"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 54 (12397), четверг, 22 мая 2003 г.

 

АКЦИОНИРОВАНИЕ ДЛЯ НАРОДА

 

Готовящееся акционирование части белорусских предприятий не имеет ничего общего с разорительной для экономики и грабительской российской приватизацией, которую провели по рецептам Чубайса, Гайдара и Коха

     В эти дни у наших ближайших соседей и союзников произойдет важное событие: завершается подготовка к конкурсам по продаже пакетов акций ряда крупных белорусских предприятий. Уже в самые первые дни июня на торги будут выставлены акции новополоцких производственных объединений «Нафтан» и «Полимир», гродненских «Азота» и «Химволокна». Здесь, уверен, некоторые из наших читателей, увидев только эти первые строки и не читая дальше, могут воскликнуть с чувством горечи: что же это происходит? Неужели народная власть Белоруссии, поддавшись давлению кремлевских политиков и российских олигархов, давно уже с завистью посматривающих на стабильно – в отличие от отечественных предприятий — работающие гиганты белорусской промышленности, не устояла и сдала собственную экономику на милость «прихватизаторов»? Хочется успокоить читателей, всех искренних сторонников российско-белорусского союза: Беларусь проводит именно акционирование некоторых (причем далеко не всех) своих крупных предприятий, и это акционирование по целям и способам проведения так же далеко от российской приватизации «по Чубайсу», как сами Чубайс, Гайдар и Кох – от образа белорусского президента.

     Напомним, что акционирование в отличие от приватизации (а тем более от ее российского варианта, навсегда получившего меткое название «прихватизация») совсем не означает утрату государственного – а вместе с ним и всего общественного – контроля за собственностью. Напротив, в современной рыночной экономике при акционировании государство самым активным образом управляет принадлежащими ему пакетами акций, передавая в случае необходимости в целях повышения общей эффективности хозяйствования часть из них в руки частных покупателей-инвесторов и оставляя при этом другую часть в своей собственности, которая, таким образом, служит гарантом обеспечения социальной направленности развития общества.

     Так происходит в большинстве стран современного капитализма, чья экономика давно организована на рыночных принципах, но которые вовсе не означают ослабления контролирующей и регулирующей роли национального государства. Что уж говорить о великом социалистическом Китае, который еще в ходе переговоров о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), продолжавшихся в течение 15 лет и завершившихся принятием достойных для КНР условий, в числе других отстоял фундаментальное и стратегически важнейшее положение, согласно которому доля зарубежных инвесторов во владении пакетами акций в совместных фондах управления ценными бумагами в первые три года членства КНР в ВТО не будет превышать 33 процентов, а по истечении этого срока — 49 процентов! Иными словами, контрольные пакеты акций останутся за китайской стороной, и с этим принципиальнейшим пунктом вынуждены были согласиться все западные партнеры Китая, смирившись тем самым с державной волей энергично развивающегося могучего социалистического государства.

     В Белоруссии самым активным образом используют позитивный зарубежный опыт при готовящейся передаче части пакетов акций, принадлежащих государству. Да, речь идет именно о части таких пакетов – и это является важнейшим принципом проведения предстоящего акционирования. Во всех случаях этой процедуры верхний предел доли передаваемых в частные руки пакетов акций не будет превышать 43 процентов от величины уставного фонда предприятия. Таким образом, контрольные пакеты акций сохраняются за Белорусским государством и послужат гарантией того, что акционированные предприятия будут и в дальнейшем развиваться при регулирующей роли государства и в интересах всего общества.

     Второй составляющей соблюдения общественных интересов в ходе предстоящего акционирования является то, что в Белоруссии исключены даже какие-либо намеки на возможность продажи любого из акционируемых предприятий «из-под полы», а тем более по бросовой цене, как это сплошь и рядом происходило в ходе российской «прихватизации» в 90-е годы. Помните, уважаемые читатели, как нам сообщали о том, что за мешок бумажек от Чубайса – пресловутых ваучеров – металлургические комбинаты и нефтяные компании ценой в миллиарды полноценных советских (подчеркиваю: советских!) рублей непонятно как в одночасье переходили в собственность вчерашних младших научных сотрудников и кучерявеньких комсомольских работников? В Белоруссии вся процедура организована четко и гласно для общества. Начальная цена пакетов акций, выставляемых на открытый конкурс, колеблется в весьма приличных размерах – в диапазоне от 71 до 476 миллионов долларов.

     Наконец, третий принципиальный момент, отличающий предстоящее белорусской акционирование от российской «прихватизации». Покупатель пакетов акций белорусских предприятий обязан будет осуществить инвестиции в выбранное им предприятие на сумму от 19 с половиной до 246 миллионов долларов – в зависимости от профиля и размеров предприятия, акции которого он приобрел. До вложения собственных средств в модернизацию и развитие производства новый собственник не имеет права перепродавать приобретенный им пакет акций. Это – важнейшее условие, призванное с самого начала отсеять от участия в процессе акционирования спекулянтов, всякого рода «темных лошадок», имеющих лишь одну цель: подешевле купить и в ближайшее время (если вообще не сразу же) подороже продать наиболее «лакомое» оборудование и заводские площади, с чем мы опять-таки повсеместно сталкивались, да и продолжаем еще сталкиваться в России. Условия же белорусского акционирования, как мы видим, в корне отличаются от российских и прямо направлены на привлечение реальных инвесторов, думающих о долгосрочных перспективах работы на белорусской земле.

     Подытоживая позицию руководства Республики Беларусь по вопросам готовящегося акционирования, президент А.Лукашенко в ходе встреч с ведущими российскими бизнесменами четко обозначил принципы, на которых частный капитал – в том числе российский – будет допускаться к приобретению пакетов акций белорусских предприятий. Во-первых, во главу угла предстоящего акционирования положен принцип сохранения основных социальных гарантий гражданам Белоруссии, согласно которому новые совладельцы предприятий обязаны поддерживать численность работающих на этих предприятиях и весь пакет социальных гарантий для них. Во-вторых, деятельность инвесторов – новых совладельцев предприятий — должна быть направлена на поддержание и укрепление действующих технологических цепочек как в рамках отраслевой, так и межотраслевой кооперации в белорусской экономике, а также в рамках Союзного государства Белоруссии и России. Наконец, в-третьих, новые совладельцы обязуются обеспечить приток крупных реальных капиталовложений с целью модернизации оборудования и технического обновления предприятий.

     Таким образом, подчеркнем здесь еще раз, народная власть Республики Беларусь, используя весь спектр современных методов управления и регулирования экономики ради привлечения необходимых инвестиций, поддерживая все существующие формы собственности и хозяйствования, оставляет при этом безусловный приоритет за государственной собственностью как гарантом социального прогресса подавляющего большинства населения. И как же это отличается от помыслов и действий «демократической» российской власти! Выступая в конце прошлой недели с ежегодным посланием обеим палатам Федерального собрания РФ, президент В.Путин вновь ничего не сказал о роли государственной собственности и лишь опять пропел хвалу частному бизнесу, хозяйничающему в современной экономике, в очередной раз озвучив тем самым мысли чубайсов, гайдаров и ясиных, не имеющих ничего общего с чаяниями 90 процентов российских граждан, буквально задыхающихся от отсутствия элементарного государственного регулирования экономических процессов в нашем обществе.

     У нас нет сомнений, что накануне или уже в самом начале процесса акционирования в Белоруссии мы еще услышим истошные вопли российских «реформаторов» и прислуживающих им пиарщиков из телевизионной и пишущей братии относительно того, что у наших соседей все делается «не так». Понятно, не так, как им хотелось бы. Неизбежно посыплются претензии в адрес белорусской народной власти по поводу, в частности, судьбы акционерного предприятия «Белтрансгаз», на основе которого уже с 1 июля должно быть создано российско-белорусское совместное предприятие по транзиту российского газа на Запад. Наверняка найдутся – и среди журналистов, и среди депутатов-«демократов», а может быть, и среди представителей правительства и кремлевской администрации – ходатаи, которые абсолютно без всяких оснований будут требовать для российской стороны контрольного пакета акций в этом СП. Что можно сказать по этому поводу?

     Напомним лишь, что относительно недавно, выступая по поводу подписанных в Киеве соглашений о совместном российско-украинско-германском консорциуме по перекачке российского газа на Запад, президент России В.Путин проявил полное понимание законных намерений украинской стороны обеспечить за собой как минимум 50 процентов в уставном капитале нового российско-украинского СП, являющегося стержневой частью этого консорциума. Следовательно, если только мы не имеем дело с ярко выраженным проявлением двойного стандарта в действиях и заявлениях со стороны кремлевского руководства, российская сторона не должна иметь никаких возражений против намерения Республики Беларусь аналогичным с Украиной образом сохранить за собой контрольный пакет акций создаваемого на базе предприятия «Белтрансгаз» СП. Столь же понятной должна выглядеть позиция руководства Белоруссии относительно невозможности, как на том долгое время настаивала российская сторона, передачи последней белорусской доли совместной собственности в качестве погашения долга за газ. Помимо всего прочего, с этим долгом, как мы уже не раз сообщали читателям «Советской России», дело обстоит далеко не так однозначно, как это пытаются представить ельцинисты из правительственных кругов и подпевающие им прокремлевские депутаты в Думе вкупе с «демократическими» журналистами. Но даже если признать его наличие – как, скажем, в случае с Украиной, все равно суверенное государство имеет полное право отказаться от таких форм его погашения, которые несовместимы с его суверенитетом.

     Что касается потенциальных участников белорусского акционирования среди российских предпринимательских структур, в том числе представляющих самый крупный бизнес, то их на земле наших друзей и союзников ждут с самыми радужными надеждами, конечно, если они не собираются вмешиваться, как это делают некоторые российские политики, во внутренние дела Республики Беларусь и не пытаются навязать белорусскому народу свои порядки. Те из российских предпринимателей, которые готовы честно работать на белорусской земле, встречают взаимопонимание подобно тому, как представители 400 крупнейших западных корпораций, вкладывая свои капиталы в экономику социалистического Китая, ощущают на китайской земле самый благоприятный инвестиционный климат. Например, в конкурсе на право стать вторым оператором телефонной сотовой сети GSM на территории Беларуси победило совместное предприятие, в котором 51% акций принадлежит белорусской компании «Международная связь», а 49 процентов – российской МТС. Вот это и есть пример совместного взаимовыгодного использования пакетов акций для развития реального производства и необходимой населению инфраструктуры.

  Олег ЧЕРКОВЕЦ.

 


В оглавление номера