"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 51 (12394), четверг, 15 мая 2003 г.

 

ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ

 

Дистрофия общества затягивается: где выход?

     Уважаемая редакция!

     Знакомая женщина, мать-одиночка, работает техничкой в поликлинике за 550 рублей в месяц да 161 рубль получает на дочку. Из них 180 отдает за детсад, и 300 в месяц начисляют ей за однокомнатную квартиру. На что остается жить?! И это не какой-то социальный прыщ, а типичный случай в повседневности половины россиян. Будь это эпизодом, вызванным стихийным кошмаром или войной, можно бы стерпеть. Но ведь подобное проистекает уже целое десятилетие в мирное время и в одной из самых богатых стран мира со сравнительно умеренной численностью населения!

     Ваша газета много публикует материалов о проблемах нынешней жизни российского общества, о нравственных изъянах, о прогнозах по выходу из кризиса и других злободневностях. Спасибо вам за объективность и глубину публикаций. Учитывая малую эффективность действия властей, по существу законсервировавших бедность и безысходность в жизни десятков миллионов сограждан, нам кажется, что общественность страны и сама в этом отчасти повинна. Видно, россияне слишком доверились властям, не требуя от них толковых мер по улучшению жизни. Не случайно говорят: «Под лежачий камень вода не течет». Просим редакцию найти возможность напечатать прилагаемую статью «Дистрофия общества затягивается: где выход?». Может, кто во власти устыдится да призадумается! Статья эта отображает драматизм жизни многих-многих наших сограждан.

     Эйфория первых постсоветских лет, когда на пустые прилавки хлынул мутный поток импорта и нежданно распахнулись границы для всех, медленно, но неудержимо затухает. Большие надежды россиян сменяются досадой и отчаянием, жить не становится лучше и светлее. Почему же в самой большой и богатой стране планеты, в условиях относительного мира и спокойствия половина населения живет в нищете?! Проще всего, конечно, свалить все на вороватость общества и бездарность властей. Однако такой диагноз выглядел бы чересчур однобоко и малоубедительно. Экономическая дистрофия общества произошла от ряда причин. Рассмотрим три из них: мифы, иллюзии и бестолковость в хозяйствовании.

Мифы

     а) «В стране неисчерпаемы природные ресурсы нефти, газа, угля, черных и цветных металлов, золота, алмазов, леса, чернозема, водных ресурсов и др.» Исходя именно из такой установки сформировалась сырьевая доминанта в структурах производства и экспорта, что остро противопоказано для любой индустриальной страны. К тому же сырьевые козыри за годы индустриализации дюже обмельчали: ископаемых ресурсов (нефти, газа, сортного угля, черных и цветных металлов и др.) осталось лишь на 40—60 лет, а леса, пашни и воды истощены, загрязнены и патогенно заражены.

     б) «Вся продукция российских производителей низкосортна и не конкурентна потому, что Россия заведомо не способна выпускать товары высокого класса». Этот штамп достался нам от советских времен, когда из-за отсутствия тысяч наименований комплектующих изделий товары выпускались в полуфабрикатном варианте, т.е. без надлежащих и вида, и характеристик. Теперь же все поставщики мира открыты для нас, а низкосортный товар «гонят» уже по инерции и «благодаря» полной самоустраненности государства от отечественного товаропроизводства.

     в) «Российский народ вороват, слаб к алкоголю, ленив и необязателен, а потому сотрудничать с ним рискованно». Попытаемся возразить: если зарплаты хватает только на одну неделю, если ее месяцами задерживают, если начальники наглеют безмерно и открыто воруют, если государство выказывает пренебрежение к нуждам граждан, то этот стереотип россиянина, примеренный к американцу, немцу или японцу, покажется еще более ужасным. Значит, не в народе дело, копай глубже!

Иллюзии

     а) «Стоит навести в стране кое-какой правовой марафет — и к нам хлынут десятки миллиардов долларов инвестиций». Об этом трактует руководство страны со времен М.С. Горбачева. Это очень глубокое заблуждение. Именно оно привело нас к нынешнему застою и кризису. Известно, что инвестресурсы во вceм мире хорошо пристроены и не нуждаются в радикальных переадресовках. Маршруты движения их могут корректироваться лишь при чрезвычайной привлекательности необжитых пространств. Да при твердых гарантиях, что их не «кинут» там. Какие прибыли и какие гарантии поджидают их в России с ее дистрофийной экономикой, невменяемыми госструктурами, расколотым населением и хаотичным бизнесом?!

     б) «В России вполне сносный уровень безработицы, в 7—8%, по этому показателю мы на уровне европейских стран». Такова трактовка Госстатистики и Минтруда. Она иллюзорна, ибо далека от полного учета несчастных людей. Там нет 6—7 млн. бездомных бродяг, беженцев из СНГ, китайцев, вьетнамцев, турок, югославов и других бедолаг, мыкающихся по стране. Там нет работников более ста тысяч простаивающих или еле живых производств, где отсутствует и работа, и зарплата. Наконец, нет там миллионов выпускников вузов, техникумов, профтехучилищ и др., закончивших учебу на последние деньги родителей и теперь перебивающихся на случайных подачках от них же.

     в) «Население России в основном обеспечено жильем, имея в среднем на жильца по 18—20 кв. метров». Это не совсем так. Метр в бараке и коммуналке неэквивалентен метру в трехэтажном коттедже или престижном доме по тысяче долларов за метр! Неблагоустроенное же жилье составляет более 80% жилфонда страны. Наряду с землянками, бараками, коммуналками и времянками сюда надо отнести и панельные «хрущобы», в которых живет более трети населения. Ресурсный срок их исчерпан, дальнейшее проживание в них небезопасно!

     г) «В стране развивается малый и средний бизнес, уже функционирует порядка одного миллиона таких предприятий». Во-первых, стране нужно их иметь в десять раз больше, чтобы занять миллионы безработных, загрузить стоящие производства, вытеснить низкопробный импорт, наполнить казну. Во-вторых, подавляющая часть теперешнего малого бизнеса не имеет никакого отношения к производству — это мелкие торговцы да разномастное жулье, орудующее под крышей юрлица. Государство пока только бумаги плодит да без конца совещается по этому делу, не предпринимая ничего конструктивного и толкового, чтобы «проткнуть тромб непроходимости». Видно, кому-то во власти это так и нужно!

Бестолковость

     В российском обществе накопилось немало искусственных тормозов, мешающих работе и развитию экономики. Вот некоторые из них.

     а) Наличие несусветного числа нормативно-правовых и регламентных документов (ГОСТ, ОСТ, «Техусловий», «Норм», «Правил», «Инструкций», «Предписаний» и т.д.), тормозящих работающие производства и перекрывающих путь новым технологиям. Работать по этим «правилам» невозможно из-за их обилия, противоречивости и неисполнимости. Поэтому ими просто пренебрегают, а для видимости прикрываются актами и предписаниями контролирующих чиновников (понятно, какой ценой!). Под стать этим документам функционирует огромная сеть надзорных органов: Госгортехнадзор, Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Госрыбнадзор, Госводнадзор, Госкомприроды, Госсаннадзор, Госпожнадзор, Госстройнадзор, Госземнадзор и еще два-три десятка «надзоров»! Чиновники этих органов неистовствуют в приемных и офисах всех товаропроизводителей. Позитивность этих органов весьма спорна и даже сомнительна: в стране ежегодно происходят тысячи технологических аварий с гибелью десятков тысяч жизней, но не помнится случая привлечения к ответственности «надзирающих» контролеров! Кстати, «надзоры» — одна из главных причин, по которой отказываются с нами сотрудничать многие зарубежные инвесторы. Рассказывают, что когда-то Л.М. Каганович, став наркомом железных дорог, попытался разобраться в уставах и пришел в ужас от их количества и бестолковости. Он приказал из многопудового скопища уставов создать один, но общий и обязательный для своего ведомства.

     б) На предприятиях и в учреждениях установился дьявольский перекос в оплате труда: зарплата низового работника в десятки раз меньше его начальника. Отмена в стране контроля за уровнем зарплаты руководящих работников привела к «легитимизации» откровенного ограбления начальниками своих коллективов! Общество расколото и разгневано. Успеть бы, чтобы гнев не набрал критического потенциала!

     в) По стране простаивают без дела десятки тысяч заводов, фабрик, строительных предприятий, леспромхозов и других производств, готовых производить любые товары. В то же время со всего мира хлещет поток второсортной продукции. Государство ко всему этому относится с абсолютным равнодушием, твердя невнятно о демократии, свободном рынке и т.д. Попробовали бы подобную «экономику» насадить в США, Англии, Германии или в Индии! У нас, оказывается, такое возможно. Не потому ли, что жизнь народа течет по одним руслам, а власти жизнь — по другим, и не пора бы их уже скрестить?! Вот таковы некоторые мифы, иллюзии и бестолковость, ставшие опухолью отечественной экономики и неодолимой болью большинства российского общества. Есть ли рецепты излечения или ситуация патовая, как утверждают многие авторитеты? Конечно, есть. Однако во власти и в обществе надо как минимум понять, куда мы катимся, и вознамериться, наконец, изменить траекторию движения! На всякий случай рискнем предложить президенту, правительству, парламенту РФ несколько позитивных идей.

     1. Принять «главный» закон России по предпринимательству, придав ему общенациональную значимость. В нем жестко оградить производителей товаров и сервиса от напастей чиновников, правоохранителей, криминала и других помех.

     2. Открыть наконец внутренний инвестиционный фонтан, распечатав закрома из двух триллионов рублей, накопившихся у Госбанка, у всех коммерческих банков, у предприятий, у населения и в других источниках внутри страны и вне ее.

     3. Изыскать для малого и среднего бизнеса льготные кредиты в крупных размерах — до ста миллиардов рублей в год и более.

     4. Таможенным регулированием дать «зеленый свет» для товаропроизводителей на покупку по импорту технологического оборудования, комплектующих изделий, расходных материалов, техдокументации и других исходных ресурсов.

     5. Таможенным регулированием в течение 3—5 лет резко снизить импорт товаров, производство которых освоено в стране.

     6. Снижая (таможенным регулированием) экспорт сырья (нефти, газа, металлопроката, круглого леса, рыбы, крабов и др.), заместить их за 3—5 лет полностью продуктами переработки.

     7. Безотлагательно пересмотреть все действующие технологические правила и нормы с целью их либерализации: сокращения, унификации, адаптации к реальной жизни и др. На базе всех «госнадзоров» создать единый орган (по подобию МЧС), сократив штат надзорных контролеров в 8—10 раз.

     8. Законом РФ развернуть индивидуальное жилстроительство, упростив для застройщика все процессы, в т.ч. землеотвод, согласования проекта, получение ссуды, налоги и другие.

     9. Временно, на 5—7 лет, ограничить максимальный размер оплаты труда в РФ до 100—200 МРОТ в месяц. При превышении остаток заработка перечислять на цели благотворения, за счет чего удвоить доходы бюджетников, пенсионеров и студентов.

     10. Радикально (в 3—5 раз) сократить число госчиновников, а замещение всех должностей в госорганах (до премьер-министра) осуществлять на конкурсной основе и с тестированием (гласным!) претендентов на профпригодность.

  Ш.Р. АБДУРАШИТОВ,
кандидат технических наук.
председатель Совета ветеранов
«Башкирэнерго».
Уфа.

 


В оглавление номера