не случайно грандиозный замысел Сергея Эйзенштейна — экранизировать «Капитал» К.Маркса — так и остался неосуществленным. Экран оказался не в состоянии адекватно выразить мощь и глубину логических абстракций великого мыслителя. Вы скажете, ну а если читать «Капитал» вслух перед камерой? Заверяю, эффект будет более чем скромный. Суть в том, что устное слово проигрывает письменному в передаче сложного содержания. В свое время Ф.Энгельс, приводя в пример собаку и лошадь, которые до такой степени приручены человеком, что только говорить еще не научились, по этому же поводу заметил: «К сожалению, их голосовые органы настолько специализированы в определенном направлении, что этому горю уже ничем нельзя помочь». Вот так и горю ТВ, органически не переваривающему логические абстракции, тоже ничем не поможешь... Вывод очевиден: если телевидение в силу своих природных ограничителей не способствует развитию у зрителей высшей формы психической деятельности — абстрактного мышления, то каждодневное созерцание программ, ставшее для большинства обитателей планеты излюбленной формой проведения досуга, приводит к постепенному ослаблению умственного потенциала. А «слабый» в переводе с русского на латинский означает «debilis». Что и требовалось доказать.
Примеров и фактов сколько угодно. Обратимся к США — бесспорному лидеру в производстве и потреблении телевизионной продукции. Здесь установлено, что уже два поколения американцев благодаря ТВ оказались фактически отлучены от чтения. И результат налицо. Точнее, на лицах самих американцев. «На многих из них лежит печать вырождения», — свидетельствует О.Арин, наш соотечественник, ученый, долгое время живший и работавший в США. Согласно материалам опросов, 20 процентов взрослых жителей Соединенных Штатов не могут назвать ни одной из стран Европы. Среди американцев в возрасте от 18 до 24 лет каждый седьмой не может найти на карте собственную страну, каждый четвертый — показать Тихий океан. Один из управленцев жалуется в печати: 95 процентов выпускников колледжей допускают ошибки в написании слов, половина не умеет составить простое предложение. В целом же, по данным культуролога Э.Химша, на сегодня средний уровень грамотности американцев уступает тому, что был в начале ХХ века. Наша Россия в этом плане уверенно догоняет США. Так, участвуя в одной из программ «Поля чудес», игроки-восьмиклассники не смогли вспомнить, кто написал «Руслана и Людмилу», не знали ни единой строчки из «Евгения Онегина», перепутали Пушкина с Тургеневым, а один мальчик, ничего не зная о Чехове, назвал его поэтом! Да что далеко ходить за примерами. Беседую недавно с одним абитуриентом гуманитарного вуза. — «Тихий Дон» знаете, Шолохова? — «Тихий Дон»? — задумался. — «Тихий Дон»... А-а, знаю, знаю — это такой классный фильм! И право же, нет особого преувеличения в запальчивых словах Алексея Епифанцева из Перми, написавшего как-то в «Советскую Россию»: «Через двадцать лет благодаря нашему активно действующему телевидению мы получим поколение с мозгами медузы».
Но вот вопрос. Только ли в «природных ограничителях» тут дело? Если только в них, то, надо полагать, что телевидение как таковое исполнено самых благих побуждений, но из-за своих ограниченных возможностей в передаче сложного содержания не может способствовать умственному развитию зрителей, ну а те, погружаясь в «сон с открытыми глазами», как бы сами по себе, потихоньку-полегоньку, от поколения к поколению вырождаются в дебилов. Или... или же природные ограничители ТВ еще и усугубляются сознательной установкой организаторов вещания на массовую дебилизацию? Такой вот вопрос. Отвечу на него со всей определенностью, имея в виду наше отечественное телевидение и взяв в союзники его многочисленных критиков. К великому сожалению, уважаемый читатель, процесс развивается именно по второму варианту. Страдая, как и всякое телевидение, врожденной интеллектуальной недостаточностью, наше новорусское ТВ к тому же целенаправленно подрывает рациональную сферу сознания своих зрителей, намеренно, по политическим мотивам(!) отучает их глубоко анализировать, масштабно мыслить. Убедительное мнение на сей счет в свое время высказал писатель В.Г. Корнилов. Отметив, что человеческое сознание обретает силу и действенность, лишь когда охватывает явления жизни в их взаимосвязи, он следующим образом оценивает современную телевизионную практику: — Любому думающему человеку очевидно, куда направлено острие всех или почти всех передач. Мелькающая смена кадров, сообщения короткой строкой, торопливо проговариваемые механическими голосами. Музыкальные мелодии, произвольно обрываемые... Все это — продуманная система разрушения человеческого сознания, стремление навязать дробное, лоскутное мышление. Суть в том, чтобы навязывать «лоскутное мышление», не давать сосредоточиться на причинно-следственных связях общественных процессов. И такой подход не составляет тайны для здравомыслящих людей, о чем говорят многие выступления в печати. «Обратим внимание: в потоке того, что называется по привычке новостями или событиями, все больше сообщений о бедствиях, скандалах, терроре и катастрофах во всех частях планеты, все больше светской, криминальной, спортивной, компроматной, погодной хроники — и все меньше того, что впрямую относится к государству, обществу и их состоянию», — пишет, например, Ю.Бялый в газете «Завтра». Но разве новорусские электронные СМИ совсем не касаются насущных социальных проблем? Как же! Касаются. Естественно, они поневоле сообщают о закрытии предприятий, о забастовках, голодовках, самоубийствах отчаявшихся людей, о наркоманах, о беспризорниках. Но вот о главном умалчивают — о причинах. О глубинных корнях этих драматических событий. О тех, кто довел до такого состояния страну. При этом, обратите внимание, все «говорящие головы» на центральных телеканалах упорно избегают называть обобщенные крупномасштабные показатели, отражающие пропасть, в которой очутилась Россия за годы антинародных реформ. Правящий режим привлек к идеологическому обеспечению своего курса ряд соглашателей от науки типа П.Бунича, которые иногда выступают по телевизору, пытаясь обосновать политику реформаторов. Но кто из них взял на себя смелость сопоставить процессы в современной России с действием великих объективных законов, признанных самыми светлыми умами человечества, — Закона всеобщей связи и развития, Закона перехода количественных изменений в качественные, Закона единства и борьбы противоположностей, Закона отрицания отрицания?! Такого сопоставления никто не делает, и понятно почему. Экстраполяция, т.е. наложение этих законов на методы «капиталистического строительства» в России, сразу выявит полную научную несостоятельность дела Ельцина-Путина, его волюнтаристский характер. Избегая показывать целостную картину и раскрывать причинно-следственные связи общественного бытия, навязывая людям дробное, лоскутное мышление, отечественное ТВ последовательно разрушает интеллектуальный ресурс России, ее ноосферу. Как-то в программе «Старый телевизор» ее ведущий Дмитрий Дибров обронил: «Телевизор — это идеальная фабрика по изготовлению человеков». Браво, г-н Дибров! Спасибо за откровенность. Действительно, приватизаторам России, у которых вы состоите на службе, ой как нужна подобная генерация россиян! Оттого и установка советских времен на воспитание Человека сменилась новорусской ориентацией на изготовление человеков, как вы изволили точно заметить. Вот и формируются при помощи телевидения этакие роботизированные человечки, тупо жующие «дирол с кселитом» и часами поглощающие духовную жвачку с телеэкрана в виде пикантных и кровавых зрелищ. Дебилизация налицо. Дебилизация — на лицах...
В подборке материалов об отупляющем воздействии ТВ откладываю большую статью Ю.Полищука «Убийца № 1 и другие» («Советская Россия», 02.11.97). Ее автор, доктор медицинских наук, профессиональный психолог, освещает целенаправленные усилия российских телеканалов по распространению антинаучных взглядов, насаждению невежества и мракобесия. Автор исходит из прямой заинтересованности наших ведущих СМИ в «засорении» духовной жизни общества, ибо у невежественных людей слабее способность к самостоятельному и критическому мышлению, их сознанием и поведением легче управлять, манипулировать. Этому и служит система антинаучного телевещания, которое ведется по следующим направлениям. Первое направление составляет активная разработка темы сверхъестественных явлений. Телевизионные каналы наперебой сообщают об НЛО, инопланетянах, ясновидящих, о «белой» и «черной» магии, что ведет к мистификации массового сознания. Второе направление усматривается в стимулировании суеверий, веры в домовых, леших, вампиров, нечистую силу, привидения. Как считает Ю.Полищук, выдача в эфир подобной чернухи в немалой степени определяется заказами экстрасенсов и целителей, появляющихся на экранах телевизоров в респектабельном виде. Со всем этим смыкается широкий показ по телевидению американских фильмов ужасов (триллеров). И третье направление в антинаучном вещании — культивирование астрологии, которая подается то как древняя наука, то как увлекательная игра. Между тем вера в астрологию снижает активность людей, делает их покорными предначертаниям звезд и планет, а на практике — послушными исполнителями воли и фантазии новоявленных астрологов. В результате такой информационно-психологической обработки миллионы наших современников по уровню сознания и форм мышления искусственно отбрасываются на много веков.
Мы будем несправедливы, если, говоря о дебилизации зрителей, не отметим вклад в это дело телевизионной рекламы. Волей дикого рынка и российской информационной буржуазии эта пестрая, крикливая, назойливая буффонада стала необходимым условием просмотра любых экранных материалов. ...Человеческое сознание как высшее творение природы и общества — очень хрупкая и уязвимая вещь. Нет ничего более высокого и более тонкого. Однако оно не только не ценится, не оберегается, а, напротив, всячески насилуется «ящиком для дураков» и в немалой степени — путем массированной, многократно повторяемой изо дня в день пропаганды одних и тех же товаров или услуг. Нашу психическую деятельность пытаются запрограммировать на обладание жвачками, зубными пастами, прокладками, презервативами и пр. Под воздействием такой рекламы внимание людей отвлекается от высших потребностей и ценностей (труд, творчество, познания, духовность) и переключается на потребности и ценности более низкого уровня. И так — час за часом, день за днем. Весьма неблагоприятно воздействие телерекламы и на психическое здоровье человека. Когда она бесцеремонно вторгается в процесс показа интересного фильма или серьезной передачи, это нарушает целенаправленный поток наших переживаний, разрушает его. Бестактная и назойливая, наглая и циничная, подчас агрессивная реклама вызывает раздражение, оскорбляет, угнетающе действует на психику. Это неизбежно расшатывает нервную систему.
В самом начале нашей беседы было приведено научное определение дебильности, где, в частности, указывалось, что дебильность есть легкая степень олигофрении. А что такое «олигофрения»? В том же энциклопедическом словаре находим: «Олигофрения — врожденное или приобретенное... недоразвитие психической деятельности. Различают три степени О.: дебильность, имбецильность, идиотия». Так. Дебильность мы уже прошли. А что значит «имбецильность»? «Имбецильность, — невозмутимо разъясняет словарь, — средняя степень задержки психического развития — олигофрении: словарный запас скудный; больных не удается обучить счету и чтению, можно привить элементарные трудовые навыки». Ну, а... «Идиотия — наиболее глубокая степень задержки психического развития — олигофрении. При И. мышление и речь не развиваются, влечения и эмоции элементарны, не корригируются». Итак, легкая, средняя, глубокая... Дебильность — имбецильность — идиотия. Вперед, читатель-телезритель! Включаем «ящик»?..
О.ДЖИГИЛЬ.
|