"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 53 (12396), вторник, 20 мая 2003 г.

 

НЕГАСИМЫЙ СВЕТ

 

26 МАЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 95 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ОДНОГО ИЗ САМЫХ ЯРКИХ ДРАМАТУРГОВ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА АРБУЗОВА.

     Дипломный спектакль выпускников «Школы русской драмы» народного артиста СССР И.О. Горбачева по пьесе А. Арбузова «Годы странствий» — среди кандидатов, представленных к награждению «Хрустальной розой» Виктора Розова.

     В этот дорогой для культурной России день нынешние выпускники петербургского театрального института «Школа русской драмы» покажут в последний раз свою дипломную работу.

     Долго и кропотливо трудились они над сложным произведением. Погрузившись в предложенные автором обстоятельства, шаг за шагом постигали историю своей страны, которая недавно жила совсем по другим законам, пытались понять, почему мир Арбузова светлее и содержательнее мира сегодняшнего.

     Их старшим друзьям-студентам и молодым актерам прошлого века было проще. Образы своих одержимых современников, живущих в «стране мечтателей, строителей, ученых», они создавали легко, светло и свободно. Они жили рядом, и все было перед глазами. Питомцам же недавно ушедшего от нас Игоря Олеговича Горбачева куда труднее было понять то героическое время — на дворе другая жизнь, другая мораль, другая страна. Впору бы ставить Джека Лондона «Кража», Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Островского «Банкроты», Горького «Дело Артамоновых»... Но Игорь Олегович предложил ученикам играть не мрак и ложь, а свет и честность и позвал в счастливый мир арбузовских героев, в котором вырос сам. И студенты пошли за мастером. На улице Чехова, 6, где они учились актерскому искусству переживания, витает дух стойких певцов советского времени — Алексея Николаевича Арбузова и Игоря Олеговича Горбачева.

     Студенты хорошо знают их судьбу. Обоих мальчишек от голода и гибели спасла Советская власть, обоим, как и миллионам других детей, была открыта широкая дорога к знаниям и мечте. Оба всегда и везде гордились, что они — советские люди.

     «Тогда жило удивительное поколение, — сказал о том времени А. Арбузов, — люди высокой духовности, для которых построение социализма было главным и святым делом».

     Алексей Николаевич посвятил много прекрасных пьес (вспомним хотя бы «Дальнюю дорогу», «Город на заре», «Иркутскую историю»...), убедительно доказывая в них, что только единство личного и общественного делает жизнь человека осмысленной, содержательной и прекрасной.

     Не раз И. Горбачев слышал, что пьесы А. Арбузова — это вчерашний день. И всегда он парировал критикам, не помнящим родства:

     — Осмыслить и воспринять поэзию отношений героев Алексея Арбузова можно только в том случае, если ты способен воспринять мир его героев по законам нравственности и чести. А эти законы вечны у любого народа.

     Не случайно пьесы Арбузова ставились на сценах почти всех стран мира. А что думают по поводу «старомодности» известного советского драматурга современные студенты? Подхожу к ним с репортерским диктофоном и нажимаю на «запись». И сразу — лобовые вопросы:

     — А что современно? Пороки? Цинизм? Зубоскальство? Убеждены: современно всегда то, что возвышает людей. Человек идет в театр за советом, за чистотой, за помощью. Лучшие писатели, драматурги, актеры всех времен и народов всегда считали, что главная цель театра показывать освобождение человека от пороков.

     — Сегодня во многих театрах прописались сексуальная озабоченность, ложная энергетика, нагловато-эстетствующий примитив. От всего этого Игорь Олегович нас уберег, привил способность отторгать ущербную драматургию, убогую литературу. Своим служением театру он научил нас смотреть на мир с надеждой и любовью.

     — У него был повышенный градус справедливости. Он не изменил своим убеждениям, всему советскому, воспитавшему его и сделавшему счастливым.

     — С Арбузовым легко дышится. У него емкий музыкальный язык. Нет пустых слов. Каждая фраза наполнена уважением к любому действующему лицу. У него нет отрицательных персонажей. Это очень интересно. Конфликты возникают у героев только на пути к истине, в момент изменения жизненных ситуаций, при решении вопроса, как сделать лучше, честнее не перешагивая через человеческое достоинство...

     Не перешагивая!

     Слушая эмоциональные размышления птенцов Горбачева о своей профессии и назначении театра, мне подумалось, что они непременно возьмут с собой в творческую дорогу все то, что дал им Игорь Олегович, будут следовать и дальше его советам.

     Мне посчастливилось еще при жизни Игоря Олеговича видеть работу педагогов и студентов над дипломным спектаклем и смотреть его ни единожды в учебном театре института и на сцене Театра им. Пушкина, разговаривать со зрителями. И каждый раз — восторженные оценки дипломной работы горбачевского курса. Приведу лишь некоторые.

     Гость из Литвы восхищен: «Какие прекрасные люди жили тогда, в советское время. Открытые, чуткие, добрые!»

     Ученица лицея, заметно волнуясь: «Актеры ненамного старше нас, но они сумели почувствовать светлую оптимистическую атмосферу той жизни. Почувствовать и передать нам ее тепло».

     Педагог из лицея более обстоятелен: «Мы смотрели очень серьезную и важную работу студентов. Перед нами прошли наша молодость и любовь. Чудо в том, что актеры, не испытавшие выпавших на нашу долю переживаний, сумели передать глубину и чистоту наших чувств. Вместе с актерами волновались и мои старшеклассники. Они встретились с высокой художественной правдой, а это — чудо».

     После каждого спектакля желающих поделиться своими впечатлениями прибавлялось и прибавлялось. Я записывал все их суждения и храню, как своеобразную коллективную народную рецензию.

     Люди совершенно разных возрастов, профессий, интересов говорят о хорошей актерской школе, о способности студентов наполнять слова емким содержанием, о высокой речевой культуре и прекрасной пластике, восхищаются сыгранными ролями, отмечают работу заслуженного художника России А. Дубровина. Беспокоятся о тяжелой ноше по руководству школой, которую несет на себе после И.О. Горбачева народная артистка России Татьяна Петровна Кулиш, и желают ей сил в крайне важном деле.

     — Если бы «герои перестройки» встали рядом с советскими героями, — рассуждает педагог Зоя Ивановна Шашкова, — то тут же стали бы очевидной примитивность сегодняшних дам и господ, их напыщенность и пустота. Если бы была возможность противопоставить фильмам, спектаклям, разлагающим ток-шоу произведения только одного Арбузова, даже если его одного, то убеждена: многие молодые люди отринули бы от грязной сексуально-патологической телекинопродукции, потянулись бы к познанию мироздания, к данной Богом красоте, к цветам, к добрым отношениям друг с другом.

     Не однажды подчеркивал смысл назначения театра автор системы жизни человеческого духа К.С. Станиславский: «Многие зрители приходят в театр, чтобы отдохнуть, отвлечься от будней, но уходить они должны с размышлением о жизни».

     А. Арбузов, говоря об ответственности перед соотечественниками, утверждал: «Сила таланта — это не только техника и профессиональное умение — это прежде всего сила духа». И добавлял: «Формируют истинного художника честность, благородство, великодушие...»

     За несколько дней до кончины мы беседовали с Игорем Олеговичем Горбачевым. Завещанием всем нам звучали наболевшие его мысли. Передаю их с магнитной ленты всем вам, дорогие мои читатели. Говорит Игорь Олегович Горбачев:

     «Когда я слышу, как порочат Советскую власть, чтобы прикрыть творимые сегодня осударственные преступления, конечно, я страдаю. Страдаю вместе со всеми, кого еще не успели оглупить слуги Запада — демократические перестройщики. Капитализм не может быть полезным обществу. Так как по своей природе преступен. Он строит благополучие одних на обмане и унижении других. Капиталист безнравственен, хитер и коварен. Он, как злой гений, стоит за спиной талантливого человека, за телом красивой женщины, за смертельной наркотической иглой. Когда талант работает на потребу — хорошего не жди...»

     Время, казалось бы, неизбежно меняет отношение и оценку к тем или иным понятиям. Но есть безусловные истины добра, совести, любви. 21 мая горбачевцы получают дипломы. Какой дорогой пойдут без своего наставника любимые его ученики — Владимир Калганов, Александр Иванов, Полина Невзорова, Екатерина Оборина, Светлана Малецкая, Артем Алексеев, Дмитрий Дмитриев, Любовь Коняева, Анна Щеглакова, Ксения Розова, Илья Божко, Анастасия Магунова, Иван Кожевников, Александр Маков, Антон Пулит, Николай Авдеев, Владислав Юрчекевич, Анастасия Никитина, Александр Марков, Кирилл Петров, Элина Кривомазова, Сергей Авдеев?

     Олег Игоревич Горбачев обозначил им ясную и нелегкую дорогу, как родным детям. Пожелаем же им следовать высокой гражданской позиции, которую пронес через всю свою светлую жизнь в память великий Артист, Гражданин, Мастер.

  Андрей БОБЫЛЬКОВ,
театровед.
Санкт-Петербург.

 


В оглавление номера