"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 69 (12412), суббота, 28 июня 2003 г. |
«Как государство может повлиять на восстановление культуры» — так сформулировала тему очередной программы «Основной инстинкт» ее постоянная ведущая С. Сорокина. Прежде чем говорить о самой программе, хочу обратить внимание на эту формулировку. Если культуру надо восстанавливать, то это означает, что она разрушена. До основания. И если речь идет о восстановлении чего-либо (в данном случае — культуры), то это подразумевает, что это «что-либо» (культура) прежде существовала. То, чего прежде не было, не восстанавливают, а создают с нуля, на пустом месте. Участвовавший в передаче скандально известный министр Швыдкой, говоря о нынешнем состоянии культуры, неоднократно употреблял образное, при этом абсолютно правильное определение — руины. От прежней культуры остались руины. Естественно, в этой программе не шел и не мог идти разговор о том, кто виноват в разрушении культуры, которую теперь впору восстанавливать эмчеэсовскими способами. Не было и серьезного разговора на тему — что делать по восстановлению разрушенной культуры. Точнее, он был, но свелся к одному — к необходимости приватизации «руин», передаче некогда мощной материальной базы советской культуры в частные руки. Да еще много говорилось о туалетах, состояние которых, в частности по мнению чувашского президента (развелось в нашей стране президентов!) Федорова, является чуть ли не главным показателем уровня культуры народа. Названная в программе причина необходимости срочной «прихватизации» объектов культуры людьми, уже наворовавшими другие народные богатства или сделавшими свои огромные состояния на наворованном у народа, все та же — у государства нет денег на культуру. Вот бы тут ведущей программы вместо разговоров о диком состоянии отечественных туалетов, еще не переделанных в рестораны и магазины, попытаться выяснить у присутствующих в аудитории, а куда же государственные деньги делись? Те самые деньги, которых в советские времена хватало почти на все. Подозреваю, что тот же Швыдкой возразил бы, что и у Советского государства не хватало денег на поддержание в должном виде некоторых памятников истории, охраняемых государством. Верно, были и такие. Но то государство не позволяло их по крайней мере варварски разрушать, с чем мы сегодня сталкиваемся сплошь и рядом. Кроме того, то государство после небывало разрушительной войны в кратчайшие сроки восстановило сотни, тысячи памятников культуры, уничтоженных фашистскими вандалами. Достаточно вспомнить памятники, архитектурные ансамбли, дворцы пригородов Ленинграда. При этом у того, у Советского, государства хватало денег не только на памятники, но и на, к примеру, кинопроизводство, о плачевной судьбе которого тоже немало говорилось в передаче. Достаточно вспомнить, что в советскую пору киностудии были во всех союзных республиках. Многие из нас помнят фильмы, снятые на Рижской киностудии, на «Таллин-фильм», на «Молдова-фильм», на Киностудии им. Довженко, на «Беларусь-фильм», на «Грузия-фильм», на Бакинской киностудии, на «Армен-фильм», на Узбекской, Таджикской, Туркменской киностудиях. Я уж не говорю о «Мосфильме», «Ленфильме», Киностудии имени Горького. Фильмы снимались и в нестоличных городах Союза, на таких «провинциальных» киностудиях, как Свердловская, Ялтинская, Одесская ... И все эти студии были созданы, построены при Советской власти, у которой находились на это средства. Где эти студии сегодня, что от них осталось? А какие фильмы снимались советскими кинематографистами! Первые премии ведущих кинофестивалей мира для наших кинематографистов не были чем-то недосягаемым, сенсационным. Имена наших режиссеров и некоторых актеров знали во всем мире. Даже американские «Оскары» вручались нашим фильмам в разгар «холодной войны». Значит, они стоили того. И вручались не за инакомыслие их авторов и не за очернение ими нашего советского прошлого. Уж какое может быть очернение советской действительности в до сих пор (четверть века прошло с момента выхода на экран) любимом зрителями фильме «Москва слезам не верит». Наши музыканты, наши композиторы были известны всему культурному миру. Зарубежные гастроли Большого или Кировского, ансамбля Игоря Моисеева (не путать с нынешним скандально знаменитым однофамильцем!), «Березки», армейского хора Александрова, других наших музыкальных и театральных коллективов неизменно в ту пору проходили с аншлагом. Имя великой Улановой было символом русского, советского искусства. Пусть и ироничные слова о том, что в области балета мы были впереди планеты всей, не были неправдой. Были! И не только балета. Искусства вообще. А что мы можем явить миру сегодня? Разве что «Тату»? При этом надо вспомнить и те тысячи дворцов и домов культуры, клубов, библиотек, кинотеатров, дворцов и домов пионеров, творческих студий, которые были в каждом городе, селе, а порой и в деревнях по всей огромной стране. И именно в них воспитывалась культура народа с самых юных лет каждого гражданина великой страны. Где те дворцы и библиотеки? «Прихватизированы», разграблены, уничтожены. На их месте порой располагаются казино или бордели. И никого уже не удивляет и не особо возмущает такая «культурная перестройка». Нас приучают, а мы привыкаем или уже свыклись со скотским состоянием, до которого довели страну и людей, в ней живущих. По всей стране работали ясли и детские сады, где с младенчества детей учили азам прекрасного. У государства были деньги и на воспитателей, и на музыкальных работников для детей. В прежние годы у государства находились деньги и на то, чтобы в каждой школе были различные кружки и секции. Бесплатные для детей и их родителей. Ребята не слонялись по улицам с бутылками пива в руках и сигаретами во рту. И учили детей и молодежь в ту пору не пьянству, наркомании, алкоголизму и проституции, а всему лучшему, что создало человечество за свою историю. Все то же государство заботилось и о физической культуре народа. На годы Советской власти и Советского государства приходится расцвет массовой физической культуры и массового спорта в нашей стране. На стадионах не машинами, продуктами и тряпками торговали, а занимались спортом. И благодаря массовости, благодаря тем средствам, которые государство на благо всего народа вкладывало в спорт, наши спортсмены были лучшими в мире в большинстве видов спорта, побеждая на Олимпиадах и первенствах мира, чемпионатах Европы. Напомню, что в ту пору мы до такой степени были избалованы успехами наших хоккеистов, что их поражение расценивалось нами, как нечто невероятное, сенсационное. Даже наши футболисты при том государстве становились чемпионами Европы, чемпионами Олимпийских игр. О таком сегодня остается только мечтать! И на все у Советского государства находились деньги. И на лучшее в мире — как выясняется только теперь, после его разрушения, — образование. И на науку, которой мы по праву гордились. Ведь именно в тот день, когда проходила передача Сорокиной, отмечалось сорокалетие полета в космос первой женщины в мире Валентины Терешковой. Мы до того были избалованы успехами наших ученых, инженеров, рабочих, выводивших на космическую орбиту советские космические корабли, что уже к концу шестидесятых относились к космическим полетам, как к чему-то обыденному. Были у того государства деньги и на оборону. Мы могли не опасаться, что в один страшный день можем не проснуться, уничтоженные огнем войны. Могли смело планировать свое будущее. Сегодня же если не войны, то безработицы или болезней нужно бояться постоянно. Были у того государства деньги и на бесплатную для граждан медицину. А ведь не может быть культурным народ, который от отсутствия средств вынужден жить впроголодь, вымирать или пользоваться услугами разных проходимцев. Сколько одних только специализированных медицинских центров было построено и оснащено новейшим оборудованием в ту пору! Где те центры, та медицина, то образование? Нынешние власти, у которых не хватает средств на самые насущные нужды народа и государства, норовят все разбазарить, растащить, «прихватизировать». Так почему же у нашего государства нет денег и где их взять? А потому, что с помощью и при участии все той же власти было разграблено некогда богатое и сильное государство. И брать деньги нужно у тех, кто украл у государства, у народа и сами деньги, и те наиболее прибыльные источники получения государственного дохода, которые сегодня служат для обогащения незначительной, но самой наглой, самой циничной, самой нахрапистой части общества. Наворованное и полученное с помощью наворованного должно быть возвращено ограбленным, а сами воры должны сидеть в тюрьме (замечаю, что в последнее время перестали цитировать эти слова Глеба Жеглова). Вот тогда у государства хватит денег и на культуру. Но подобное предложение никогда не прозвучит с экрана телевизора. Никто из участников программ, подобных «Основному инстинкту», никогда открыто не скажет о столь простом и единственно справедливом решении проблемы отсутствия средств у государства. Во-первых, им не позволят нынешние хозяева награбленного. А во-вторых, постоянные участники телевизионных говорильных тусовок сами имеют неплохой доход от этих всевозможных шоу. Тот же г-н Швыдкой почти не слезает с телеэкрана. А уж канал «Культура» стал чуть ли не его постоянным местом работы. Неужто задаром старается? Не поверю. Вряд ли он уступит в деле делания денег тому же Шустеру или Караулову? Не зря Станислав Садальский как-то назвал в телеэфире цифры телевизионных доходов министра от культуры. Правда, телевизионщики заглушили этот кусок его телевизионного монолога. Так что деньги в государстве есть. Но пока обобранный и одураченный народ молчит, предпочитая спиваться, вымирать и слушать словоблудие о нехватке денег и верить этому словоблудию, до тех пор их не будет хватать ни на культуру, ни на что другое, без чего ранее бывшего в основе своей сильным, умным, талантливым и добрым народа в конце концов не станет на этой планете. Борис ЛЕБЕДЕВ.
|