"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 51 (12394), четверг, 15 мая 2003 г.

 

СОВЕСТЬ ВСЕ ЖЕ НЕ СВОБОДНА

 

Не надо порочить атеистов

     По образованию я историк, по мировоззрению — атеист. Не могу без возмущения слушать передачи с нападками на «безбожников». Вообще буржуазные СМИ всю жизнь народов Советского Союза при Сталине, как черной маскировочной сетью, прикрывают темами о репрессиях и гонениях на церковь. Будто в то время люди не знали ни трудовых, ни научных, ни военных побед, ни расцвета просвещения и культуры, ни повседневных радостей и беззаботного отдыха, а все кругом было мрачно и богопротивно.

     Многие бывшие коммунисты шарахнулись от марксизма-ленинизма к богословию, но ведь атеистов в стране, в том числе и беспартийных атеистов, миллионы. Дают этим миллионам защищать свое достоинство? Нет, не дают! Нас норовят выставить какими-то ущербными недоумками, разрушителями нравственных устоев и даже русофобами. А мы лишены возможности дать отпор лжецам, клеветникам, лицемерам. Если на бытовом уровне между верующими и атеистами сохраняются самые добрые отношения, то правительственная пропаганда упорно сеет в среде верующих неприязнь к атеистам.

     Споры о преподавании в школах основ православной культуры затеяны неспроста. Сколько можно в очередной раз вылить грязи на большевиков! Характерно, что в этих спорах одними с лукавым умыслом, другими по искренним заблуждениям перемешиваются разные понятия. Конечно, православная культура оказала благотворное влияние на многовековое развитие российского общества. Кто с этим спорит? Но давайте ответим себе честно на такие вопросы:

     1. Разве православная культура не составная часть всей русской культуры? Всегда ли прогрессивные устремления светской культуры поддерживались духовенством? Надо ли помнить о пластах русской культуры, сложившихся за рамками православия, вопреки церковным канонам?

     2. Может ли религиозная культура быть независимой от тех социальных, природных и других условий, в которых живут верующие? Почему не сложились единые для многих стран чисто религиозные культуры — католическая, протестантская, иудейская и другие?

     3. Разве история православия связана только с историей России? Забыть о Византии, не упоминать о православии в Греции, Сербии, Болгарии, Румынии, Грузии, других государствах?

     4. Кто разжигает русофобию — сионисты и разнородные националисты или те коренные жители России, которые не ходят на церковные службы? Разве массовый патриотизм, сплотивший в 30—40-х годах верующих и неверующих в единую могучую силу, проявляли в труде и в боях не миллионы преданных социалистической Родине «безбожников»?

     5. Для нравственного здоровья российского населения полезнее насаждаемая нынче «культура» или оплеванная антикоммунистами и некоторыми церковными иерархами советская культура, в целом атеистическая, но созвучная с рядом христианских заповедей и впитавшая в себя не только дореволюционную русскую культуру, а и национальные культуры народов СССР?

     Не надо порочить атеистов!

     В.И. Ленин в статье «Социализм и религия» писал: «Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, то есть быть атеистом». В той же статье говорилось, что единство в борьбе «за создание рая на Земле важнее, чем единство мнений пролетариев о рае на небе». Как раз единства верующих и атеистов в борьбе за достойную жизнь в будущей России нам пока и не хватает. Раскол трудовых сословий по вопросу отношения к религии — одна из политических целей господствующей в стране верхушки миллиардеров и их прислужников в Москве, областях, краях, национальных республиках.

     Бесполезно говорить сейчас о возрождении научно-атеистической пропаганды, которая подавлена пропагандой религиозной. Но надо же пресекать клевету на тех, кто сохранил веру в силу и мудрость своего народа, в его способность созидать общественные богатства и бороться за торжество справедливости без молитв, без надежд на святых заступников. Если атеистам не дают слова для защиты своих взглядов в эфире и в прессе, какая же это свобода совести?

  Ю.ШВАРЕВ,
историк.
Воронеж.

 


В оглавление номера