"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 74 (12417), четверг, 10 июля 2003 г. |
НЕДАВНО на всех наших федеральных телеканалах было организовано празднество по поводу принятия России в FATF. Объявленная цель создания этой структуры — координировать работу «цивилизованных стран» по борьбе с отмыванием грязных денег. Некоторое время назад эта группа причисляла Россию к тем странам, законодательство которых способствует коррупции и отмыванию денег, нажитых преступным путем, и обвиняла ее власти в нежелании бороться с этим злом. Поэтому теперь, с принятием России в данную структуру, в течение нескольких дней наши «независимые» труженики пера и микрофона преподносили это событие как еще одну ступеньку в процессе восхождения России в клуб цивилизованных стран и, следовательно, еще одну очередную победу нашего президента, правительства, работающего, по его недавнему заявлению, в целом хорошо, а также «Единой России», без упоминания о достижениях которой теперь не проходит ни одной программы новостей. Международная группа FATF, созданная по инициативе «большой семерки» в 1989 году, получила задание отслеживать отмывание «грязных денег». В 2000 году она составила два списка стран, в которых существуют различные финансовые структуры, подпадающие под термин «офшорный банк», или «налоговый рай», т.е. не сотрудничающие с органами юстиции в расследовании финансовых преступлений. В первом списке, названном черным, перечислены 31 финансовая структура, расположенные на Филиппинах, в Панаме, Израиле, Лихтенштейне и на ряде островов. Другой список содержит 14 структур, которые, по мнению FATF, «должны быть постоянно под контролем». Эти финансовые структуры расположены в Марокко, на Мальте, в Гибралтаре и ряде островов, находящихся под юрисдикцией Великобритании. На международном уровне уже давно звучит недовольство в адрес этих структур. В 1988 г. в ООН принята Конвенция, позволяющая преследовать виновных в отмывании «грязных денег». С этой целью создана информационная сеть для отслеживания соответствующей финансовой информации. В 1989 г., как уже было отмечено, была создана FATF. В 1989 году МВФ создал Форум финансовой стабильности, одним из аспектов деятельности которого является изучение дестабилизирующего влияния офшорных банков на международных рынках. В том же году Организация экономического сотрудничества и развития, т.е. организация, объединяющая все «цивилизованные страны», объявила о своей готовности бороться против «вредной фискальной практики» внутри своих стран, указав на «35 финансовых структур» внутри своих стран, которые должны быть ликвидированы к 2005 году. В 2000 г. Европейский союз учредил структуру, названную «Евроюст» (Европейская юстиция»), для координации и оказания взаимной юридической помощи странам-членам, а в 2001 г. принял директиву по введению внутри союза единообразных норм «наилучшей международной практики» в банковских операциях. Наряду с этим между отдельными «цивилизованными странами» подписываются двусторонние договоры по сотрудничеству в деле «оздоровления финансовой деятельности» национальных и частных банков. Парижская «Монд», например, насчитала 225 таких договоров внутри Организации экономического сотрудничества и развития. Иными словами, организационная деятельность вокруг, мягко говоря, сомнительных финансовых операций и деятельности офшорных финансовых структур кипит. Но есть и, так сказать, недочеты. Так, Австрия, Бельгия и Люксембург по неясным причинам получили послабления и продолжают совершать операции, которые подпадают под категорию «вредной финансовой практики». Тем временем бывший руководитель финансовой прокуратуры Парижа А.-Ж.Флюгера заявляет, что все эти затяжки «позволяют «грязным деньгам» превращаться в экономическую власть и становятся недосягаемыми». А генсекретарь FATF в интервью парижской «Монд» добавляет к этому: «Я прихожу в отчаяние от медлительности, с которой наши рекомендации превращаются в законы. И это потому, что нет политической воли». Под огнем критики часто оказываются банки очень цивилизованной Швейцарии, которая никак не хочет отказаться от своего пресловутого принципа секретности и тайны вкладов. Эта страна де-факто превратилась в одно из главных хранилищ финансовых состояний, очень нуждающихся в «надежном прикрытии». Именно поэтому Швейцарию считают фискальным раем. Но еще большую славу в этом плане приобрел самый маленький из ее 26 кантонов Цуг. Здесь, читаем мы в «Монд», власти «не слишком беспокоят талантливых деловых людей (читай: с большими деньгами. — А.В.) юридическими и административными придирками». А если дело и доходит до сотрудничества с органами следствия, то «их сотрудничество уже имеет совершенно иную скорость». Происходит это потому, что в этой цивилизованной стране уклонение от налогов и подача ложной финансовой декларации не являются уголовным преступлением, а только лишь административным. А сотрудничество с органами уголовного расследования других стран в Швейцарии возможно только в том случае, если расследуемое деяние считается уголовным преступлением как в расследующей стране, так и в самой Швейцарии. А тем временем компетентные органы Евросоюза оценивают размах финансовых преступлений, исходящих с территории Швейцарии, в один млрд. евро в год. Именно поэтому многие «талантливые деловые люди», находящиеся в бегах от судебных органов в своих странах, хранят свои состояния в этом маленьком кантоне цивилизованной Швейцарии. Гибралтар, подведомственная территория цивилизованной Великобритании, как заявил на днях в интервью международному французскому радио RFI бывший прокурор Женевы Б.Бертосса, совершенно не сотрудничает с иностранными органами расследования, которые отслеживают сомнительные и преступные сделки, исходящие с этой территории. К.Пауэлл, основатель группы по отслеживанию деятельности офшорных банков, в интервью парижской «Монд» заявил, что финансовые структуры американского штата Делавэр занимались отмыванием денег русской мафии. Авторитетная британская газета «Файнэншл таймс» сообщала о том, что официальные лица Великобритании признавали, что они «мало что сделали для прекращения отмывания «грязных денег» через финансовые институты Соединенного Королевства. КУРЬЕЗНО, но именно в то время как наши СМИ и представители властей бурно выражали свою радость по поводу участия России в такой борьбе с коррупцией и отмыванием «грязных денег», которая ведется в «цивилизованном мире» через различные структуры, включая и FATF, в большом амфитеатре Сорбоннского университета была официально обнародована Парижская декларация. И об этом событии наши телеканалы, которые, по заверениям их руководителей и журналистов, только и озабочены, как бы лучше и полнее проинформировать наших граждан о важнейших событиях в стране и за ее рубежами, не обронили ни слова. А это событие, о котором сообщалось во всех международных СМИ, важно и для наших граждан, поскольку наглядно показывает, как на самом деле идет борьба с коррупцией «там», «у них», и соответственно как она будет вестись у нас, когда мы наконец станем частью «цивилизованного мира». Парижская декларация — это документ, подписанный несколькими десятками практических работников следственных органов, судей, ученых и общественных деятелей международного масштаба, среди которых несколько лауреатов Нобелевской премии. Он также получил поддержку Всемирной организации парламентариев против коррупции, Международной организации следователей, международных организаций Transparency International, Global Witness и ряда других. Окончательная редакция текста декларации была выполнена французским следователем Э.Жоли, длительное время расследовавшей финансовые махинации и коррупционную эпопею одной из крупнейших французских фирм «Эльф» и написавшей по материалам этих международных махинаций книгу «Разве это тот мир, в котором мы хотим жить?». Декларация представляет собой, что называется, крик души людей не понаслышке, а, что называется, по долгу службы постоянно сталкивающихся с проявлениями, как сказано в декларации, большой коррупции, т.е. с коррупцией в высших эшелонах власти. Авторы декларации подчеркивают, что, в то время как процесс глобализации стимулирует свободное перемещение капиталов, а национальные границы не являются уже преградой для преступных финансовых операций, финансовые и налоговые органы остаются внутри границ своих стран и не имеют возможности расследовать преступную деятельность за их пределами. При этом, как говорится в декларации, банки цивилизованного Запада оказываются соучастниками «большой коррупции». Декларация содержит десять конкретных предложений, принятие которых должно перевести борьбу с коррупцией из области благих и не всегда искренних пожеланий и деклараций о намерениях в практическую плоскость. Основные предложения декларации сводятся к следующему: отмена дипломатического, парламентского и государственного иммунитета для лиц, ставших объектом судебного разбирательства; запрет банкам открывать свои филиалы в странах, которые не сотрудничают с судебными органами других стран, расследующими дела об отмывании «грязных денег»; учреждение полной прозрачности перемещения финансовых потоков; введение обязательной декларации своих состояний политическими руководителями стран; введение наказания за большую коррупцию, равного преступлению против «фундаментальных интересов нации»; учреждения, как сказано в документе, «банковского бдения», т.е. отслеживания всех банковских операций за лицами, занимающими стратегические посты в своих странах, их семьями и окружением. «Бороться с большой коррупцией, говорится в декларации, — это предпосылка любой настоящей политики. Мы должны восстановить доверие граждан к политической и экономической элитам. Теперь, когда мы являемся свидетелями глобализации, ответственность наших руководителей огромна. Они должны быть вне подозрения, чтобы у нас была надежда». Данная декларация не первый документ, взывающий к политическим лидерам «цивилизованного мира» и призывающий их принять реальные меры в отношении все расползающихся метастазм большой коррупции. Еще в 1996 году ряд судей европейских стран подписали так называемое Женевское обращение к парламентам и правительствам ЕС, в котором обратили внимание на «архаичность юридической системы в Европе» перед лицом бурного развития процессов глобализвции и применения электронных систем осуществления банковских операций, облегчающих отмывание «грязных денег». Но, как видим, призывы остаются не услышанными теми, кто постоянно напоминает о своем стремлении к законности и справедливости. Справиться с деятельностью сомнительных банковских структур, которые к тому же не сотрудничают с органами юстиции, не представляет особых трудностей. И есть совсем свежие примеры на этот счет: после известных событий 11 сентября США очень быстро определили (справедливо или нет, это уже вопрос другой) банковские счета, заподозренные ими, как связанные с международным терроризмом, и добились их блокирования. По отношению же к центрам отмывания подозрительных и откровенно «грязных денег» ничего подобного не делается. Из этого можно сделать предположение, что если процесс ликвидации центров отмывания «грязных денег» затягивается, то это нужно кому-то из очень влиятельных людей. И ЕЩЕ одно событие, оставшееся как бы незамеченным нашими независимыми СМИ, которое также широко обсуждалось на всех основных международных радио— и телеканалах и также связано с «борьбой», которая ведется в «цивилизованном мире» с коррупцией. Мы имеем в виду унизительный финал судебного разбирательства в Милане, главным фигурантом которого в течение нескольких месяцев был премьер Италии С.Берлускони. Как известно, против него было возбуждено несколько дел по поводу подкупа должностных и судебных лиц. Некоторое время назад компаньон Берлускони уже был осужден, а сам премьер отбивался от органов юстиции более длительное время благодаря тому, что, как писала пресса, назначал своих адвокатов на государственные должности, позволявшие им влиять на ход судебного расследования. Параллельно через парламент страны спешно проталкивался законопроект, обеспечивающий высшим должностным лицам государства иммунитет от судебного преследования. К тому же, выражая пренебрежение к судебным органам, Берлускони неоднократно заявлял, что он не уйдет со своего поста, даже если будет осужден на судебном процессе в Милане, а в одном выступлении на эту тему даже заявил: «Правительство определяется народом и теми, кто его представляет, а не теми, кто сдал экзамен и носит судебную тогу». Пренебрежение нормами процессуального законодательства со стороны итальянского премьера было настолько очевидно, что соответствующие инстанции ООН выступили с заявлением, обвинив С.Берлускони в презрительном отношении к судьям, манипулировании судебной системой и нежелании реформировать уголовную и процессуальную системы страны, что способствует увековечению системы, при которой обвиняемому легко уходить от ответственности. «Негоже видеть, как премьер— министр использует в своих личных целях слабость процессуального законодательства», говорилось в документе. Тем не менее, несмотря на вмешательство столь авторитетной международной инстанции, сторонники Берлускони не прекращали своих попыток воспрепятствования судебному расследованию деятельности премьера Италии. А совсем недавно сначала сенат Италии, а потом и нижняя палата парламента приняли законопроект, согласно которому пять высших должностных лиц государства получили иммунитет от юридического преследования, приостановив таким образом судебный процесс. Показательно, что парламент Италии таким образом восстановил юридическую норму, которая была отменена в Италии где-то лет десять назад, как было тогда объявлено, для облегчения органам юстиции их борьбы с коррупцией. Теперешнее восстановление иммунитета, естественно, выглядит как закон, специально проведенный через парламент для спасения премьер-министра, что совершенно справедливо рассматривается многими в Италии и за ее рубежами как оскорбление и пощечина демократическим принципам. Таковы мифы и реальная картина борьбы «цивилизованного мира» с коррупцией. Поэтому радость, инсценированная на наших телеканалах по поводу принятия России в FATF, можно понять и как радость заказывающих там «музыку» в связи с тем, что в России будет вестись такая же борьба с коррупцией, как и в «цивилизованном мире». Анатолий ВЕРБИН.
|