"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 49 (12392), четверг, 8 мая 2003 г. |
Каждый раз, проезжая по железнодорожной магистрали Старый Оскол-Ржава, я все больше задумываюсь о том, какими неимоверными усилиями наших людей она была построена в сорок третьем памятном году, когда враг наполовину был разбит на Огненной дуге. Не будь этой дороги, построенной в рекордный срок, в два раза меньше запланированного срока, за 32 дня, протяженностью 95 километров, неизвестно еще, как бы сложился исход Курской битвы. 19 июля 1943 года по этой жизненно важной артерии, обеспечивающей фронт всем необходимым, пошли первые эшелоны с войсками и боеприпасами, пошли туда, где решалась не только судьба России, но, как свидетельствуют историки, исход Второй мировой войны. И это не было преувеличением. Ведь для осуществления операции «Цитадель», разработанной гитлеровцами, было привлечено 50 отборных дивизий, в том числе 16 танковых и моторизованных, 10 тысяч орудий и минометов, около 2700 танков и штурмовых орудий. Все эта военная мощь была сконцентрирована на 600-километровом участке фронта. Надо учесть и то, что здесь действовало более 2000 вражеских самолетов, или 60 процентов от их числа, находящихся на Востоке. На Курском выступе развернулась и сильная группировка наших войск — Воронежского и Центрального фронтов, в составе которой было свыше миллиона триста тысяч человек, 20 тысяч орудий и минометов, более 2500 танков, 2650 самолетов. Все эти цифры я привожу не случайно, а чтобы каждый, читая эти строки, мог на миг себе представить, какая на этом Курском выступе была собрана сила и какая там шла мясорубка, сколько крови пролилось с обеих сторон. Мой земляк из села Солдатское, участник Курской битвы Алексей Захарович Коршиков, вспоминая о том времени, скажет: «Это был ад кромешный. Горели танки, горела земля, горели люди. Казалось, никто не останется в живых. Но мы ценой больших потерь не только выстояли, но и сломали хребет ненавистному врагу». И таких откровений я слышал немало. О Курской битве написано немало, много и мне пришлось рассказывать о наших доблестных защитниках, спасших нас от коричневой чумы. И все же всем нам, ныне живущим, надо низко поклониться тем, кто в неимоверно тяжелых условиях, под бомбами и пулями противника строил железную дорогу Старый Оскол — Ржава, сыгравшую важную роль в исходе Курской битвы. Трудно назвать всех поименно героев, для этого потребуются сотни страниц, но вот девчат из комсомольско-молодежной бригады Тамары Семеновой, которая была высоко оценена Государственным комитетом обороны, нельзя не назвать. Это Анна Николаевна Рябцева, Зоя Матвеевна Кондрашова, Валентина Федоровна Котенева, Тамара Евгеньевна Лопухина, Вера Сергеевна Никитина, Анна Александровна Проторчина. С каждой из этих женщин я встречался, слушал их тяжелые воспоминания о том, как они, 14—16-летние девчонки, вместе с другими строителями, со стариками и бабами из окрестных деревень делали все, со слезами, с израненными в кровь руками, чтобы помочь армии выстоять, разбить ненавистного врага, отстоять независимость и свободу своей страны. Это не громкие слова, все было именно так. Это был настоящий патриотизм, который позволил нам не стать рабами. За 32 дня, запомните и глубоко осмыслите эти цифры, дорогие читатели, эти девчоночки, слабые, еще не окрепшие, вместе с другими строителями, с бабами и стариками уложили 80 тысяч кубометров грунта, построили 56 различных сооружений. Это благодаря им дорога, от которой зависел исход войны, стала работать! Фантастика, но это было именно так! Таких темпов, таких сжатых сроков строительства страна еще не знала. И заслуга в этом наших старооскольских девчат немалая. — Если честно, о себе мы тогда не думали. Знали, на что способны фашисты, если попадем к ним в рабство, — вспоминая о том времени, говорила мне Анна Александровна Проторчина. — Думали только о том, как помочь нашим солдатушкам, помочь фронту. Это, поверьте, не высокие слова. — Конечно, чего тут скрывать, было страшно, когда нас бомбили, обстреливали из пулеметов. Смерть ходила рядом, а кому хочется умирать, особенно когда тебе пятнадцать лет? Ну что делать? Бежать? А куда и зачем? Чтобы потом себя вечным позором покрыть? На такое никто из нас не шел. — Что нам помогало выстоять в то трудное время? — переспросила меня другая участница строительства железной дороги Валентина Федоровна Котенева. И ответила: — Песня. Так муторно иногда на душе станет, ну просто жить не хочется, нервы уже на пределе, и мечтаешь только об одном: вот забиться бы в какую-нибудь теплую конуру и хорошо выспаться, но кто-нибудь из девчат запоет песню, мы все дружно ее подхватываем, и появляются новые силы. Песня нам помогала не только строить, но и выжить. Пишу о них, 14—16-летних, худеньких, хрупких и в то же время необыкновенно сильных духом девчонках, и передо мной встает образ Павла Корчагина, который в другое время строил с такими же неимоверными трудностями железную дорогу. Тогда дорога нужна была для того, чтобы обеспечить теплом замерзающий город, наши же девчонки строили дорогу для того, чтобы помочь своим воинам разбить ненавистного врага. ...Несколько раз встречался с этими удивительными русскими женщинами, в воспоминаниях о былом уловил и тревогу за день сегодняшний. Переживают, что страна — для роста и могущества, а точнее, для ее спасения они не жалели себя — доведена до разорения, до положения полуколониальной державы, а народ — до нищеты. Обидно ветеранам, что о том героическом времени, в котором они жили, замалчивается или все искажается. А Анна Александровна Проторчина, не выдержав, заметила: «Мы всегда помнили, что мы — русские люди, помнили о своих славных корнях, о своей национальной гордости. Это нам помогало продержаться. Боялись попасть в неметчину, а сейчас от кого мы только не зависим! Доллар и евро хозяйничают в стране...» Да, хотелось бы очерк об этих удивительных женщинах закончить на другой ноте, но что есть, то есть. Виктор КОСИНОВ.
|