"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 74 (12417), четверг, 10 июля 2003 г. |
Кто не знает русского советского писателя с легендарной судьбой и феноменальной популярностью — Валентина Саввича Пикуля?.. Прошло немногим более десяти лет со дня его кончины, но интерес к его творчеству не ослабевает. Художник-самородок — так называли его собратья по перу, историки, подразумевая «необразованность» писателя: он имел за плечами только пять классов школы. Учиться ему помешала война... Самообразование — вот лучший способ образования. Этот афоризм Герцена полностью применим к Валентину Пикулю, который огромным кропотливым трудом и необычайной страстью к изучению родной истории изумлял современников, создавая прекрасные исторические повествования, которые, преодолевая заслоны идеологических решеток застойных лет, шли к читателю мучительно трудно, причиняя много горя автору. Более сорока лет служил русской литературе Валентин Пикуль! Писал стихи и прозу, а печататься стал, когда ему исполнилось двадцать лет. «Первый рассказ «Женьшень» я опубликовал в пятидесятом, — вспоминал писатель. — С этого года прозаик все больше и больше вытесняет во мне поэта. Если к этому прибавить мое нищенское житье-бытье, то можно представить, как мне трудно было заниматься литературой и самообразованием. Постепенно моими любимыми занятиями становятся иконография (наука о портрете) и генеалогия (наука о родословии). Учусь я по сию пору — почти ежедневно. По сути дела, биографии у меня нет, а если и есть, то она самая что ни на есть простая...». Две темы, две страсти безгранично владели Валентином Пикулем: русский Военно-морской флот и отечественная история. Первая тема связана с его судьбой: в четырнадцать лет он учился в школе юнг, в пятнадцать — воевал на Северном флоте, в шестнадцать — стал командиром боевого поста. «О каких, спрашивается, романах я мог мечтать, если юность моя прошла как сплошная вахта, — говорил писатель. — Верите ли, за вcю войну я прочел две книги. Зато хорошо их запомнил. Это «Дорога за океан» Леонова и «Севастопольская страда» Сергеева-Ценского. Времени не было читать. Я начал седеть и хотел спать. Не удивляйтесь, у меня тогда уже появились первые седые волосы. Я в пятнадцать лет освоил флотскую специальность. Удивляться тут нечему: война — время большого доверия к юности». Первым крупным опубликованным произведением Пикуля стал двухтомный роман «Океанский патруль», воспевший тревожную флотскую романтику. Покоряет его романтическая героика, захватывает дух юношеский задор, воодушевляют патриотический пафос, чистота и благородство персонажей. Размышляя о мужестве и героизме соотечественников в годы борьбы с фашизмом, писатель задумался об исторических и нравственных истоках нашего национального самосознания, об эстафете подвига, о несгибаемой воле и патриотизме русского человека, которые помогли ему выстоять в жестоких испытаниях. Последовательно и неизменно в своем творчестве В.Пикуль следовал патриотическому девизу Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оную — есть постыдное малодушие». «История неотделима от воспитания чувства национальной гордости, — говорил писатель, словно бы адресуясь к нашему времени. — Она требует от нас и уважения к себе, и вполне понятного желания приумножить все великое, что оставили в наследство нам предки наши... Летом сорок первого мы выстояли еще и потому, что нам в удел достался дух наших предков, закаленных в прошлых испытаниях... История повсюду, история — рядом с нами. Будь только внимательным, чутко слушая голос времени...» Около тридцати романов и повестей, рассказов и исторических миниатюр за сорок лет неистовой работы, без выходных и отпусков, порой даже без живительного глотка уличного воздуха, по семнадцать-восемнадцать часов в сутки за столом — это ли не потрясающая работоспособность писателя! А популярность среди самых разных читателей — от школьника до ученого? Кто из писателей знает хотя бы подобную пикулевской популярность?.. Вот данные социологических исследований: за последние десятилетия Валентин Пикуль вышел в число наиболее читаемых в России писателей. Немало его книг издано и за рубежом, инсценировано и экранизировано. Миллионы соотечественников находят в его романах глубинные отголоски жизни своих далеких предков — пожалуй, это одна из самых главных причин столь живого интереса читателей к произведениям писателя. «Недавно был на черном рынке, где покупал... свои книги по бешеной цене, — говорил Валентин Саввич. — Ну а что же делать, если в магазине их нет? Произошла даже комичная история — мне нужен был роман «Моонзунд». Спекулянт, узнав, что я автор, сбросил пятерку... Казалось бы, должно быть приятно, что так раскупают твои книги. Но я остаюсь спокоен. Я не тщеславен. Но честолюбив. Это большая разница. Тщеславие — сидеть в президиумах. А честолюбие — внутренняя убежденность человека в своей правоте. Доказывать ее надо не словами... И меньше суеты. Там, где тщеславие, там суета. Больше дела». Незаслуженно забытые имена и события русской истории — вот что занимает писателя в первую очередь. Отсюда и яркое художественное воссоздание таких реальных лиц, как поручик Карабанов («Баязет»), граф Волынский («Слово и дело»), гвардейский офицер Исполатов-Ипостасьев («Богатство»), фельдмаршал Салтыков («Пером и шпагой»), канцлер Горчаков («Битва железных канцлеров»), князь Потемкин («Фаворит»), адмирал Коковцев («Три возраста Окини-сан»), мичман Панафидин («Крейсера»)... Лица — разные, но за ними встают важные события нашего национального прошлого. Уроки их жизни обогащают нас чувством памяти, чувством сопричастности великим деяниям предков. Ведущую роль для писателя играет положительный пример, героико-патриотическая линия, традиционная для русской классической литературы. Это те исторические и нравственные весы, которыми измеряется тот или иной герой, то или иное событие. Художник не устает напоминать нам в своих романах, что история русского народа — великая история, как у всякого великого народа, и столь же драматическая, трагическая и героическая. «Иcтория не терпит шаблонов, а тем более ярлыков, которые у нас иногда приклеивают на какие-то личности, особенно в энциклопедиях, — говорил Пикуль. — Вспомним, например, Цусимское сражение. Мы cчитаем его поражением царского флота. Да, было и поражение! Но мы отмечаем тот высокий героизм, тот боевой накал, который сопровождал Цусимское сражение, — ведь матросы и офицеры шли на смерть, заведомо зная, что они погибнут, но отстоят честь России, — это их вдохновляло на высокий подвиг». «Я служил в Заполярье на одном из эскадренных миноносцев, — вспоминал Валентин Саввич. — Сначала плавал рулевым, потом стал штурманским электриком и с высоты мостика переселился на самое днище, по двенадцать часов в сутки высиживая в тесной коробке гиропоста, где десятки мудрых приборов, словно ободряя, дружески подмигивали мне разноцветными глазами сигнальных лампочек. Эсминцы Северного флота занимались конвоированием отечественных, английских и американских караванов. Целыми неделями обледенелые, покрытые слоями соли, словно чудовищные скользкие рыбины, они качались в грохочущем штормами океане, зорко оберегая союзные транспорты от налетов вражеской авиации и от торпедных ударов немецких подводных лодок. Это была захватывающая, утомительная и рискованная служба, и мне хочется верить, что боевая жизнь конвойных судов того времени еще вдохновит писателей на создание талантливых и правдивых произведений об этой суровой и мужественной службе!» Так собственный военный опыт, несомненно, помог автору воссоздать трагику морской боевой службы, суровый быт и крепкую воинскую дружбу матросов и офицеров. «Я вспомнил своих товарищей-матросов, с которыми вместе жил в одном кубрике, ел из одного бачка, качался рядом в уютных «подвесушках». Мне стало как-то обидно за них. Дорогие мои! Вы же ведь были отчаянными и хорошими парнями. Вы умели не только воевать. Вспомните, как вы умели праздновать победы, дружить и презирать трусов... И вот тогда-то мне впервые запала в голову мысль: «А что если я сам попробую описать виденное?». ...Напрасно думать, что исторический повествователь уводит за собой читателя в мир забытых вещей и событий, воскрешает некие этнографические и бытовые реалии ради них самих. «Я думаю, что автор вольно или невольно всегда будет думать о современности, и, безусловно, какие-то аналогии между прошлым и настоящим закономерны, — отмечал Пикуль. — Я до сих пор благодарен покойному писателю Сергею Смирнову, который открыл нам героев Брестской крепости. После этого я нашел сам себя как литератор, начав писать исторический роман «Баязет», где, по сути дела, очень схожие ситуации между защитой Баязета и крепости-героя Бреста в 1941 году. Началось у нас освоение целинных земель, я откликнулся на это романом «На задворках великой империи»; «Слово и дело» — символическое разоблачение культа личности... Я явил примеры того беспорядка и той безнравственности, которые порождает культ личности. Почему мой роман о Распутине и распутинщине — «Нечистая cила», где выведены жандармы, министры, цари, жулики, шлюхи... был остро воспринят критикой?.. Думаю, потому, что некоторые высокостоящие товарищи, которые и взятки ловко хапали, врали, увидели в этом романе самих себя, — вот мне и досталось на орехи!..» Исторической прозе Пикуля свойственна «стереофоничность» (С.М. Петров), то есть гармоническое сочетание временных пространств, диалектическое взаимодействие прошлого и настоящего. В.Пикуль сумел из 1970-х годов минувшего века разглядеть трагический фарс истории начала века ХХI. В этом смысле «Нечистую силу» можно смело назвать пророческим историко-политическим романом. Писатель откровенно рассказал всю правду о Григории Распутине — марионетке сионистов, окопавшихся в царском дворе, проводивших антигосударственную, антирусскую политику по указке крупных акул международной реакции, «мировой закулисы», как выражался выдающийся русский философ-эмигрант И.А. Ильин. А денно и нощно бдящие критики-«интернационалисты» прочитали в романе другие строки: Пикуль «недооценил роль В.И. Ленина, большевистской партии, смело ринувшихся на штурм царского самодержавия»; «Пикуль — шовинист, славянофил, квасной патриот, антисемит...». Ату его! Ату!!! «Критики, которые сегодня ходят в левых радикалах, как свора гончих, набросились на писателя, решив выбить больного человека из рабочей колеи, из душевного равновесия, — писал В.Гузанов. — И это им удалось при поддержке главного идеолога М.А. Суслова. Критики уложили Валентина Пикуля на больничную койку. А вскоре пришла в дом новая беда — скончалась после операции (ходят упорные слухи, что ее просто-напросто зарезали на операционном столе в отместку В.Пикулю за роман «У последней черты». — В.Ю.) Вероника Феликсовна — жена писателя. Незадолго она писала мне: «Все забили о Распутине, Николае II, Алисе и т.п. Остался вопрос. Русская национальная гордость и сионизм. От первых мы получаем прекрасные письма с большой благодарностью за раскрытие этой части нашей истории... Пишут люди различных рангов и положений — вплоть до самых высоких. От второй части — сионистов мы получаем угрозы, обещания уничтожить, убить и Валю, и его проклятую Веронику...» Между прочим, зловещие угрозы и попытки физической расправы с В.Пикулем продолжались в течение всей его жизни: по телефону, который он вынужден был в конце концов отключить, в кляузных письмах и телеграммах, в злобных, клеветнических перешептываниях... А однажды писателю прислали посылку с длинной бечевкой и запиской (конечно, анонимной): «Русская сволочь! Ты будешь скоро болтаться на этой веревке!». Каким огромным мужеством надо обладать, чтобы после этой дикой травли со всех сторон продолжать неистово трудиться за рабочим столом дни и ночи напролет, нести свою бессменную вахту, как когда-то, в военные годы, нес ее юнга Валя Пикуль у руля боевого катера!.. ...«Барбаросса» — последний роман В.Пикуля, ставший его духовным завещанием. Это первая книга двухтомного романа «Площадь павших Борцов», публикацию которого завершил журнал «Наш современник» (1991, № 2 — 8). Роман посвящен незабываемой Сталинградской эпопее, потрясшей мир мужеством и героизмом сынов России. Жизнь автора оборвалась тогда, когда оставалось завершить последнюю главу и написать обращение к читателям... В этом произведении В.Пикуль остался верен своей художественной традиции: он создает политический портрет истории. «Барбаросса» — политический роман со всеми присущими этому жанру особенностями: основу его сюжета составляют хитросплетения военной стратегии, острейшие политические страсти и борения, лукавые игрища международной дипломатии. За всем этим стоят люди, чаще всего неведомые внешнему миру, но вершащие судьбы народов, государств и правительств... Книги Пикуля — источник точной, хорошо проверенной исторической информации, которой не гнушаются именитые ученые, охотно изучавшие его замечательную редкую библиотеку в Риге (в настоящее время ее судьба неизвестна: латвийские власти, как сообщала мне Антонина Ильинична Пикуль, грозились библиотеку закрыть...). «Когда я знаю, как было; я пишу, как было. А когда не знаю — пишу как могло бы быть» — таков творческий принцип писателя. Характерна в этом плане великолепная историческая миниатюра Пикуля, посвященная нашей древней тверской земле, легендарному авантюристу, ижевскому купцу-пройдохе Долгополову. Этот непревзойденный двойник-провокатор втянул в орбиту своих мошеннических меркантильных забот интересы Емельяна Пугачева, сумел обдурить, как выражается Пикуль, императрицу Екатерину II, которая, как известно, не была деревенской дурочкой и сама могла обхитрить кого угодно. «Согласитесь, — пишет автор, — что для XVIII века, и без того насыщенного аферами и авантюрами, подобная ситуация выглядит все-таки не совсем обычно» («Прибыль куша Долгополова»). Астафий Трифонович Долгополов — личность неординарная, весьма занимательная, о нем писали наши историки и писатели. «На всякий случай я заглянул в свою персональную картотеку, — пишет автор, — и был удивлен: мне встретились Долгополовы, уроженцы города Ржева, отважно сражавшиеся в 1812 году в рядах народного ополчения. Значит, иногда бывает и так, что яблоко далеко от яблони падает...» Духовная память зиждется не на полузнании и обрывочных сведениях, выдаваемых иными радзинскими за «истинную историю», а на подлинном обширном представлении своего прошлого. Книга — не просто источник знаний, но прежде всего источник духовности и нравственного возвышения личности, общества. Память — это неистребимый корень жизни, благодаря ему народ сохраняет себя как национальная общность сегодня, когда героем дня объявлен с самых высоких правительственных трибун предприниматель (читай: обманщик-плут и спекулянт!), а Павку Корчагина, Александра Матросова, Зою Космодемьянскую оттесняют на задний план Остап Бендер и зощенковские обыватели, а в последнее время куда более гнусные уроды, сотворенные сорокиными и прочими глумливыми извращенцами художественного слова... Фальсифицировать историю — то же самое, что делать фальшивые деньги, а может, и пострашнее... Дело не только в том, что историческая литература воспитывает «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Дело намного сложнее и серьезнее. Мы живем в эпоху кочевания мод — в области техники, музыки, одежды, в пору политико-экономического обезьянничания. Жизнь показывает, что все запретное, а ныне широко пропагандируемое телевещанием и другими видами СМИ моментально становится магически-притягательным, как все дурное, безвкусное и пошлое, в молодежной среде прежде всего. Молодой человек быстро схватывает все «новое», все «модное», усваивает, часто не задумавшись, чужие традиции, одежды, слова, а иногда и полностью забывает свою родную песню, родной язык. Вырастают поколения «безнациональных», космополитически настроенных обывателей с иммунитетом к исторической памяти, вовсе не подозревающих о своей трудноизлечимой болезни духа, мало связанных с национальными корнями, своей землей, культурой; они просто зачастую не осведомлены о них — или «осведомлены» по антирусским книжкам «доброго» «благодетеля» Сороса, не воспитаны в духе национально-эстетической, исторической и моральной преемственности. Историческая проза В.Пикуля, как и лучшие творения отечественной словесности, — это ведь не просто литература, воспитывающая патриотизм и рассказывающая, кто мы на планете Земля... В современную эпоху всеобщей стандартизации, дегероизации, унификации человеческого мировоззрения и бытия это одно из действенных противоядий против жестокого нигилизма и космополитизма! Художественная палитра романов В.Пикуля так и брызжет сочными красками, чрезвычайно зрелищна и потому притягательна, увлекает и захватывает костюмированностью, острой интригой, конфликтностъю, психологическим проникновением в характеры и глубиной историзма мышления. Это проза, намеренно рассчитанная на самые широкие круги читателей — от школьника до ученого. Книги писателя захватывают поистине юношеской влюбленностью в родную историю, неудержимой, страстной до самозабвения жаждой вернуть потомкам незаслуженно забытые имена и события, вернуть родную Историю в ее чистом, незапятнанном виде. Завершить свои размышления о феномене Валентина Пикуля хотелось бы ссылкой на чрезвычайно авторитетное мнение академика Б.А. Рыбакова, чьи познания в отечественной истории очень широки и многогранны, чья преданность предмету своих изысканий является эталоном честного служения науке: «Вот по телевидению выступал Валентин Пикуль. Я, по правде говоря, не очень большой поклонник книг этого писателя. Но им зачитываются, он делает очень полезное патриотическое дело. Я бы сказал, что его романы сыграли немалую роль в нынешнем усилении тяги к истории. На меня произвел впечатление его ответ на вопрос, как он относится к своей популярности. Никто не обучил людей истории, потому и Пикуль хорош, ответил Пикуль. Это было и самокритично, по-мужски, и смело — не каждый способен так заявить о себе: «Я затыкаю дыру. Это историки должны образовывать людей...» Он прав!» ...В июне 2002 года в Москве состоялся III съезд Общероссийского движения поддержки флота, в работе которого приняли участие более 400 делегатов из 61 региона страны. Съезд принял решение: 2003 год — год 75-летия Валентина Пикуля — объявить годом писателя В.С. Пикуля. Председатель Общероссийского движения поддержки флота М.П. Ненашев призвал всех, знавших замечательного русского писателя, активнее пропагандировать его творчество.
Владимир ЮДИН,
|