"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 51 (12394), четверг, 15 мая 2003 г.

 

О Боге и о нас

 

Раздумья

     Взять открытие любого закона, явления природы. Если бы кто-то до факта открытия голословно заявил, что есть такой-то закон природы, но ученые еще не скоро его откроют, то ученое сообщество восприняло бы его фантазером или чудаком. Пока закон не открыт, он не существует. Но в действительности-то он существует. Правда, во владении лишь непознанного мира.

     И таких законов и явлений бесконечное множество. И каждый из них объективен, что показывается каждым их открытием. Следовательно, и весь бесконечный непознанный мир объективен. Мы, люди, оперируем только познанными законами и явлениями. А непознанные, они что, совсем «бесхозные»? Велика честь для нашего весьма примитивного разума считать себя единственными и абсолютными. У непознанного мира тоже есть хоть один «хозяин»-мыслитель, и поскольку он не щедро, но предлагает нам для познания некоторые свои законы и явления, то он был и есть их хозяин, т.е. он всеобщий хозяин природы. Назовем его Богом.

     Атеист считает, что никакого Бога нет и, следовательно, его ум и воля абсолютны. Людской ум, конечно, слабоват, ибо способен лишь случайно и с громадным трудом, преодолевая свои же непостижимо как возникающие ошибки и заблуждения, делать открытия. Но воля! Тут он сам себе Бог. Он единственный во всеобщем мире, кто способен оперировать этим миром, считает атеист.

     Но оперировать — это значит оказывать управляющее воздействие (и в самом деле человек все познанное по мере своих сил применяет в своей практике). Воздействовать на ничто, на пустоту невозможно, следовательно, всегда есть противодействие. Воздействие человека разумно. А противодействие? Действие и противодействие — это две зеркальные противоположности. Они абсолютно во всем равны, кроме знака направления действия. Все качества одной стороны тождественны качествам другой. Если одна сторона обладает качеством разума, то им обладает и противоположная сторона. Но человеческая сторона разумна, следовательно, и сторона, оперирующая непознанным, также разумна. Если отрицаем второе, то тем самым отрицаем и первое.

     Таким образом, Бог есть, и он разумен. Но пока мы его разум обосновали с помощью существования своего разума. Но есть ли тут у кого-нибудь приоритет? Конечно, он есть, и он у Бога, ибо божественный мир — это всеобщий мир, включающий и познанный нами, и не познанные нами миры. Наш разумный мир — это его составная часть. А часть не может обладать боЂльшими качествами, чем целое. Это относится ко всему, включая и разум.

     Мы есть, потому что есть Бог. Наш разум — это одна из форм его разума. Но мы лишь его вечные ученики и обречены на вечное постижение его безграничного разума, оперирующего в бесконечном мире. Мера нашего разума — это познанный нами мир. Может ли быть другой разум, не божественный, но подобный нашему и объемлющий наш? В бесконечном мире, конечно, может, причем не один и не только «вокруг« нас, но и внутри нас. До сего дня мы знаем только то, что есть один объемлющий нас разум, и этим разумом обладает Бог.

     Кто он такой — Бог, и можно ли с ним общаться? Пока он нам доступен только через религиозно-церковную форму общения. Но можно ли его игнорировать, как это делают так называемые атеисты, да и неактивно верующие тоже? Конечно, можно. Но нужно знать при этом, что сознательно не признавать и отрицать Бога, когда он объективно есть, — это признак крайне ограниченного ума. Нужно понимать, что игнорировать его в своих помыслах неразумно, ибо, когда человек обращается в них к Богу, он действительно-таки обращается к нему и удостаивается чести обратить на себя его внимание ровно в той степени, в какой праведен, в какой верит в него и любит его. Действие равно противодействию — это самый вездесущий, самый очевидный и понятный закон во всеобщем мире.

     Человек существует в сложной системе общественных отношений, в которой он малозаметный элемент, и далеко не все в его власти. Даже искренне праведный человек под воздействием факторов этой системы обречен делать неправедные поступки. Это главная проблема человека. К сожалению, здесь, в нашем мире, она не решается. Ее решение лишь в исповедальном общении с Богом.

     Подлинность исповедующейся перед Богом Церкви предопределена их постоянными контактами, и поэтому она служит прямым проводником общения между человеком и Богом. Хотя очень редкие контакты у человека возможны, конечно, и напрямую. История Иисуса Христа стала следствием одного из самых сильных таких контактов. Слабых контактов множество, и рождение данной статьи, возможно, результат одного из них.

     Христос обладал уникальным мыслящим умом, который одиноко возвышался над общим человеческим фоном. Он не только видел и все понимал, но и мог предвидеть. Более того, его разум простирался в то, куда ни один разум еще не проникал и где он почти ощутил, почти достиг самого Создателя, и оттуда увидел и понял, как слаб человек без всеобщей направляющей идеи. Долг высшего земного разума заставил его вернуться на Землю и внедрить в человечество спасительную для него идею — идею вечности, идею Бога. И когда увидел, что его идея надежно запечатлелась в его учениках, — оставаться объектом всеобщего безмерного почитания, подменяя собою Бога, он не мог и ушел навсегда.

     В этой истории все человечно, кроме нечеловечески выдающегося разума.

     * * *

     Зло наступательно, добро обороняется. Наша оборона — это всемерное развитие экономики, страны и армии, до уровня адекватного противодействия Злу. Слабые — мы игрушка, а потом пища для Зла. Слабые — мы перестаем быть посланцами Бога на Земле для творения на ней добра. Слабые — мы никчемные и ничтожные. Даже когда молим Бога о спасении. Он может помочь через разум, но наша сила и воля — они только в нашей власти.

  Руслан Аврамченко,
кандидат физико-математических наук.
Москва

 


В оглавление номера