"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 75 (12418), суббота, 12 июля 2003 г. |
Мы уже писали о планах американской корпорации «Локхид» захватить контроль над небом России через программу переоснащения системы управления воздушным движением (УВД). Мы отмечали, что действия «Локхида» продиктованы не столько коммерческими, сколько военно-стратегическими соображениями и что за этим стоят интересы политического и военного руководства США (см. «СР» №66). За это время появились новые подтверждения, что вокруг системы УВД России идет большая и опасная для нашей страны игра. На стороне «Локхида», подтверждая неразрывную связь экономики и политики в этом деле, начало действовать НАТО. Нынешние российские «вожди» старательно изображают этот враждебный военно-политический блок чуть ли не как лучшего друга России. Вот и посмотрим, как этот волк в овечьей шкуре пытается забраться в наш огород. Напомним, что в мае 1997 года Ельцин подписал в Мадриде некий «Основополагающий акт Россия и НАТО». Против этого документа выступила тогда патриотическая оппозиция. Ведь было ясно, что этот Акт — лишь ширма для втягивания в НАТО Польши, Венгрии и Чехии. Еще через два года НАТО начало войну против братской Югославии. Робкие ссылки Ельцина и МИД РФ на то, что эти действия идут вразрез с «Основополагающим актом», были попросту отброшены Западом. Но когда Западу понадобился инструмент для вмешательства в дела России, об этом Акте вспомнили. В нем оказались мины замедленного действия, взрывающиеся сейчас, через шесть лет после его подписания. Так, в третьей главе, в перечне областей сотрудничества между Россией и НАТО, записано, в частности: «Укрепление региональной безопасности воздушного движения и обмен информацией, касающейся противовоздушной обороны, управления и контроля за воздушным пространством; изучение возможного сотрудничества в области ПВО». Прекрасно понимая, что вторгаются в особо чувствительную область национальной безопасности, западные «друзья» обставили свои планы реверансами, что обмен информацией может осуществляться «в случае необходимости, для содействия доверию через расширение мер транспарентности». То есть России предлагалось вскрыть свои системы УВД и ПВО под предлогом «укрепления доверия». Тогда еще не был придуман «международный терроризм», а иначе бы от нас потребовали рассекретить систему ПВО под предлогом участия в «антитеррористической коалиции». Впрочем, так оно сейчас и происходит. Но в 1997 году, когда страсти насчет приближения НАТО к нашим границам бушевали вовсю, и еще больше после агрессии НАТО на Балканах в 1999 году ссылаться на этот Акт было не с руки. Терпеливый Запад ждал, пока страсти успокоятся и российская «элита» вновь сможет заняться привычным делом — сдачей интересов России. И точно. Чуток покочевряжившись, «вожди» России вновь бросились в объятия НАТО. 28 мая 2002 года с большой помпой был создан новый Совет Россия — НАТО, в котором Россия могла якобы гораздо сильнее влиять на политику альянса. На деле все, разумеется, получилось с точностью до наоборот. Новая волна экспансии НАТО на восток с поглощением Прибалтики и Восточной Европы прошла уже чуть ли не под аплодисменты кремлевских сидельцев. Но и этого было мало. НАТО вплотную занялось проникновением в Россию. Вот тут-то и пригодилась третья статья Акта. Вопрос о сотрудничестве в области УВД был поднят чуть ли не в день создания Совета Россия — НАТО. А уже 11 июня 2002 года (оперативность поразительная!) на уровне послов была создана рабочая группа «Инициативы по сотрудничеству в воздушном пространстве». «Инициатива», разумеется, была американской. Наши верные «друзья» не особенно скрывали, что речь идет о создании единой системы управления воздушным движением «от Ванкувера до Владивостока». То есть о том, чтобы поставить все небо Северного полушария под контроль США. В июле 2002 года в Брюсселе состоялось совещание по вопросам УВД под председательством зам.генсека НАТО Ричарда Бели. Там были и чины Министерства обороны РФ. То есть воздушное движение России стало предметом трогательного и, разумеется, совершенно бескорыстного внимания НАТО. Смущает, правда, что после заседания к российской делегации подошел полковник Н.Панзер (США) и заявил, что в России все будет решаться при участии американцев. Дескать, не рыпайтесь, ребята. Как мы решим, так и будет. Такие же встречи в Брюсселе проходили затем в октябре 2002-го и феврале 2003 года. 28 января 2003 г. на свет появилась некая Программа работ, а уже 29 апреля — план проекта, в котором американская «Инициатива» была детализирована. В чем реальная суть американского замысла? НАТО только что установило в Латвии и Эстонии свои радары. Они контролируют обстановку в небе России. Но на глубину лишь в 450 километров. Нужно что-то делать! Что? А вот бы сделать так, чтобы информация о полетах наших военных и гражданских самолетов поступала в НАТО от нас самих. Сказано — сделано. Американцы начали добиваться «повышения совместимости России с европейской и натовской системами за счет эффективного обмена данными по воздушной обстановке». Одновременно в текст плана как бы невзначай вставлена фраза об «оценке возможностей стандартизации оборудования для региональных центров и системы УВД». Системы УВД производства «Локхида» контролируют 60 — 65% мирового воздушного пространства. Так что «стандартизация» может означать только закупку Россией локхидовского оборудования. Столь же невзначай вброшена идея «создания координационного механизма между Россией и НАТО посредством обмена персоналом по УВД». Вот вам и «три кита» американского плана — обмен данными, стандартизация оборудования и обмен персоналом. На самом деле это будет игра в одни ворота — сначала (в первой тайме) из США в Россию будет идти оборудование и персонал, а во втором тайме (после смены ворот) — данные о системе ПВО и о воздушной обстановке широким потоком пойдут из России в США. Просто, как все гениальное. Теперь о том, как американцы будут продвигать свой план. Все очень благородно. Никаких грубостей, никаких ультиматумов. Все подчинено заботе о России. Но сначала бескорыстным американцам нужно ведь понять, что происходит в по-прежнему недоступном для них небе России. Поэтому планом предусматривается «изучение российской системы ПВО и других смежных организаций». Причем информация должна предоставляться «по требованию». Нам предлагается два варианта. Для видимости предлагают «совершенствование существующих систем России и НАТО с целью обмена данными». Но потом без долгих разговоров выкатывают идею российско-натовского центра УВД и тут же услужливо (друзья все-таки!) подсказывают, что именно это лучший вариант для России (и, разумеется, для НАТО). И как же будет функционировать эта система? Вот тут, ближе к концу этого славного плана, начинают вскрываться особенно любопытные подробности. На самом верху программы находится рабочая группа на уровне послов. Россия там формально в равном положении (а неформально — в неравном, ибо на 25 натовских послов там лишь один представитель России). Дальше — Исполнительный рабочий комитет (ИРК). Тут все гораздо проще. Согласно американскому плану, секретариат НАТО получает пост председателя и исполнительного секретаря ИРК. Россия же — пост под высокопарным названием «Главный инженер», но в ранге... консультанта ИРК. Кому-то — вершки, а кому-то — корешки. Дальше — больше. Берем третий уровень — инженерных и рабочих групп (ИРГ). Тут уже никаких сентиментов в отношении России. Достаточно просто процитировать план. В части деятельности ИРГ «роль НАТО будет заключаться в оценке существующих систем и планов, выработке рекомендаций по стратегии и промежуточных решений, в осуществлении общего руководства и подготовке окончательного доклада российская группа будет: 1) предоставлять информацию о воздушном движении; 2) предоставлять информацию о существующей системе УВД; 3) предоставлять информацию о технических системах и оборудовании; 4) представлять детальные планы модернизации; 5) содействовать проработке программ; 6) участвовать в разработке альтернативных программ». То есть НАТО полностью контролирует все происходящее, а российская сторона лишь предоставляет информацию и чему-то там содействует и в чем-то там участвует. Бери побольше, кидай подальше, отдыхай, пока летит! Блестящий пример «равноправного» сотрудничества. Все данные о нашей системе ПВО должны быть доставлены в НАТО на блюдечке с голубой каемочкой. Лучшего подарка натовским разведкам трудно придумать. И чтобы не было сомнений в том, «кто на хозяйстве», далее подчеркивается, что ИРГ будет работать под руководством менеджера из США, основная часть членов инженерной и рабочей группы будет состоять из американцев, а сама группа будет находиться в США. Американское главенство, как всегда, должно быть подкреплено финансовыми рычагами. США выделяют для начала миллион долларов. Но они оплачивают лишь ключевые позиции. А все остальное переваливается на страны-участницы «Инициативы», в том числе и на Россию. Так и сказано: «Россия будет финансировать свои расходы из национального бюджета». То есть мы должны позволить американцам забраться в наши системы УВД и ПВО... за наш же счет. И все это не просто благие пожелания. 22 — 23 мая с.г. в Варшаве состоялось заседание рабочей группы, в ходе которого от российских участников требовали, чтобы они приняли американские условия. Дело доходило до прямых угроз. Вот вам и переход на новый уровень отношений с НАТО. Действительно перешли на новый уровень. Бесцеремонного вмешательства во внутренние деле России. «Локхид» через свою клиентуру в Москве давит изнутри России, а НАТО — давит извне. Дальше уже ехать почти что и некуда. Разве что завтра американцы потребуют установить на всех стратегических объектах России радиомаяки для высокоточного оружия США. А вдруг эти объекты захватят расплодившиеся международные террористы. Вот тут-то благородные американцы и шарахнут крылатыми ракетами. Разбомбят террористов. Вместе с нашими стратегическими объектами. От знакомства с американскими планами внедрения в нашу систему УВД создается полное впечатление, что США считают Россию банановой республикой, которой можно грубо диктовать свои требования. Если добавить сюда намерение США завоевать ближайший космос (никакой потребности в сотрудничестве с Россией у США после ликвидации орбитальной станции «Мир» не возникает), то складывается впечатляющая картина того, как американцы прижимают Россию не только с запада, юга и севера, но и сверху. С неба и из космоса. Напомним, что группа депутатов Госдумы в начале июня направила письмо президенту Путину с выражением крайнего беспокойства по поводу американских планов захвата воздушного пространства России. Ответа нет. А.САФАРИН.
|