"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 69 (12412), суббота, 28 июня 2003 г. |
Вчитайтесь в строки Г.В. Свиридова. Так каждодневно ощущаю себя, так думаю, и не только я один, и от этого никуда не деться. Конечно, мы еще не Афганистан и не Ирак, живущие под дулом нависшего над миром американского автомата, но мы уже и не Россия. Мы уже опутаны Америкой, мы — под Америкой с головы до ног. Куда ни глянешь, куда ни повернешься, какую кнопку телевизора ни включишь — везде и все о ней. Она беспардонно лезет и бросается в глаза везде и отовсюду. Вот Старая площадь, здания администрации президента. Над ними развевается триколор. Святое, державное место. Но под стенами этих зданий задиристо высится огромная рекламная тумба с такой надписью: «Спасем мир с Терминатором! Пей пепси и выигрывай поездку в Голливуд на место съемок «Терминатора-2». Такой же «терминатор» установлен рядом с памятником прославленному маршалу Победы Георгию Жукову. Можно ли представить нечто подобное на зеленой лужайке перед Белым домом Буша или на Арлингтонском кладбище? Или возле резиденции Ширака в Париже, или на Даунингстрит, 10, в Лондоне, где восседает Тони Блэр? Ну чтобы, к примеру, там установили рекламные щиты с нашим «Братом-2» или «Улицей разбитых фонарей»? А сколько у нас развелось всевозможных ток-шоу, клабов, таунов, кантри, маркетов, супермаркетов, таун-хаусов, пентхаусов, компаний типа «Стайлз Рябо-кобылко», «Фридом плаза», «Босоножки-сити». Даже Лужков у Москвы-реки (которую теперь моднее именовать Москоу ривер) строит высоченный «Москоу-сити» и «Нью-сити». От названия «Московский посад» отказался — не те нынче веяния! Ну и последний крик англосаксонской моды: суперэлитный 17-этажный дом для российских сенаторов назвали «Грин Хаус». А какой неподдельный центропупизм вызывают у наших чиновников их должностные звания, озвученные на иностранный манер? Мэр, вице-мэр, префект, супрефект. Это вам не какой-то голова из затрапезного города Глупова. Глава парламента теперь у нас не иначе как спикер, а готовящие «вертикальные речи» — спичрайтеры, уполномоченный по правам человека, сразу и не выговорить, — омбудсмен. А есть у нас еще легионы не менее благозвучных названий профессий — топ-менеджеры, менеджеры, риелторы, дистрибьютеры, драфтеры, шоумены и т.п. Дивные дела творим. Обыкновенную еду, как и там, называем «фуд», булочку с запеченной сосиской — «хот дог«, то есть «горячая собака». Лавки у нас превратились в «шопы», плакаты в метро призывают: «Отдайся шопингу!» Выходные у нас теперь именуются викэндами. На дни рождения, как принято у них, распеваем: «Хэппи боди ту ю». Удивляемся тоже по-американски: «Bay?» Девиц называем герлами, пацанов — боями или тинейджерами. Лупим друг друга уже по фейсам — это уже совсем другое самочувствие. Так же, как и они, — окейкаем. В общем, приобщаемся к мировой культуре на полную катушку. И что такое с нами делается? И почему мы такие иновлюбленные? Было время, подражали всему французскому. Теперь вот всему американскому. Ну а кто там на очереди? Ведь могут, даже очень могут быть китайцы. Вот наморочимся с китайской грамотой: это вам не спиканье. Но пока вне конкурса — Штаты. Они ококаколили, опепсили, офантили всю лужковскую Москву. Мы все чаще и чаще видим беспереводную иноязычную рекламу на тумбах, щитах и растяжках. На английском пишутся названия магазинов, ресторанов, кафе, ночных клубов, баров. Беспереводный английский все больше оккупирует страницы многих столичных газет, журналов, телевизионных каналов. Тут впереди планеты всей, как всегда, «Московский комсомолец» со своим «О’кеем!». А бесплатно распространяемый среди элиты шикарный «Кутузовский проспект» англоманский само собой. В спортивных телепередачах — одни «плей-оффы» да «овер-таймы». Ну для чего, в угоду кому мы все это делаем? Может, тем же нам отвечают газеты и журналы США, Германии, Англии, Франции? Приходилось ли кому видеть засилье русских слов на страницах, к примеру, «Нью-Йорк таймс», «Шпигеля» или «Франс-суар»? Да там вы днем с огнем не сыщете даже буковки из русского алфавита. Да разве только этим заканчивается наше пренебрежение к своему родному, великому, красивейшему среди множества подобных русскому языку? В святые дни празднования Победы побывал на Поклонной горе, где размещен мемориальный комплекс, посвященный нашему всенародному подвигу в Великой Отечественной войне. Трудно говорить о тех чувствах, которые я испытал здесь как участник той войны, разглядывая образцы того могучего оружия, которым ковалась наша Победа. Победа-то наша, а торжествует над ней все та же пепсикольная реклама. Даже наше русское мороженое здесь решили назвать по-американски — «Айс». Ну почему «Айс»? Почему во всей парковой иностранной символике не нашлось места символике нашей Великой Победы? Отрадно, что святое место это посещают наши школьники. Но, глядя на шумные стайки детворы, я невольно спрашиваю себя: ну почему, почему большинство из них одеты в одежду с американской символикой? Ходят возле наших краснозвездных танков, самолетов, прославленных «катюш» в кепочках, маечках, шортиках с заплечными рюкзачками с надписями: «Джеймс Бонд», «Шварценеггер», «Вашингтон», «Голд стар», «Плей бой», «Ай лав ю», «Техас», «Монтана». Но нет среди этой символики ни города-героя Москвы, ни славных городов-героев Ленинграда и Севастополя. Никто не носит тут одежду со скромной эмблемой Костромы, Твери или Вологды. Может, и поэтому большинство столичных школьников уже не знают, кто такие Александр Матросов, Зоя Космодемьянская или герои-летчики Александр Покрышкимн и Иван Кожедуб. Как показывают опросы, есть среди учеников и такие, которые относят некоторых из упомянутых национальных героев к криминальным авторитетам. А ведь дети — наше завтра. Какими будут они, такой будет и Россия, такими будут ее духовность и культура. А мы что творим? В одну из обычных недель — с 12 по 18 мая — по всем нашим телеканалам прошло более 220 американских фильмов из криминальных сериалов, триллеров, блокбастеров, боевиков, «сексбомбшоу». Причем сериалы состоят из 28, 34, 52, 64 и даже 101 серии. И все о бандитах, преступниках, грабителях и их преследователях. И все с ужасами, убийствами, кровью, насилием. А ведь души нашего молодого поколения еще беспрестанно утюжит тьма Интернет-сайтов, американских видео, американизированных игральных автоматов. И сюжеты там похлеще телевизионных. Весь смысл подобной продукции сводится в конечном счете к тому, кто кого быстрее укокошит, ограбит, обманет, завладеет чужим богатством. Подобные «видаки», воспитывающие патологическую страсть к наживе любым путем, в самих США назвали «эффектом Скруджа», то есть скряги, и не рекомендуют к показу. У нас же «скруджомания» нынче в почете. В ней видят ту питательную среду, которая и рождает «новых русских», для которых любовь к Родине давно заменена неутолимой любовью к деньгам. Надо заметить, что подобная оболванивающая продукция рассчитана в США на «третьи страны». С ее помощью решается главная глобальная задача — разрушать духовность народов, ту последнюю крепость, сдача которой равносильна безоговорочной военной капитуляции. И не потому ли многие страны мира сегодня выступают против «культурной агрессии США». В законах о СМИ многих стран, таких, к примеру, как Англия, Германия, Франция, есть замечательные положения, которых ждет и наш измученный и застрессованный телебойнями телезритель и слушатель. В этих странах созданы и активно действуют общественные советы, оберегающие нравственность и психику телезрителей, особенно юных. Практикуется прямое процентное ограничение показа иностранных фильмов, даже звучание иностранных песен. Кстати, среди 30 условий приема новых стран в ЕС значится и общая защита еврокультурного поля от непрошеного вторжения культпришельцев, создание благоприятных условий для развития еврокультуры, широкого показа «образа жизни» евросоюзных стран. Наш же очень Швыдкой (т.е. быстрый — укр.) министр культуры все никак не сподобится даже на квотирование американской кинопродукции. Да и как ему сподобиться на это, если он в свое оправдание заявил: «Когда социум бандитский, то и герой может быть бандитом. Ничего страшного в этом нет». Его не страшит просто как человека, что только в минувшем году в стране было совершено более 30 тысяч убийств. А сколько стало калек? Во что обходятся народу незаживаемые психологические травмы и потрясения? Телевизионные «бандитские сериалы» — это высшая школа преступности. Это доказано множеством исследований. По признанию наших ученых, непрестанно низвергающийся поток негативной телеинформации держит в стрессовом состоянии весь наш народ. «Если такие условия продлятся, — делают они вывод, — потенциал мозга в большинстве зон снизится, и человек впадет в состояние эмоциональной тупости... Он или она остаются глухими как к личным, так и к общечеловеческим проблемам. Особенно опасно для общества, когда такое состояние развивается у людей, обладающих социальной или политической властью. Они могут уклониться от принятия решений, имеющих первостепенную важность для человечества». Не о нас ли сегодняшних эти пророческие слова? А мы тем временем все дискутируем о квотах на голливудское кино. Но нам впору вводить квоты на телевизионные выступления самого министра (не поворачивается язык сказать) российской культуры, активнейшего ее разрушителя. В затеянной Швыдким «Культурной революции» он то ратует за более широкое внедрение в русский язык матерщины, то призывает открыть свободную продажу огнестрельного оружия, вооружив в первую очередь «порядочных людей», наверное, имеется в виду работников культуры — известных певцов, режиссеров, музыкантов, дирижеров, шоуменов. Пуля и пистолет, по мнению телереволюционеров, — лучший воспитатель народа. Мол, чем больше оружия на руках у социума, тем выше его культура и нравственность. При этом снова же министр ссылается на Америку, якобы достигшую с помощью свободной продажи оружия самых высоких демократических вершин. При этом как-то забывает сказать, что в США — самая высокая в мире преступность, самое большое число убийств и самое большое число сидящих в тюрьмах. Америка проходит высшую школу убийств у себя, дома. Стоит только вспомнить недавнюю, потрясшую мир историю с серийными убийцами-невидимками в Вашингтоне. Но Швыдкой упорно рвется к мату и автомату. В общем, если дать ему «калаш» да соответственно вооружить работников культуры, то его «Культурная революция» будет доведена до победного конца. К великому сожалению, идея защиты русского кинополя от голливудизации не нашла должной поддержки со стороны президента. На проходившем в Санкт-Петербурге совещании по вопросам развития русской культуры он тоже выступил против квотирования американских фильмов. По его мнению, здесь все должен решать рынок киноиндустрии. К тому же, по его мнению, на фоне американских боевиков больше зарабатывают наши рекламодатели. Так что можно сделать неутешительный вывод: нас с наших телеэкранов американские бандиты, киллеры, воры, грабители будут расстреливать и впредь. Никуда от них не спрячешься, даже на канале «Культура». Как было в прокате у нас 85 процентов американских криминальных блокбастеров, триллеров и сериалов, так и будет. В общем, по сути без боя сдается некогда великое русское кинополе. Сдаются наши с вами души. Но мы-то не сдаемся, мы-то не сдались. Например, 85 процентов телезрителей третьего канала сделали выбор в пользу отечественного кино! И это отрадно. Значит, мы еще живы. И есть надежда, что будем жить, дорожа своим языком, своей великой культурой и не чураясь высоких образцов культуры других народов мира. На том и стоять будем.
Виктор БАКЛАНОВ.
|