"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 67 (12410), вторник, 24 июня 2003 г. |
Уже который год подряд наша республика покрывается дымом лесных пожаров. На тысячах гектаров горят леса — бесценное государственное богатство. В этом году тайга полыхала на территориях Баргузинского, Прибайкальского, Закаменского, Селенгинского районов. Хоринский и Кижингинский были объявлены зоной чрезвычайного бедствия. Но так обстоит дело не только в Бурятии. В 1998 году с весны до глубокой осени пылала Уссурийская тайга, где за сезон выгорело 2 миллиона гектаров. Такая беда продолжается на протяжении пяти последних лет на территории почти всей страны — от Владивостока до Калининграда. Уничтожается стратегическое сырье — лес, уникальная флора и фауна, горят дома и дачи, находящиеся вблизи лесных пожаров. Страдает от удушья, от дыма пожаров население городов. По некоторым данным, около 40 процентов россиян страдают гипертонической болезнью, для них дымный смог представляет смертельную опасность. Почему с весны до осени десятки миллионов людей должны дышать едким дымом, от которого не спастись ни в квартире, ни на природе? В тушении пожаров принимают участие работники лесной охраны, спасатели, базы авиационной охраны лесов и другие. Нет слов, их труд бесценен, они делают дело, рискуя жизнью и здоровьем и испытывая при этом нехватку финансовых ресурсов, техники, горюче-смазочных материалов. Но практически всюду они работают примитивным, дедовским способом. Есть труднодоступные, скалистые места, куда не пройти технике и людям. Нужны новые технологии, которые позволят почти полностью справиться с лесными пожарами. Ученые давно разработали уникальную технику — гидросамолет-амфибию Б-200 среднего класса, которому в мире нет аналогов. Он может без посадки, глиссируя над поверхностью любого водоема, максимум за 12 секунд набрать 14 тонн воды и тушить пожары двумя методами — залповым и дождеванием. Уже в 1998 году Улан-Удэнский авиазавод в порядке техпомощи поставлял хвостовое оперение (четыре комплекта) для Иркутского авиазавода, где был изготовлен экспериментальный образец машины. К Б-200 проявляют интерес многие страны мира, в том числе Франция, Германия, Китай, Греция, Южная Корея. Тогда на стенде стояла почти готовая машина. У меня была возможность осматривать внутренний салон с представителем генерального конструктора. Он и познакомил с техническими данными нового изделия. Если освоить его выпуск серийно, то мог бы выйти колоссальный экономический эффект. С 1998 года столько воды утекло... Почему правительство Касьянова, особенно министр МЧС Шойгу, так и не смогло заказать нужное количество этих машин хотя бы для пожароопасных регионов страны?! Если организовать серийный выпуск, то их могли бы закупать страны СНГ и дальнее зарубежье. Все это бы могло дать тысячи новых рабочих мест, прибыль от реализации машин. Исполнить этот заказ могли не только Иркутский авиазавод, но и его ближайшие соседи — Улан-Удэнский и Новосибирский. Причем наш авиазавод делает не только вертолеты и самолеты, здесь изготавливали некоторые комплекты деталей и узлов из высокопрочных материалов на космический корабль «Буран». По словам президента научно-производственной корпорации «Иркут», потребность мирового рынка в перспективе оценивается в 300 самолетов («Труд», № 95, 27 мая 2003 г.), а для авиазавода «Иркутск-II», если они заключили контракт с Малайзией на Су-30МК, навряд ли подъемно обеспечить в ближайший период потребность России, СНГ и зарубежья НПК «Иркут». Сегодня наш Улан-Удэнский авиазавод по сравнению с былыми временами загружен менее чем на 60 процентов. Мне трудно судить, во сколько обойдутся затраты на изготовление этих самолетов-амфибий, но уверен в одном: все они окупятся сторицей. Спасем лес от пожаров — невосполнимое народное богатство. Илья АНАНОВ,
председатель Комитета рабочего
|