"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 53 (12396), вторник, 20 мая 2003 г. |
— Владимир Петрович! Российские официальные лица в последнее время заявляют, что все вопросы свободных поездок российских граждан в Калининградскую область через Литву урегулированы и что вот-вот будет подписано соответствующее соглашение. В каком состоянии находится дело? — Думаю, что говорить об урегулировании всех проблем явно преждевременно. Депутаты Госдумы и наши граждане, включая калининградцев, еще не видели этого соглашения в окончательном виде. Скорее всего его еще нет как документа. И это не только моя оценка. Вот мнение замглавы МИД РФ С.Разова. Выступая на пресс-конференции в Вильнюсе 12 мая с.г., он прямо сказал, что «главным является вопрос, в каком режиме будут выдаваться упрощённые проездные документы на железной дороге (УПД/ЖД), которые будут вводиться с 1 июля с.г. …Остаётся немало технических деталей, связанных с порядком запроса на его получение, обработкой данных, сроками и взаимной ответственностью о выдаче этого документа, распределению его в поездах и т.д. Здесь немало технических вопросов, которые тоже должны быть отработаны… Кроме этого, есть немало других сопутствующих вопросов, связанных с организацией транзита, по которым мы тоже будем искать решения». — Что-то не очень похоже, что это соглашение о свободе транзита будет подписано завтра или даже послезавтра. Даже судя по перечню проблем, упомянутых С.Разовым, предстоит еще длительная работа. Не так ли? — Г-н Разов говорит, что остается еще немало технических деталей. Но то, что называется «деталями», часто имеет принципиальный характер. Например, достигнута договоренность, что билеты в Калининград будут продаваться по «уведомительному» принципу. То есть обратился за билетом — предоставил необходимые данные о себе — и поезжай. Но литовские власти поворачивают дело так, что без их согласия (в том или ином виде) никто никуда не поедет. Это, по сути дела, «разрешительный», визовый принцип. Например, литовцы требуют, чтобы каждый пассажир в поезде заполнил анкету. Какие вопросы будут в ней? Чем она отличается от обычной визовой анкеты? Так что «детали» — это суть документа. Все это очень серьезные вещи. С этим уже столкнулись жители области и многие граждане России, когда с 1 февраля Литва ввела новые правила проезда. В результате стариков, военнослужащих, даже женщин с детьми литовские пограничники вышвыривали ночью зимой из поездов (прекрасно зная, что билеты продаются за 45 суток, а новые правила они объявили за неделю). — Насколько мне известно, проблемы с упрощенными транзитными документами ЖД не единственные, хотя и самые чувствительные? — Так ведь, по сути, переговоры идут лишь по пассажирскому транзиту. А грузоперевозки? Как они будут регулироваться? Это пока еще даже толком не обсуждается. А это столь же, если не более важно, чем поездки людей. Как будут вывозиться товары, произведенные в Калининградской области, и ввозиться в область через Литву? Никто до сих пор толком не знает. А это означает, что инвесторы поостерегутся вкладывать деньги в экономику Калининграда. А военные грузы? Какие процедуры будут применяться при их перевозке? Это чрезвычайно важный вопрос, ибо в Калининградской области сосредоточена группировка Российской армии и флота. Это десятки тысяч военнослужащих. Пока вопросы военного транзита регулируются ежегодно продлеваемым соглашением…о выводе российских войск из Германии (?!). Литовская сторона может в любой момент аннулировать это старое соглашение. Что будем делать тогда? Уповать на паром до Санкт-Петербурга и воздушное сообщение? — Но ведь российской стороной уже выданы гарантии, что 21 мая Государственная дума ратифицирует весьма противоречивый российско-литовский пограничный договор от 24 ноября 1997 года. Госдума шесть лет не шла на ратификацию этого явно невыгодного для России договора. И что же получается сейчас? Россия должна его ратифицировать, а литовская сторона отделается туманными обещаниями? — Два месяца назад калининградская областная Дума рассматривала вопрос о пограничном договоре. В этой Думе сильны позиции сторонников безоглядной дружбы с Литвой. Однако даже они не смогли пройти мимо бьющих в глаза проблем, ущемляющих интересы жителей области и всех граждан России. Поэтому наша областная Дума 20 марта с.г. обратилась к Госдуме с просьбой при рассмотрении вопроса о ратификации пограничного договора предусмотреть обязательное принятие следующих документов, важных для Калининградской области. Это соглашения по организации свободного транзита российских граждан, в том числе военнослужащих, грузов, включая военные, и транспортных средств, включая военные, следующих в Калининградскую область и обратно через Литву. Это соглашения по разграничению полномочий, связанных с эксплуатацией инженерных сооружений и коммуникаций, расположенных в зоне госграницы или проходящих по ней, и движением судов по пограничным рекам и водоемам. Депутаты нашей областной Думы также считают необходимым принятие целого ряда межгосударственных соглашений: по организации судоходства по реке Неман, по сотрудничеству в области сохранения и использования рыбных запасов и охраны природной среды озера Виштынецкое, Куршского залива и других пограничных рек и водоемов. Сам по себе перечень этих документов показывает, что вопрос о пассажирском транзите в Калининград — это лишь часть огромного комплекса проблем. И ратифицировать пограничный договор, не добившись решения этих проблем, как минимум недальновидно. Эту же точку зрения разделяют приграничные органы местного самоуправления. У меня есть обращения администрации Нестеровского, Краснознаменского и других районов, коллективные письма граждан, заявления профсоюзов и ветеранских организаций области. Все они требуют не ратифицировать пограничный договор до тех пор, пока интересы России не будут надежно защищены. — А почему Литва так настойчиво добивается его ратификации? — Еще бы они этого не добивались! Литовская элита не перестает обвинять Советский Союз в «аннексии», «в оккупации», ставить на одну доску освободительную Красную Армию и захватническую фашистскую армию. Но литовские политики помалкивают, что Литва получила третью часть нынешней территории именно от СССР. Это Вильнюсский край, это Клайпедский (Мемельский) край и несколько других районов. У Германии за 7,5 млн. золотых долларов Советским Союзом был выкуплен так называемый Вилкявишкисский (Вылковысский) выступ. Эти земли принадлежали Германии, Польше, Белоруссии. Они были переданы в середине ХХ века Советскому Союзу. А тот, в свою очередь, передал часть из них Литве. Но не все. Например, Клайпедский край из РСФСР в состав Литвы юридически вообще не передавался. Более того, пока даже не найдены документы, на основе которых была установлена административная граница между Калининградской областью и Литвой. Так вот, через пограничный договор Литва стремится закрепить за собой земли, принадлежность к Литве которых имеет, как минимум, спорный характер. Те с российской стороны, кто готовил этот договор (как и договор 1991 года), работали наспех, неквалифицированно. В результате он представляет собой одностороннюю территориальную уступку Литве. Этот договор имеет колоссальное значение для Литвы. Поэтому она столь упорно его добивается. Причем, используя мощь Евросоюза, идет сегодня даже на ультиматумы. Литовская сторона пытается увязать два совершенно разных вопроса — договоренность России с Евросоюзом об упрощенном пересечении территории Литвы и ратификацию пограничного договора. Так ведь соглашение между Россией и Евросоюзом от 11 ноября 2002 года не предусматривает обязательной ратификации пограничного договора как условия безвизового транзита в Калининградскую область. — Насколько мне известно, пограничный договор обладает некоторыми принципиальными пороками? — Именно так. В основу пограничного договора в виде официальной ссылки в преамбуле положен российско-литовский договор от 29 июля 1991 года. Но документ от 1991 года был подписан тогда, когда и Литва, и РСФСР входили в СССР. Они не были в тот период суверенными субъектами международного права. Ельцин не имел права подписывать такой документ. То есть договор с самого начала имел нелегитимный характер. И его ратификация в январе 1992 года Верховным Советом ничего в этом факте не изменила. Более того, в нем есть очень коварная запись о необходимости устранения «последствий аннексии» Литвы Советским Союзом в 1940 году. То есть, подтверждая в 2003 году договор от 1991 года, Россия соглашается с тем, что вхождение Литвы в СССР было результатом «аннексии». А эта внешне малозначительная запись может иметь тяжелые последствия для России. Ведь литовский парламент в 2000 году принял закон о компенсации ущерба от «советской оккупации». Размер претензий к России — 20 миллиардов долларов. — Что же получается? Госдума должна 21 мая ратифицировать пограничный договор с Литвой. Но литовская сторона затягивает подготовку соглашения о пассажирских перевозках и уклоняется от обсуждения вопроса о грузовом, военном транзите и других вопросов. А тут еще возникает реальная возможность дополнительных претензий в размере 20 миллиардов долларов. Это же ловушка! — Да. Если Госдума ратифицирует пограничный договор в нынешнем виде (с опорой на договор от 1991 года, где есть ссылка на «аннексию» Литвы Советским Союзом), то литовцы получат весомую юридическую основу для требований о «компенсации» в 20 миллиардов. Если Россия откажется платить, то снова возникнут угрозы перекрыть транзит в Калининградскую область. Это новая петля на шее России. Готовы ли те, кто проталкивает пограничный договор, принять на себе ответственность за неизбежные материальные претензии Литвы? Есть у них лишние 20 миллиардов долларов? Литовская пресса уже открыто говорит о том, что «Кремль поднимает белый флаг«, принимая все условия Литвы. Можно смело предположить, что в складывающейся ситуации новые ультиматумы со стороны Литвы еще впереди. Литва, вступив в 2004—2005 годах в Евросоюз и в НАТО, может ввести визы, а может пойти и на еще более жесткие ограничения транзита в Калининград. Кстати, НАТО прямо заинтересовано в том, чтобы отрезать нашу армейскую и флотскую группировку от тыловых баз. Так что совершенно неизбежно проблемы сообщения с Калининградом в скором будущем будут не решаться, а осложняться. Ратифицировав 21 мая пограничный договор (то есть лишившись одного из последних козырей), Госдума будет вольно или невольно способствовать отторжению Калининградской области от России. Ратифицировать договор в нынешнем виде очень опасно для долгосрочных интересов России. — Какой выход из создавшегося положения. Ведь, судя по сообщениям литовской прессы, российские официальные лица уже гарантировали Литве ратификацию пограничного договора 21 мая этого года. — Выход всегда есть. В том числе и позволяющий выполнить обещания российской стороны. Регламент Госдумы позволяет провести рассмотрение и ратификацию этого документа в два этапа. И между этими этапами надо, не торопясь, во всем разобраться, провести глубокий анализ проблем, по каждому направлению заключить соответствующие соглашения с Литовской Республикой и Евросоюзом. Необходимо подготовить почву для ответственного решения, за которое нас не упрекнут дети и внуки. Кстати, эта позиция соответствует рекомендациям «Парламентских слушаний» от 30 сентября 2002 года, проведенных комитетами Государственной думы по международным делам и по безопасности. Литовская сторона увязывает решение проблемы безвизового транзита с ратификацией пограничного договора. Но и российская сторона обязана обеспечить, чтобы из комплекса проблем не выхватывался один, хотя и важный элемент, а решался весь блок вопросов. Пограничный договор нельзя ратифицировать без «очистки» его от двусмысленной ссылки на нелегитимный договор от 1991 года и без подписания всеобъемлющего, юридически обязывающего договора о свободе транзита российских пассажиров и грузов, включая военные, в Калининградскую область и в обратном направлении. В. ТЕТЕКИН.
|