"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 65 (12408), четверг, 19 июня 2003 г.

 

ДЕРЗАЙ, «ИКАР»!

     В солнечный весенний день над просторной площадкой, лежащей за кинотеатром «Спутник», летали авиамодели, стартовали модели ракет. Это видел каждый, кто был в это время в московском районе Лефортово, на улице Авиамоторная.

     Вокруг площадки, которая представляла собой неглубокий, но широкий котлован, собирались люди. Меня тоже привлекли протяжное пение летающих авиамоделей и громкий свист стартующих ракет. По дорожке сквера я прошел к площадке и увидел группу школьников, устанавливающих ракеты на пусковые столики и с помощью тонких длинных тросов управляющих летающими по кругу кордовыми авиамоделями.

     Увлеченность ребят столь необычным в наше время делом сразу бросалась в глаза. Ясно: ребята выбирают отнюдь не «Клинское» или «Пепси». А ими спокойно руководил один мужчина. Я подошел в тот момент, когда он помогал детям готовить к пуску очередную модель ракеты, и сказал:

     — Давно не видел такого. Скажите, пожалуйста, кто вы и кто эти ребята?

     Он встал, дал короткий совет школьникам и только тогда ответил:

     — Мои ребята — юные техники, я — директор клуба юных техников, точнее — спортивно-технического центра «Икар», Юрий Анатольевич Голубев.

     Тут мои вопросы потекли ручьем, а Юрий Анатольевич охотно на них отвечал.

     «Икар» — один из самых старых и разносторонних детских клубов Москвы. Он был образован в 1937 году как студия юных техников при Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (Петр Ионович Баранов — начальник ВВС РККА в 1924—1932 годах). Как известно, в Советском Союзе клубы юных техников среди детей и подростков были самыми популярными. Они очень привлекали ребят, предоставляя им возможность проявить себя в техническом творчестве. В этих клубах происходило самообразование школьников, прекрасно развивались их творческие способности. Юные техники с самого начала знали, что занимаются нужным и полезным делом, поэтому клубы очень сильно способствовали их воспитанию.

     К слову, Юрий Анатольевич Голубев — сам бывший выпускник возглавляемого им клуба. Он выпускник МАИ, авиаинженер, а директором дома, как тогда именовалось, позже клуба юных техников при ЦИАМ стал в 1975 году, имея опыт работы в прославленном КБ имени А.Н. Туполева.

     Однако после 1991 года большинство таких нужных и полезных клубов было закрыто по весьма банальной причине — прекращалось их финансирование. Подобная участь могла постигнуть и клуб Юрия Анатольевича — ЦИАМ полностью утратил возможности по его содержанию. Но большинство сотрудников клуба не бросили свою работу, не стали ломать характеры и судьбы своих воспитанников, а продолжали занятия с детьми, одновременно разыскивая источники по материальной поддержке. Они не допускали ведение клубом коммерческой деятельности. И клуб сохранился: Комитет по делам семьи и молодежи правительства Москвы сначала частично, а с 1994 года полностью финансирует нынешний спортивно-технический центр «Икар», расположенный в Лефортово, на улице Энергетическая, в доме № 5.

     Сейчас в лабораториях, кружках, изостудии и спортивных секциях «Икара» занимаются 380 воспитанников. Ведут занятия специалисты очень высокого уровня. Это такие люди, как Виктор Иванович Селюк, кандидат технических наук, сотрудник ЦИАМ, который работает в «Икаре» с 1968 года и обучает своих воспитанников основам электронной автоматики, или Василий Васильевич Ефремов — бывший воспитанник клуба, мастер спорта международного класса, неоднократный чемпион СССР и призер чемпионатов Европы по авиамоделированию, который руководит кружком кордовых авиамоделей. Работают в «Икаре» на профессиональной основе.

     В спортивно-техническом центре успешно реализуется программа трудового, физического, патриотического и эстетического воспитания детей и подростков, происходит их ранняя профориентация. Лаборатории «Икара» ведут разностороннюю деятельность. Авиалаборатория состоит из 5 кружков, но для детей прежде всего обязателен кружок начального авиамоделирования, а затем, в зависимости от проявления интереса к какому-либо направлению, юные авиамоделисты переходят в кружки кордовых авиамоделей, свободнолетающих и радиоуправляемых моделей, некоторых привлекает экспериментально-техническое моделирование или постройка моделей-копий самолетов и ракет. Таким же образом организована работа других лабораторий. В судолаборатории есть кружки начального судомоделирования, просто судомоделирования и исторического судомоделирования. В автолаборатории имеются кружки начального автомоделирования, автомотоконструирования и картинга. Воспитанники «Икара» очень охотно приходят на занятия в кружок электронной автоматики и в компьютерный кружок.

     Во время занятий ребята изучают историю нашей страны. Ведь изготовление модели самолета, корабля, автомобиля и есть изучение истории. Руководитель кружка рассказывает не только о техническом образце, но и об историческом периоде, с которым эта техника была связана.

     «Техническое творчество — наиболее простой способ развить генетически заложенные творческие способности ребенка, — сказал Ю.А. Голубев во время нашей беседы. — У них появляется желание и умение что-то делать своими руками». И примеры он привел. Олег Маркин, бывший воспитанник клуба, стал чемпионом мира по авиамоделированию, а Николай Шкаликов — чемпионом Европы по судомоделированию. Воспитанник клуба, юный техник Дима Базанов 10 апреля получил почетный знак «Юный гагаринец» Федерации космонавтики России. Дима, которому недавно исполнилось 17 лет, со 2-го класса занимается в клубе. Он проектирует и изготавливает модели-копии различных типов ракет, его руками сделана модель космодрома.

     «Икар» сотрудничает с государственным научно-производственным объединением «Росучприбор». Совместно с ним разработаны наборы для фронтальных лабораторных работ, с помощью которых ученики многих школ изучают законы физики. А с московскими школами установлены тесные контакты. Разумеется, не все школьники становятся юными техниками, но целые классы московских школ принимают участие в праздниках клуба, посвященных нашим знаменательным дням и датам.

     Впрочем, не только в техническом направлении примечателен «Икар». Ведь в изостудии его воспитанники занимаются художественным творчеством.

     Конечно, работе клуба сопутствуют не только успехи. С 1992-го по 2000 год была закрыта изостудия, да и зарплата сотрудников «Икара» оставляет желать лучшего. Но и руководители кружков, и директор своей главной целью считают не получение денег, а работу с нашим подрастающим поколением. Их питомцы с самого раннего возраста (дети могут заниматься в клубе с 7 лет) становятся настоящими энтузиастами, отдающими своему любимому делу всю душу. Ребят не страшит получение «непрестижных» по нынешним понятиям профессий, работа на «непрестижных» предприятиях. Они хотят служить в армии. И словами «потерянное поколение», которые бытуют в нашем обществе, воспитанников спортивно-технического центра «Икар» и клубов, подобных ему, не назовешь. Они — наша надежда, наше будущее.

  Владимир ВАРФОЛОМЕЕВ.
Москва.

 


В оглавление номера