"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 58 (12401), суббота, 31 мая 2003 г. |
Трудовое неравноправие В редакцию нашей газеты из Саратова поступило письмо от Т.Смирновой. В нем она, в частности, пишет о том, что в ряде местных газет имеют место публикации о вакансиях, свободных для замещения, свидетельствующие о массовых ограничениях в правах и свободах в сфере трудоустройства в городе Саратове. В частности, как видно из этих публикаций, вопросы трудоустройства работодателями ставятся в зависимость от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (возраст, место жительства, готовность к ненормированному рабочему дню, даже внешность и др.). По просьбе нашей читательницы мы попросили прокомментировать эту ситуацию с позиции закона специалистов Фонда «Правовые технологии ХХI века». Следует отметить, что предоставленные конституцией Российской Федерации права при осуществлении предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34), предполагают наличие у работодателя ряда конкретных полномочий, позволяющих ему в целях осуществления эффективной экономической деятельности принимать необходимые кадровые решения, в том числе подбор и расстановку кадров. Так, статья 26 Федерального закона «О занятости населения» наделяет работодателя правом принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему. Вместе с тем в соответствии со статьей 55 конституции Российской Федерации защита прав и свобод одних не должна приводить к отрицанию и умалению прав других. Однако приведенные Смирновой Т. факты свидетельствуют о нарушениях работодателями, поместившими в газетах объявления о вакансиях, свободных для замещения, статьи 37 конституции Российской Федерации и статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещающих какую-либо дискриминацию в сфере труда. Возможность пресечения нарушений в сфере трудовых отношений Смирнова связывает с необходимостью ужесточения действующего законодательства. Однако считаем, что существующая в настоящее время правовая база способна обеспечить пресечение правонарушений в сфере трудовых отношений. Действующее законодательство предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде (ст. 5. 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях); статья 136 Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина (уголовная ответственность за дискриминацию в области труда может наступить при наличии указанных в этой статье обстоятельств); статья 145-1 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за невыплату свыше двух месяцев заработной платы. Граждане, считающие, что они подверглись дискриминации при переговорах при заключении трудового договора, наделены правом обращения с жалобой в суд (ст. 391 Трудового кодекса РФ). При этом закон допускает возможность требовать компенсации морального вреда, причиненного дискриминацией. Федеральный закон «О занятости населения» предусматривает систему гарантий в реализации права на труд и возлагает на государство обязанность гарантировать гражданам защиту, в том числе от необоснованного увольнения и необоснованного отказа в приеме на работу (статья 12). Так, на органы прокуратуры возложена обязанность осуществлять надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в частности, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, и по выявленным фактам нарушений принимать меры прокурорского реагирования. Органы Федеральной инспекции труда обязаны осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде всеми организациями и физическими лицами, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5. 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако игнорирование и пренебрежительное отношение к требованиям закона со стороны некоторых работодателей, как видно из обращения Смирновой Т., не всегда находят должную правовую оценку со стороны уполномоченных государственных органов и должностных лиц. При наличии достаточной правовой базы ими не в полной мере используется сила закона и своевременно не пресекаются нарушения в сфере труда. Обращение Смирновой Т. направлено для принятия соответствующих мер в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Наталья СЕСЛАВИНА,
|