"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 54 (12397), четверг, 22 мая 2003 г. |
Президент России выступил с очередным посланием к Федеральному собранию, в котором обозначил контуры государственной политики на ближайший период, в том числе и в области военного строительства. Очевидно, что в части проведения военной реформы в послании президента прозвучали наработки Министерства обороны. Одновременно в НВО «один из соавторов альтернативного проекта перехода ВС на комплектование по контракту», завлаб Института экономики переходного периода (ИЭПП) В. Цимбал, высказал мнение о том, что военной реформы «по-минобороновски» не будет. Из этого утверждения, вынесенного в заголовок статьи, как бы следует, что предпочтение отдано «альтернативному варианту военной реформы соответственно иному, чем «минобороновский», порядку перехода на контрактную службу. Естественно, и то и другое предлагается Институтом экономики переходного периода, ныне возглавляемым Е.Т. Гайдаром. Разумеется, этот проект «выдвинут прогрессивными лидерами правых партий, получил обоснование в кругах военных ученых и поддержан сторонниками последовательной военной реформы. По словам Немцова — «это 80% населения страны, в то время как «министерский» вариант перехода на комплектование ВС преимущественно военнослужащими, проходящими службу по контракту», имеет поддержку лишь 5%». В. Цимбал в своем обширном интервью с досадой отмечает, что альтернативный проект (лидеров СПС) несправедливо подвергается «озлобленным нападкам со стороны оппонентов».
Могут ли удивить общие итоги слушаний по Федеральной программе перехода на контрактную службу, проведенные 24 апреля с.г., «до определенной степени похожего на заседание правительства 21 ноября прошлого года», если за два с половиной года до того с участием и при поддержке президента лидерами СПС была развернута широкая дискуссия о пользе немедленного перехода на контрактную службу. В результат при молчаливом понимании практически всеми, что «переход к комплектованию Вооруженных сил на чисто контрактной основе, по меньшей мере, в ближайшие годы является невозможным и нецелесообразным...», поскольку это «потребовало бы значительных финансовых затрат и создало бы дополнительное серьезное напряжение для бюджета Российской Федерации» (цитирую послание Е. Гайдара президенту РФ осенью 2000 года. — Авт.), дискуссия в прессе и на ТВ привела к совершенно реальным рзультатам. Во имя оптимизации и сокращения расходов предлагается сократить ВС до 1 миллиона военнослужащих и постепенно перейти на комплектование войск преимущественно контрактниками. При этом правительство рассчитывает увеличить долю расходов на приобретение вооружения, а «сторонники последовательных реформ» видят в этом избавление от дедовщины. На самом деле, «не до качества и жира». Вместо реформы продолжается свертывание численности ВС по необходимости, исключительно из соображений экономии стремительно убывающих средств. В отсутствие каких-либо законодательных основ невозможно поставить в строй в год более чем 13% из 1 миллиона 200 тысяч потенциальных призывников. Качество комплектования войск настолько низкое, что из 600 тысяч до трети солдат и сержантов в войсках личности с III и IV уровнем нервной устойчивости, треть характеризуют признаки постдистрофического состояния, еще не менее 10% — просто ограниченно годных к военной службе даже в военное время. Даже Е. Гайдар понимает военно-стратегический смысл призыва и военной службы — этого единственного способа обеспечить пополнение ВС в ходе мобилизации на основе «формирования в мирное время военно-обученного резерва», который пока является «важнейшим фактором сдерживания внешних угроз» (цитируется выше упомянутое письмо Е. Гайдара президенту РФ В. Путину. — Авт.). Впрочем, на этом все здравые мысли в послании Е. Гайдара президенту В. Путину заканчиваются. Но продолжается их пропаганда в НВО и на телевидении. Именно в день выступления Путина с очередным посланием Федеральному собранию, в котором вполне определенно изложена именно «министерская программа реформирования и перехода на контрактную службу». Как говорится, все «попали в небо пальцем», и в заголовке статьи, и в содержании интервью В. Цимбала как с оценками Федеральной программы перехода на комплектование ВС по контракту, так и послания президента ФС РФ, которое излагает министерский вариант реформирования военной системы государства. Собственно, и не могло быть иного, если знать общую направленность экономических реформ, тенденции изменения ВВП, истинные темпы роста производства и его структуру, а не бесконечные фантазии о проектах достижения величия хотя бы на уровне Португалии, «10% прироста экономики в год с удвоением ВВП за 10 лет», то и в послании президента немного обнаружится реализма. Те же химеры и прекраснодушные предвыборные обещания. Если бы да кабы, то, может быть, и стоило бы восхититься «простыми и понятными» майскими тезисами В. Путина о перспективах развития России и ее ВС до 2007 года.
Между тем армия и флот находятся в глубоком кризисе и не обеспечивают выполнения поставленных им задач ни одним из видов, родов войск и военных округов. Прежде всего потому, что ресурс, выделенный на содержание и развитие ВС снижен до критической отметки, что не обеспечивает нормальное обеспечение 1,2 миллиона военнослужащих и безопасное хранение полученного в наследство от СССР штатного вооружения и боеприпасов. Ни для кого нет секрета, что обеспечение ВС с огромными мобилизационными запасами в существующей численности «налажено через пень колоду», на минимально безопасном, не более чем 30 — 40% от достаточного уровня финансирования и обеспеченности военнослужащих. По этому показателю ВС РФ едва ли опережают развивающиеся страны «третьего мира», отстают от КНР и Турции в 5 — 6 раз, от США, ФРГ и Японии — в десятки раз. Количество обслуживающего персонала на единицу основного вооружения в ВС РФ в десять раз меньше, чем в США, и ниже, чем в ФРГ, в 2,5 раза, а равное соотношение командного и рядового состава уже более 8 лет поддерживается как «один к одному». При этом впервые с довоенного периода обозначился провал в кадрах не только на оперативном, но и тактическом уровне управления. Все это не позволяет достичь нужной степени готовности ВС к выполнению задач по предназначению, а направленность изменений в войсках не позволяет надеяться на изменение ситуации к лучшему. Нельзя сказать, что наши офицеры и солдаты при выделении 2,5 — 2,8% ВВП в год на оборону голодают и нищенствуют. Но от похвальных оценок условий содержания подавляющей части войск (сил) от Дальнего Востока до Печенги стоило бы воздержаться. 70 — 90% военнослужащих явно неодобрительно высказываются о политике правительства в отношении к защитникам Отечества и ВС. Денег на закупку нового вооружения как не было, так и нет. Капитальное обустройство военных городков практически не ведется с 1992 года. О каком «перевооружении, совершенствовании принципов комплектования и улучшении самой структуры Вооруженных сил» может идти речь, если в войсках из 100% техники едва ли не треть самый настоящий утиль, лет двадцать назад исчерпавший ресурс и полностью непригодный к боевому использованию. Еще половина ВВТ морально и технически устарела, и только 5 — 10% штатного вооружения минимально удовлетворяют современным требованиям. Наука захирела настолько, что уже 15 лет живет исключительно 20 — 30-летней давности разработками советского периода, а НИО МО давно перешли на подножный корм и представляют собой никем не управляемые учреждения. Однако президент уверяет, что «на этапе практической реализации находятся работы по созданию новых типов российского оружия нового поколения». В том числе и такого, которое специалистами отнесено к категории «стратегического». Очень хочется в это верить, что речь идет о создании «Wunderwaffe» для России XXI столетия. Сколько времени будет продолжаться этап практической реализации, что это за невиданное оружие для профессиональной армии как основа обеспечения безопасности России на полстолетия вперед появится в результате осуществления новаторских работ и планов, никто, включая самого президента и его военных советников, не знает. Может быть, это секрет сам по себе, поскольку никакого «Wunderwaffe» для России не существует ни в ядерном, ни в обычном снаряжении? При этом правительство и «прогрессивные депутаты» из года в год повторяют «нет денег«, «живем не по средствам, а президент справедливо указывает на то, что «льгот наплодили на 6,5 триллиона» при весьма неэффективном управлении экономикой. Между делом правительство РФ с подачи экономистов Института экономики переходного периода и Союза правых сил (в полном согласии с Думой) снизило налоговую базу до 25 — 30% от потенциально возможной и еще ни разу не выполнило принятый закон о выделении 3,5% от ВВП на содержание ВС. Е. Гайдар и Цимбал в полном соответствии с партийными интересами пошли дальше и представили военную службу Отечеству как непосильное социальное бремя, некий «социально опасный для населения налог«. Интересы СПС и населения, которое только и мечтает о снижении налогов, о профессиональной армии, укомплектованной наемниками — маргиналами из нищих стран СНГ, полностью совпали. Никаким патриотизмом и оборонным сознанием и не пахнет. Но «из тени» коррумпированной до предела экономики никто не вышел, инвестиции имеют тенденцию к снижению, темпы экономического роста замедлились до 4% в год. Потребление гражданами РФ общественных благ выросло на 30%, но не обеспечено материальным производством. Суммарный годовой объем социальных обязательств государства составляет сегодня 6,5 триллиона рублей. Это практически вдвое превышает размеры консолидированного бюджета России. В то же время продолжительность жизни снизилась еще на три года. Долги в консолидированный федеральный бюджет, по самым скромным расчетам, составили не менее 350 миллиардов рублей только за 2002 год. Общественность смотрит на армию как на врага народа, большая часть населения военную службу в лучшем случае рассматривает как тяжелую повинность, Комитеты солдатских матерей пугают своих худосочных детей дедовщиной и казарменным хулиганством. Впрочем, стремительно деградирующее общество готово продать своих сыновей в профессиональную армию. Разумеется, с заключением контракта, за приличную зарплату, обещание жилья и многочисленные льготы. Никто в широких народных массах уже не вспоминает о 6,5 триллиона рублей внутреннего долга, «воинском долге и почетной обязанности служить Отечеству». О стратегических соображениях и задачах по защите государства ни депутаты, ни генералы и речи не ведут. Забыты все здравые мысли Е. Гайдара из его письма, а президентское послание всей «здравомыслящей публикой» оценивается не более как хорошо спланированная популистская акция. По всей видимости, никакой России не будет, поскольку «сильная и великая» утонула в болоте словоблудия, характерного для политических ветряных мельниц, а слабая никому, и нам тоже, не нужна.
Выдающийся военный реформатор в истории России Д. Милютин для успешного проведения действительно реформаторских преобразований в армии в качестве обязательных выдвигал следующие три условия: наличие средств, и прежде всего финансовых, — реформа дело дорогостоящее; желание и воля правительства выделить необходимые для развития армии и флота средства; безусловная поддержка армии в обществе, которое понимает необходимость ее существования. Все остальное — «дело техники». И в самом деле нужна «консолидация усилий» правительственных учреждений при поддержке народа. Между прочим, денег у Д. Милютина было не так много, реформы затянулись на три десятка лет, состоялись две технические революции в масштабах военного ведомства, «ядром реформы стала система комплектования» и создания прогрессивной на то время системы мобилизации. Великий реформатор понимал необходимость появления новых идей и новых людей. Он пошел на беспрецедентный шаг, на одном из заседаний Госсовета часть средств, выделенных его ведомству, предложил отдать народному образованию, обосновав это весьма странное предложение получением в будущем образованных офицеров и солдат — основы Вооруженной силы Отечества. Д. Милютин был не особенно понят самодержцем и его сенаторами. И в те времена в почете было лоббирование интересов определенных слоев общества и государственных ведомств. Но есть ли в наличии хотя бы одно из этих обязательных условий сегодня? Кто укажет современных политических и военных деятелей, мыслящих столь же прогрессивно, как фельдмаршал Д. Милютин в позапрошлом столетии? Могут ли быть при таком положении дел, которое сложилось ныне в РФ, иметь какие-либо перспективы «министерские и альтернативные реформы» к 2010 году и далее? Ни одного из приведенных условий нет, а российская Дума «проголосует за любого коня» из президентской конюшни под названием «Реформа». При управляемой демократии любая из думских фракций в интересах своих партий будет лоббировать самое негодное антигосударственное решение! Общий интерес партий и населения здесь очевиден. И, несмотря на патриотичные и в целом не вызывающие возражений у оппонентов президентские суждения, — служить Отечеству никто не желает. Потому умалчивая о «финансовой невозможности и стратегической нецелесообразности» перехода на комплектование ВС по контракту, поскольку это потребовало бы значительных финансовых затрат», все будут твердить о полностью профессиональной армии. Нет сомнения в том, что собственный опыт советского периода в части реформирования 1926 года не вполне уместен, как пример беспрецедентного сокращения численности с 5 миллионов до 500 тысяч. Время не то, и тачанки с хомутами не могут идти в сравнение с вооружением армии конца ХХ столетия. Между тем, кто бы ни осуществлял военные реформы, при обозначенных подходах успешными они быть не могут.
В 1998 году на российско-американском семинаре, благополучно забытом ныне, проблема формирования профессиональной армии и перехода на добровольный принцип комплектования российских ВС была предельно просто обозначена именно американскими экспертами в лице первых помощников министров армии и флота по комплектованию. Один из них прямо сказал следующее: «Наш двенадцатилетний опыт перехода на новый принцип комплектования показывает, что его перенос на российскую почву должен быть всесторонне обоснован и подготовлен... Его копирование в условиях России может привести к тяжелейшим последствиям». Очень осторожное заявление американских экспертов на фоне весьма оптимистических заявлений комплектовальщиков ГШ ВС и представителей военной общественности о готовности к переходу на добровольный принцип формирования армии и флота тогда не произвело особого впечатления. Что, собственно, изменилось за пять лет? Ничего! Например, необходимость создания новой системы комплектования, подготовки и накопления военно-обученного ресурса для ВС, как и концепции мобилизации, понимается всеми, но в ГШ ВС ее развитие не пошло дальше робкого предложения о «заключении контракта с военнообязанными запаса» начальником Главного организационно-мобилизационного управления («Военная мысль» №2, 2003 г.) Нужно бы отдать справедливость и отметить в целом разумные направления развития ВС до 2007 года, предложенные в послании президента РФ. Нет сомнения, что их реализация, в части перехода на 1 год службы (но не «комплектование ВС преимущественно на контрактной основе»), примет ускоренный характер. Трудно вообразить, но допустим, что количество контрактников к 2007 г. со 160 возрастет до 400 — 450 тысяч, а с учетом офицеров и прапорщиков в оптимизированном варианте их численность составит 750 — 800 тысяч. При этом стоимость содержания только личного состава ВС (с учетом содержания 200 — 250 тыс. военнослужащих по призыву) превысит 100 миллиардов рублей в год.1 Это в 1,5 — 2 раза превышает современный бюджет ВС по всем статьям расходов, включая и закупки вооружения. В этих расчетах не учитывается стоимость капитального строительства, с целью коренного изменения условий обитания военнослужащих и расходы на закупки вооружений, которые, по мнению правительства должны быть сопоставимы с расходами на содержание личного состава. Не будет преувеличением обозначить совокупную сумму расходов в год на ВС — 400 — 500 миллиардов рублей. Это при том, что при самых оптимистических прогнозах ВВП не поднимется за четыре года выше 10 триллионов. То есть к 2008 г. расходы на оборону могут составить 4 — 5% от ВВП. 1 При условии, что денежное содержание контрактника будет не менее 5 — 6 тысяч рублей, а офицера — в среднем в 1,5 — 2 раза больше, общая сумма расходов по этому разделу военного бюджета за год составит не менее 65 миллиардов. С учетом стоимости продовольственного пайка и проездных сумма может быть смело увеличена до 70 миллиардов, а с учетом стоимости содержания 250 тыс. солдат по призыву и 250 тыс. гражданского персонала, жилья и модернизации казарменного фонда — до 120 миллиардов рублей. При стандартных подходах к распределению средств это не может превышать 35% от расходов на оборону. Исходя из этого, общая сумма военного бюджета (включая расходы на боевую подготовку, закупки вооружения, науку и капитальное строительство) не может быть ниже 320 — 350 миллиардов рублей. Это тот минимум, который предусматривается правительственной программой строительства ВС до 2007 года, но не обеспечивает в полной мере рост их качественных показателей. В значительной степени ВС РФ будут готовы только к ведению «войн прошлого столетия», а личный состав по уровню содержания останется на грани выживания. Следует отметить, что суммы такого порядка оцениваются, например, Б. Немцовым как «в десятки (!) раз превышающие реальные», а Е. Гайдар в своем письме президенту вообще не дает никаких расчетов, но ссылается на «экспресс исследования» военных ученых АВН (М. Гареева). Готово ли к такому повороту событий общество при наличии внутреннего долга по льготам 6,5 триллиона и при дефиците государственного бюджета не менее 300 миллиардов ежегодно? Сегодня, в отсутствии необходимых экономических условий, без основательной проработки концепции преобразования, изжившей себя, крайне обременительной и пока еще необходимой для России системы мобилизации, поспешные попытки реализовать идею профессиональной армии и перехода на контрактную службу грозят России полным распадом всей системы ее военной безопасности. Без всякой надежды на ее восстановление к 2012 — 2015 гг., когда в полной мере проявятся угрозы ее суверенитету и территориальной целостности. Именно поэтому существующая система мобилизации во взаимосвязи с системой накопления военно-обученных резервов и материальных средств в интересах стратегии обеспечения национальной безопасности должна быть подвергнута существенному изменению. При этом, по крайней мере на 5 — 7 лет, она останется основным фактором оптимально-экономичного распределения средств и обеспечения развертывания группировок на основе увеличения численности ВС в 2 — 2,5 раза. Такова практика военного строительства большинства государств. При этом будет возможно обеспечить приемлемое соотношение войск постоянной готовности и сокращенного состава. Действительно в приоритетном порядке необходимо сформировать профессиональный сержантский корпус, в том числе преимущественно с заключением контракта после года срочной службы по призыву и не менее чем на три года. Время для бездумных и неподготовленных экспериментов давно прошло, однако экспериментаторы не переводятся. В мутной воде перманентных реформ ловится «хорошая рыба» всеми: и последовательными сторонниками, и их министерскими оппонентами. Не остаются без благ и примкнувшие к тем и другим. Деньги на экспресс-исследования, давно известного, и проведение заведомо провальных экспериментов текут рекой. Предвыборные страсти накаляются, пустые обещания политиков и «троянские послания» не имеют конца. Ошибки, допущенные президентом в настоящем с подачи «последовательных сторонников реформ» и тех, кто готовит ВС к «войнам прошлого», могут обернуться непоправимыми потерями в будущем. С. ЖУРАВЛЕВ.
|