"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 66 (12409), суббота, 21 июня 2003 г.

 

ПРЕТ РОГОМ В НАШЕ НЕБО

 

Кто хозяйничает в российском воздушном пространстве?

     ПОКА российские власти ищут угрозы в лице «международного терроризма» (хорошо оплачиваемого Америкой), исподволь назревает новая, очень реальная угроза безопасности страны. Она исходит не с запада, не с юга и даже не с востока. Она исходит сверху. В полном смысле слова — с неба. Внедряясь в программу переоснащения системы управления воздушным движением в России, американцы готовятся захватить контроль над российским небом.

     Сначала о сути дела. По рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в России готовится переход к организации воздушного движения с использованием спутниковых систем. Это повысит безопасность полетов, сделает рейсы из Европы в Азию через Россию более привлекательными для иностранных компаний. Услуги по аэронавигационному обеспечению приносят России очень неплохие доходы (примерно четверть миллиарда долларов в год). Так что идея неплохая. Но посмотрим, во что она может вылиться для безопасности нашей страны.

     В чем значение системы УВД? В том, что она обеспечивает соблюдение всеми правил полетов, предотвращение опасных сближений самолетов и вертолетов между собой. Дело это не простое. Автоматизированные системы УВД по сложности входят в первую десятку высокотехнологичного оборудования, выпускаемого в мире. Сбой в системе тут же приводит к парализации полетов и к катастрофам. Напомним, что некоторые регионы РФ без авиации вообще выжить не смогут.

     В России сейчас 116 районных центров управления воздушным движением (УВД). Дело, однако, идет к созданию 20 укрупненных центров. Стоимость их переоснащения — от 500 до 800 млн. долларов. Почему нужна модернизация? Дело в том, что ряд центров оказались на грани остановки из-за морального и физического старения оборудования (80% эксплуатировалось более 15 — 20 лет). Запасы старой элементной базы были исчерпаны, переход на современное оборудование из-за разгрома радиотехнической промышленности не состоялся. Что делать? Закупить технику на Западе? Попробовали. И вот что из этого вышло.

     Новосибирский центр УВД переоборудовала итальянская фирма «Маркони» за 130 млн.долларов (если бы эту работу выполняли наши фирмы, то затратили бы 12 — 15 млн.долларов). Аппаратуру закупили и частично смонтировали, но не ввели в эксплуатацию. Оказалось, что в контракте не записаны...ее установка и запуск. «Маркони» предложила заключить контракт еще на 30 млн.долларов. Только для запуска аппаратуры. Самарский центр УВД переоснащала фирма «Хьюз» (США). Аппаратура оказалась не пригодна к эксплуатации. Центр УВД в Казани. Фирма — «Тальез» (Франция). Стоимость — 35 млн.долларов (у наших это стоило бы 7 — 8 млн. долларов). В стоимость проекта не внесли таможенную пошлину на оборудование. Его арестовали и продали с торгов.

     Ни одна из импортных систем УВД не имеет выдающихся характеристик. Их качество вообще неблестящее. Опыт показывает, что эти системы в критических ситуациях либо самопроизвольно выключаются, либо дают серьезные сбои. Так было, например, в Югославии в 1999 году. Многие фирмы просто «сбрасывают» нам устаревшую технику. Им это выгодно, ибо ее последующее обслуживание приносит до 70% от общей прибыли. Например, за внесение изменений в казанскую систему УВД (несложная операция) фирма «Тальез» требовала 70 тыс. долларов плюс 1,5 тыс.долларов суточных за каждого сотрудника фирмы. Ремонт блоков делают только во Франции, а транспортировка не входит в договор гарантийного обслуживания. Вот такая кормушка для западных фирм.

     Можно ли обойтись без иностранной «помощи»? Очень даже можно. По оценке западных экспертов и сотрудников центров УВД РФ, наши современные системы УВД по ряду параметров превосходят западные аналоги. При этом цены ниже во много раз. Собственно говоря, нынешняя система УВД была создана, когда иностранцев и близко не подпускали к таким вещам.

     Посмотрим теперь на дело с другой стороны. Каковы будут последствия внедрения западных компаний в нашу систему УВД? Очень опасными. Эти компании, а через них и западные спецслужбы получат уникальную возможность снимать со своей аппаратуры информацию о положении каждого самолета, в том числе правительственных самолетов, об интенсивности полетов, выявить основные грузо- и пассажиропотоки, состояние самолетно-вертолетного парка и еще многое другое. Больший подарок западным разведкам трудно придумать.

     Одновременно в программное обеспечение может быть внедрена «закладка», которая сработает, возможно, лишь один раз (перед ударом по России), но это приведет к блокировке всей системы УВД. А ведь выявить такие «закладки» практически невозможно. Нельзя исключать возможности финансового диктата после установки иностранного оборудования в России, что уже происходит в центрах УВД в Новосибирске, Казани, Ростове, Самаре и других местах. И вообще западные производители радиотехнических средств стремятся подавить наших производителей как своих конкурентов не только на мировом рынке, но и даже в России.

     НАИБОЛЕЕ напористо ведет себя американская корпорация «Локхид Мартин». Это крупнейший производитель систем для ВМС, ПВО и ПРО США, военных и гражданских спутников; стратегических ракет; боевых лазеров, истребителей F-16, F-22 и F-117, транспортных самолетов С-130 и С-5. То есть «Локхид» производит все для войны. В том числе и против России. Радары НАТО, установленные недавно в Латвии и Эстонии для контроля над небом России, созданы «Локхид». Кстати, именно эта корпорация создала самолет-разведчик У-2, который в мае 1961 года вторгся в небо СССР и был благополучно сбит нашим комплексом С-75.

     Системы УВД этой корпорации контролируют 60% мирового воздушного пространства. Разумеется, Россия очень интересует «Локхид» в плане захвата нашего рынка. В августе 2001 года корпорация открыла в Москве свое представительство, а уже в мае 2002 года она предложила модернизировать кроссполярные и транссибирские трассы РФ якобы для увеличения их пропускной способности (и соответственно аэронавигационных сборов). Однако эти маршруты были загружены на 20 — 25%. Истинной целью американцев тогда было навязать России создание 8 укрупненных центров УВД (перекрывающих до 80% территории России) взамен 44 районных центров, недавно переоснащенных нашими фирмами.

     Сейчас «Локхид» добивается подряда на новую систему УВД России. Имея средства, соизмеримые с бюджетом средней европейской страны, корпорация использует и политические рычаги давления, коррумпированных чиновников, подпитку некоторых наших предприятий небольшими контрактами, «объединение» с некоторыми российскими фирмами. Цель — проведение политики «Локхид» в России руками российских компаний.

     В частности, «Локхид» взялся за производство первичного радиолокатора вместе с Лианозовским электромеханическим заводом (ЛЭМЗ). Затем, используя фактически контролируемую им фирму «Прин», «Локхид» объединился с группой компаний «Транзас», которая в области систем УВД ничем себя пока не проявила. Да и российской она может считаться с большой натяжкой, ибо почти все компании, входящие в нее, зарегистрированы в Англии. Туда же уходит и прибыль от деятельности в России.

     За генеральный подряд начал биться ЛЭМЗ, входящий в состав концерна «Алмаз-Антей». Концерн уважаемый. Он известен разработками в области систем ПВО. Но ЛЭМЗ не имеет опыта создания систем УВД, систем документирования, радиосвязи, средств радиопеленгации, а также комплексного оснащения технологическим оборудованием. А ведь это ключевые элементы центра управления полетами. Дело еще и в том, что ни одна фирма не потянет весь объем работ в одиночку. Даже ведущие радиотехнические предприятия в состоянии создать новую систему УВД лишь в кооперации.

     ЛЭМЗ занялся было оснащением Московского и Великолукского центров УВД, да не очень-то получилось. Поэтому «Локхид» хочет, чтобы ЛЭМЗ стал генподрядчиком. Тогда американцы все равно получат возможность участия в проекте. Лианозовский завод будет вынужден обратиться за помощью к ряду фирм, включая «Транзас». А та, не имея опыта создания центров УВД, неизбежно обратится к «Локхид». Чего, собственно говоря, и добивается американская корпорация, которая сейчас пытается купить основные пакеты акций российских предприятий «Информтехнологии» и «ВНИИ-РА ОВД».

     На продвижение этих планов правительство США выделило «Локхид» 150 млн.долларов. Они будут вложены (якобы в качестве «дара») в создание 20 — 22 небольших центров УВД для ВВС РФ. Ничего себе дар! (Помнится, что аналогичный дар делали данайцы. Коня подарили. После этого возникла фраза «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Историю про троянского коня знают все. Но вот нам тоже тянут лошадь, набитую врагами, и почему-то есть желающие затащить ее в нашу крепость). Далее будет предложено на базе этих центров создать укрупненные центры УВД. Но уже полностью за счет России. Коготку увязнуть — птичке пропасть!

     К чему может привести сотрудничество с «Локхид», показывают ее «успехи» в Монголии и Грузии. В середине 90-х годов американцы получили подряд на переоснащение системы УВД Монголии. Поставили аппаратуру — запустили в эксплуатацию. Все как бы в порядке. За исключением одной «мелочи». Американцы «забыли» предупредить монголов, что аппаратура сопряжения с использованием спутниковой навигации установлена только на 2% самолетов гражданской авиации.

     То есть монголы видят только 2 самолета из 100 и то лишь, если эта аппаратура на борту включена. Аэронавигационного сбора практически нет. Иностранные самолеты летают над Монголией фактически без ведома ее властей. В 1999 г. «Локхид» заставил Грузию подписать договор о переоснащении центра УВД Тбилиси, хотя ранее центр был модернизирован российскими фирмами. Причем американцы навязали такой контракт, что Грузия не увидит прибыли от аэронавигационного сбора еще 20 лет.

     ВСЯ ЭТА история началась не вчера. Еще в 1999 году Генеральный штаб Минобороны России уведомил тогдашнего главу правительства РФ (а им случился быть г-н Путин) об опасности проникновения западных фирм в область, столь чувствительную для безопасности России. Бюрократическая мельница крутилась неспешно. Только через три года в правительстве РФ признали нежелательным внедрение инофирм в область управления воздушным движением России.

     «Локхид» хорошо знает об этом. И тем не менее, что называется, «прет рогом». Возможно, этим объясняется позиция начальника Управления по использованию воздушного пространства (ИВП) и управления воздушным движением (УВД) Минобороны РФ генерал-лейтенанта М.Г.Кизилова. Как утверждают, в августе 2002 года в его управлении состоялось совещание с участием ЛЭМЗ и...фирм, дружественных «Локхиду», — «Прин» и «Транзас». Уже это показывало, что генерал Кизилов отнюдь не против внедрения США в переоснащение системы УВД России. Говорят, что на совещании г-н Кизилов высказывался в том смысле, что фирмы с участием американского капитала лучше всего подготовлены для переоснащения российского неба.

     Может ли кому-нибудь в здравом уме прийти в голову, что «Калашников» уже никуда не годится и пора покупать у американцев винтовку М-16. Или, например, что наши танки, увы, боятся грязи и нужно слезно попросить США продать нам М-1 «Абрамс». Какая чушь, скажет читатель! И правильно скажет. Но это потому, что наш читатель — здравомыслящий человек. А в аэрокосмическом комплексе России подчас действует не здравый смысл, а некие иные категории, которые явно противоречат интересам России. Достаточно вспомнить историю с уничтожением станции «Мир» и перекачкой наших ресурсов на «Международную (а по существу американскую) космическую станцию». Злые языки утверждают, что генералу Кизилову друзья Америки в Москве обещали место замминистра транспорта России. Ну что же. С учетом безбрежного влияния США в нынешней Москве такое вполне возможно.

     В августе 2002 г. в Министерстве транспорта РФ прошло совещание с участием фирм ЛЭМЗ, «Транзас», «Прин» и представителей «Корпорации систем УВД», объединяющей наши предприятия, способные создать укрупненные центры УВД. Друзья Америки добивались переноса решения о создании укрупненных центров «на потом», ибо пока они эту программу не потянут. Переоснащение системы УВД России задерживается. Намечается отставание от зарубежных стран.

     Но «Локхид» не сидит сложа руки. Корпорация занимается тем, что заранее подгоняет под себя условия тендера по созданию новой системы УВД. Участвовать в конкурсе напрямую эта корпорация, видимо, не будет. Но она может воспользоваться услугами компании «Транзас», которая в случае победы будет устанавливать американскую аппаратуру, хотя и, возможно, под своей маркой. Напомним, что эта компания в области УВД никак себя не проявила и что российской ее можно назвать лишь условно.

     Работа идет полным ходом. В ГосНИИ «Аэронавигация» создана группа по подготовке тендера, некоторые члены которой находятся в контакте с компанией «Транзас». В феврале с.г. была запланирована поездка руководства «Транзас» и ряда сотрудников ГосНИИ «Аэронавигация» в Лондон для ознакомления с работой центра УВД. Созданного, конечно же, «Локхид». Вам, читатель, все ясно? После всего этого очень возможно, что условия конкурса окажутся неприемлемыми для всех участников. Кроме компании «Транзас» (т.е. «Локхид»).

     Внедрение «Локхид» в программу переоснащения системы УВД сделает Россию зависимой, ибо ремонт, обслуживание и любую модернизацию сможет осуществить только фирма-поставщик. Одновременно это отбросит назад развитие наших высокотехнологических заводов и НИИ. Напомним, что пока российские системы УВД не только не уступают американским, но и по ряду параметров превосходят их. Один из руководителей «Локхид» Дон Антануччи в недавнем интервью одному из российских журналов признал, что «к своему удивлению, мы узнали о существовании в России самых продвинутых технологий в области лазерной и радарной техники». А по цене наши самые продвинутые технологии значительно дешевле. Если центры УВД будут оборудоваться нашими фирмами, западные кредиты не понадобятся. Так зачем вообще нам нужен этот «Локхид»? И вообще как можно говорить об участии иностранных фирм в создании систем, определяющих безопасность России. Это абсолютно противоестественно.

     Напоследок обратим внимание и на еще одно обстоятельство. «Локхид» готов работать «в кредит» и без государственных гарантий. Столь крупный коммерческий риск непозволителен даже такому гиганту, как «Локхид». Тем более что этот проект сулит прибыль, незначительную для его масштабов. Цели американцев явно не ограничиваются коммерческими. Почти не вызывает сомнения, что «Локхид» выполняет заказ руководства и спецслужб США на завоевание контроля над воздушным пространством РФ.

     Итак, американская корпорация, производящая современные системы воздушно-космического нападения, хочет перестраивать систему управления воздушным пространством России. Они нам наперестраивают ее так, что в нужный момент наши самолеты не смогут взлететь. А с теми, что взлетят, будут происходить странные вещи. Разве трудно предположить, что в один прекрасный день самолет президента Российской Федерации, управляемый с земли системой фирмы «Локхид», «по ошибке» отправится не на Восток, за Урал, а на Запад. И через три часа приземлится в Амстердаме, где г-на Путина будет ждать милейшая Карла дель Понте. С букетом цветов. И с наручниками.

     Группа депутатов Государственной думы несколько дней назад отправила соответствующее обращение в адрес президента РФ. Есть опасение, что письмо ему не покажут. Если так случится, то это будет означать, что кто-то в его окружении совсем не против, чтобы он после очередного полета оказался не в Омске или Иркутске, а в Гааге. В тюрьме Схевенинген.

  А.САФАРИН.

 


В оглавление номера