"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 56 (12399), вторник, 27 мая 2003 г. |
Здравствуйте, уважаемая редакция «Советской России»! Черпаю в вашей газете силы для борьбы с победившим на время злом. Не хочу оставаться в стороне от сражений, происходящих на страницах «Советской России». Хочется тоже быть услышанной, заявить, что еще один человек с вами, ваш единомышленник. Я пока слишком мало знаю (и малодушно утешаю себя тем, что мне еще не слишком много лет), а ведь писать можно только о том, что знаешь очень хорошо, что познал на собственном опыте, прочувствовал и понял. Поэтому я хочу представить вам свои мысли о современной российской школе, такой, какую мне пришлось «испытать» на себе. Спасибо вам за вашу работу. То, что вы делаете, крайне нужно. «Советская Россия» — один из немногих рупоров правды. Награда вам, да и всем патриотам, несущим правду, обязательно придет. И наградой будет наша победа. Вот и прозвенел очередной последний звонок, и семнадцатилетняя часть нашего общества высвобождается на волю. Высвобождается в никуда... Вновь появляется повод вспомнить о катастрофическом положении нашего образования, некогда лучшего в мире, которое так долго и упорно рушат. И будет казаться, что нужна самая малость, что еще чуть-чуть — и, сотрясаемая со всех сторон, побитая, но все-таки еще немного советская, школа рухнет окончательно. Опять станут рассуждать и профессора, и специалисты, и простые учителя. Будут спорить, приводить данные статистики, делать выводы. Только почему-то они всегда забывают спросить своих подопечных — а как живется им сегодня в пореформенной российской школе? Я, разумеется, не претендую на всеобъемлющий анализ. Я могу предоставить лишь основанные на собственном опыте наблюдения, и это все-таки будет взгляд изнутри, ибо мне пришлось учиться в школе в это страшное десятилетие — с 1992 по 2002 год. Наверное, самое страшное заключается в том, что современная школа не выполняет своего главного, даже единственного предназначения: она практически не дает знаний и не учит учиться. В большей степени это касается гуманитарных наук. Оно и понятно, что сделается, скажем, математике: правила нахождения производных, к счастью, не зависят от государственного строя и общественно-политической ситуации в стране. Но естественные науки, раскрывающие перед учеником материалистическое понимание окружающего мира, которые не переделать в угоду каждому новому правителю, стремительно урезаются за их ненадобностью в «демократической» России. Набор же шаблонных мировоззренческих установок, выдаваемый на уроках истории, обществознания и литературы, следует забыть сразу же по окончании общеобразовательного учебного заведения. Исторические изыски Кредера, сенсационная ложь показанных по телевизору фильмов на исторические и литературные темы, подробности совместной жизни Блока и Менделеевой, напечатанные в журнальчике «7 дней», — все это, сдобренное личными впечатлениями о том, что «в советское время не было колбасы» и что «было трудно конспектировать непонятного Ленина», и выводом: «как же вам повезло, что вы не застали страшного тоталитарного режима», все это и преподносится учителями в качестве знаний. А в результате получается, что забирать с собою в путь, «выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество», нечего. Конечно, все происходящее в школе объясняется довольно просто. Школа — это элемент политической надстройки, следовательно, в эпоху дикого капитализма она воспитывает в человеке необходимые для данного экономического базиса качества: настойчиво предлагает рассматривать отношения между людьми согласно формуле «человек человеку — волк», всячески подталкивает к конкуренции между учениками, стимулируя нездоровое желание выделиться, не важно, какими средствами: обманом ли, подлостью или подкупом. «Если на контрольной работе вы видите, что ваш сосед списывает, тут же поднимите руку и скажите об этом — ваша оценка за контрольную повысится на один балл» — вот такое «разумное, доброе, вечное» сеют учителя — главные действующие лица в школе. По поводу и без повода они, подперев рукой щеку и тяжело вздохнув, любят посетовать на то, что перестали их, дескать, уважать, порастеряли они былой почет. А за что, скажите, уважать учителей? Читающих «Московский комсомолец», зачастую безграмотных, сыплющих подслушанными по телевизору глупыми присказками (вроде «сегодня вы, Света, — самое слабое звено!»)? Чему может научить тот учитель, который выбрал президентом Ельцина, который восторженно помогал рушить страну, а сегодня, униженный нищенской зарплатой, все равно продолжает взахлеб расхваливать фальшивые либеральные ценности и преданно любит Путина? Да чему он служит, какому государству, каким идеалам? Учитель сознательно, повинуясь велению свыше, вынимает на поверхность все мерзкое, что есть в человеке, все, с чем боролись величайшие умы на протяжении всей истории человеческого общества. А как становится жутко, когда такие люди лезут рассуждать об идеалах Толстого и Ленина! И они, учителя, приложившие руку к тому, чтобы лишить молодое поколение будущего, даже не догадываются испытывать чувство вины перед нами. Да что там чувство вины! Я как-то спросила одного своего учителя: «Как это сложно — преподавать, особенно в старших классах. Ведь с тем, что вы вложите в головы, и пойдут по жизни ваши ученики. Вы чувствуете свою ответственность?» И, к моему изумлению, учитель спокойно ответил: «Вообще-то нет». К счастью, мне встречались и настоящие учителя, мудрые и справедливые, достойные называться учителями, так как действительно дают знания. Их мало, и противостоять сегодняшнему разгулу глупости в школе им очень трудно. Однако на фоне этих «последних римлян» моральная убогость впавших в демократический маразм становится совсем уж очевидной. В целом же современная школа, что бы ни говорили о «раскрытии талантов» и «свободе высказывать на уроках свое мнение», стараниями лжеучителей душит в учениках всякую индивидуальность, создавая послушное стадо одинаково необразованных, не желающих думать людей, которыми легко управлять. Приходится признать, что учитель, ощущающий ответственность за каждое произнесенное им слово, сегодня скорее исключение, чем правило. Большинству учителей надо «заниматься другим ремеслом, где брак дешевле обходится». Ведь вместо того чтобы образовывать ученика, учить его мыслить и анализировать происходящее вокруг, учитель часто опускает его до своего уровня, заставляя принимать на веру придуманные кем-то другим стандартные мировоззренческие схемы. А противостоять учительской серости крайне сложно. И не надо жаловаться на то, что «растет поколение дебилов» — яблочко от яблони недалеко падает, и очень многие наши беды имеют корни здесь — в плохом учителе. «Так уж в школе ничему не учат!» — усомнитесь вы. Нет, надо отдать школе должное — учат врать, лицемерить, приспосабливаться, равнодушно взирать на несправедливость, словом, учат жить в не пригодных для жизни условиях современной России. Только уроки жизни это или уроки выживания? Как бы то ни было, за это можно поблагодарить от души: спасибо вам, учителя, что показываете будущее без прикрас, что не даете развиться иллюзиям, что за стенами школы нас кто-то ждет и что мы кому-то нужны. И еще — закончившим школу давно. Вспоминая с налетом сентиментальной грусти свои школьные годы, не забывайте, что мы с вами учились в разных школах: вы — в советской, а мы — в российской ударной капиталистической и что для многих из нас школьные годы — ужасные.
Ольга ГАРБУЗ.
|