"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 57 (12400), четверг, 29 мая 2003 г. |
За последние недели произошло достаточно событий, чтобы обнаружить некоторые тенденции в поведении нынешней правящей группировки. Первая – это попытка в преддверии грядущих парламентских и президентских выборов оседлать конек патриотизма. Вторая – продолжать сдавать позиции России, где только можно и даже там, где уже совершенно нельзя. Линии взаимоисключающие. Но если «Единая Россия» может голосовать в Думе за разрушительные «реформы» электроЧубайса и одновременно проводить митинги с требованием снижения тарифов на электроэнергию, то почему бы и во внешней политике не покуролесить, говоря одно, а делая совершенно другое. Чай, народ не разглядит разницы между словами и делами. Вот и сравним, что президент РФ говорил в послании Федеральному собранию 16 мая с.г., и что реально делалось в это же самое время. Итак — послание. Читаем: «Россия будет сильной страной — с армией, готовой защитить Россию и ее союзников, национальные интересы страны и ее граждан... Весь наш исторический опыт свидетельствует: такая страна, как Россия, может жить и развиваться в существующих границах, только если она является сильной державой». Сильно, не правда ли! Пойдем дальше. «Удержание государства на обширном пространстве, сохранение уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире — это не только огромный труд. Это еще и огромные жертвы, лишения нашего народа. Именно таков тысячелетний исторический путь России. Таков способ воспроизводства ее как сильной страны, и мы не имеем права забывать об этом… События последнего года вновь показали, что в обеспечении национальных интересов одинаково необходимы и эффективная дипломатия, и надежный оборонных потенциал России». Это, конечно, не Петр I и не Сталин. Но какие-то державные ноты вроде звучат. Но это на уровне слов. Теперь посмотрим, что происходит на уровне дел. События все известные. Но, взятые воедино, они четко выявляют суть внешней политики Путина. Событие номер один. 14 мая (т.е. за два дня до послания) Госдума под фанфары (294 голоса «за», «против» — только фракция КПРФ и Агропромышленная депутатская группа) ратифицировала российско-американский договор о сокращении стратегических ядерных потенциалов. По этому договору к 2012 году число ядерных боеголовок на стратегических носителях России и США должно составить по 1700 — 2200 штук. Вроде бы не так плохо. Если разгромленная «реформаторами» российская экономика «не тянет» груза нынешних примерно 6 тыс. боеголовок, то хоть Америку, мол, немного разоружим. Сторонники этого договора в России с пеной у рта утверждают, что это выгодно России. На деле же все это — откровенный блеф. Конгресс США недавно совершенно ясно заявил, что не допустит сокращения ядерных боеголовок ниже того числа, которое у них есть сейчас, — тех же 6 тысяч штук. США разоружаться не собираются. Америка сохранит нынешнюю мощь своих ядерных сил. А вот Россия (свято выполняя договор!) будет сокращать их до 1700 — 2200. То есть заниматься односторонним разоружением. При этом идет сокращение обычных вооруженных сил и общая деморализация армии. Как-то не вяжется это с заявлением в послании о «необходимости надежного оборонного потенциала России». Пойдем дальше. Событие номер два — Ирак. До начала агрессии США Кремль, пометавшись из стороны в сторону, в конечном счете занял приличную позицию, отказываясь вместе с Францией и Германий санкционировать в ООН вторжение США в Ирак. После начала агрессии Путин опять заметался, сначала заявив, что не желает поражения Америке (чего желало более 90% граждан России), но потом отказавшись поддержать американский проект резолюции Совбеза ООН об отмене блокады Ирака, пока инспектора ООН не подтвердят отсутствие у Ирака оружия массового поражения. Затем Путин выторговал у американцев обещание (лишь обещание!) учесть интересы российского нефтяного бизнеса, и…все «принципиальные» возражения были сняты. Стало ясно, что Кремль изначально беспокоила не столько судьба международного права и ООН, а судьба доходов от торговли иракской нефтью, в которую вовлечены кое-кто из тех, кто определяет внешнюю политику России. Проголосовав за американский проект резолюции Совбеза, Кремль и МИД придали законность оккупации Ирака англо-американской колониальной армией. Опять же не вяжется с утверждением в послании о необходимости «эффективной дипломатии». Событие номер три. Ратификация российско-литовского пограничного договора. Как уже сообщалось, Литва этим договором закрепила за собой добрую треть территории, которая ей исторически не принадлежала, а была передана ей (как одной из республик СССР) до и после Великой Отечественной войны. Чтобы добиться своего, Литва занималась откровенным шантажом, заявляя, что введет визы и этим самым парализует сообщение с Калининградом. В аналогичной ситуации в конце 40-х годов США пошли на жесткое противостояние с СССР и добились свободы транзита в Западный Берлин. Г-н Рогозин пугал депутатов возможностью войны с Литвой. Так ведь защита национальных интересов как раз и предполагает преодоление сопротивления тех, кто на эти интересы покушается. Но дело не в этом. Никакой войны с Литвой не нужно. Есть и без этого мощные рычаги вразумления наших соседей. Вся энергетика Литвы фактически в руках Россия. Единственный в Прибалтике нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяе контролирует ЮКОС. Вся нефть – около 4 миллионов тонн в год — на этот НПЗ поступает из России. Точно так же и с газом. Без российского газа немедленно рухнет не только энергетика Литвы, но и чуть ли не единственная отрасль, продукция которой идет на экспорт — производство удобрений. И ядерное горючее для Игналинской АЭС поступает из России. Словом, была бы государственная воля – никаких вопросов у литовцев в отношении транзита не возникло бы. 15 мая Путин говорил об «эффективной дипломатии», о том, что «Россия будет сильной страной... с армией, готовой защитить национальные интересы страны». А 21 мая под нажимом Путина был ратифицирован пограничный договор, чуждый интересам России. (Поработало и хорошо проплаченное «литовское лобби» в Москве. Вот и подняли белый флаг. Якобы от безвыходности…) И, наконец, событие номер четыре. Самое малоизвестное. Путин принял решение вывести российские миротворческие части из Косова. Уход наших войск (особенно после сдачи Милошевича в натовский трибунал в Гааге и поражения пророссийских политических сил в Югославии) означает, что влияние России на Балканах окончательно утрачено. А ведь наши войска с огромным трудом, преодолевая жуткое сопротивление друзей Америки в Москве, обустроились там. И все впустую. Сербам в Косове больше не на кого опереться. Албанизация этого края ускорится. Отрыв Косова от Сербии упрощается. Но дело не только в этом. Дело в том, что в результате ошеломившего НАТО исторического броска роты десантников из Боснии в Косово в июне 1999 года наша армия взяла под контроль самый важный стратегический объект в Косове – аэродром в Слатине. Другого такого в Косове нет. Кто владеет этим аэродромом, тот во многом определяет положение в Косове. Теперь российские войска уходят. К кому переходит контроль над Слатиной? К американцам или к их верным союзникам – англичанам. Очень может статься, что этот аэродром превратится (возможно, уже превратился) в крупнейший канал поставок наркотиков из Афганистана (контролируемого американцами) в Косово (тоже контролируемое американцами). А дальше уже дело техники. Косовские албанцы – ближайшие союзники Америки на Балканах — одновременно крупнейшие наркоторговцы в Европе. Так что уход российских войск из Косова это не только удар по российским интересам на Балканах, но и удар по безопасности Европы. Что общее у всех упомянутых событий? А то, что сидящая в Кремле группировка всегда ведет дела с внешним миром с позиции слабости. Собственно говоря, эта тенденция обозначилась чуть ли не сразу после прихода Путина к власти. Она резко усилилась после сомнительных «терактов» в США 11 сентября 2001 года (взрывы-то были, да вот не сами ли американцы их организовали?). До интервенции США в Ираке могло показаться, что сдачи позиций России больше не будет. Так вот, упомянутая цепь событий ясно подтверждает, что «патриотизм» окреп лишь на словах. А на деле — та же беспардонная готовность прогибаться перед малейшим давлением, будь то США или Литва. Напомним, что 10 января с.г. Путин подписал соглашение с Японией насчет готовности обсуждать вопрос «о принадлежности Курильских островов». То есть принадлежность Курильских островов России вполне официально ставится под сомнение. Сделан еще один шаг на пути передачи Курил Японии. Вот вам и пятое событие. Теперь взвешиваем. На одной чаше – «патриотические» сентенции из послания. Федеральному собранию. А с другой — вышеуказанные события. Что перевесит? Должны бы перевесить события. Но нам упорно доказывают, что сдача всего и вся — дело для России благое. В президентской команде есть отменные мастера своего дела, которым привокзальные наперсточники в подметки не годятся по изворотливости. Если результаты выборов на любом уровне — от поселкового до общероссийского — беззастенчиво перекраивают в нужную сторону, то чего говорить о малоощутимой материи внешнеполитических интересов. Президент читал свое послание громко. С выражением. Все-таки в советских школах читать хорошо учили. Беда только в том, что президенту доверяют лишь озвучивать послания. А реальную внешнюю политику определяют совсем другие люди. Прежде всего российский компрадорский капитал, полностью зависимый от неизмеримо более мощного западного капитала. Чихать российской буржуазии и их политическим представителям в Кремле на исторические интересы России. Вот и водят они народ за нос, имитируя патриотизм и одновременно разрушая многовековые позиции России. Так что внешняя политика, отвечающая подлинным интересам России, возможна лишь после того, как эти мародеры, затоптавшие Кремль, улетят, унесенные шквальными ветрами неизбежных перемен. Вячеслав ТЕТЕКИН.
|