"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 80 (12423), четверг, 24 июля 2003 г.

 

«ТРОЕЧНИК» КОСТЯ

 

Воспоминания ветерана войны

     Шла Великая Отечественная война. Темной, холодной ночью 1942 года наш десант моряков высадился на берег в Крыму. Шел дождь со снегом, дул сильный ветер. Под прикрытием военных кораблей моряки-десантники, продвигаясь по пояс в воде, достигли наконец берега и уцепились за кромку земли. Одна группа моряков пошла вперед, другая залегла на обледеневшем берегу. Было тихо. Вдруг раздались выстрелы, взрывы гранат, в небо взлетели немецкие ракеты — стало светло, как днем. Немцы заметили десантников и открыли по ним ураганный огонь. Для поддержки бойцов с нашего корабля велся обстрел огневых точек врага. Отступать к берегу нельзя — явная смерть! Тогда моряки, памятуя слова Суворова: «Семи смертям не бывать, а одной не миновать», — бросились вперед и прорвались к окраине населенного пункта. Завязался жестокий уличный бой вокруг большого здания хлебзавода.

     Среди десантников был Костя — большой физической силы человек. Он знал каждый закоулок в этой местности, так как с первого класса учился здесь в школе у учительницы Марии Ивановны. Косте не давался русский язык, и Мария Ивановна велела ему приходить к ней домой для дополнительных занятий. Костя отлично помнил, где жила учительница.

     С корабля дали условный сигнал — значит, еще одна десантная группа идет на помощь и всем нужно продвигаться вперед. Прилетели немецкие самолеты, и начались бомбежка и обстрел. Содрогалась земля, рушились дома, возникли пожары. Местные жители, рискуя жизнью, стали прятаться в подвалах домов. Едкий дым и гарь проникали в дома и подвалы. Становилось трудно дышать. Пожар охватил целые кварталы. Вот когда все верующие и неверующие в Бога стали молиться и креститься! Часть мирных жителей, в том числе и Мария Ивановна, не ушли в подвалы, а остались в своих домах. В такие минуты вспоминаются слова поэта: «Кому судьбой что суждено, тот жребий свой пусть принимает, ему намеченный давно».

     Стемнело. Выстрелы и бомбежка стали стихать. Около двух часов ночи в дверь комнаты, где жила Мария Ивановна, раздался сильный стук и чей-то хриплый голос сказал: «Мария Ивановна, откройте! Это я, Костя, которого вы учили писать».

     Мария Ивановна в испуге открыла дверь и увидела перед собой широкоплечего высокого матроса с автоматом. Вся его одежда была в грязи, мутные капли воды падали на пол. Левой рукой матрос бережно держал мешок, испачканный мукой. «Это вам, Мария Ивановна! — смущенно сказал он и поставил мешок около стола. — А я очень спешу, бегу... До свидания!».

     Мария Ивановна была так поражена, что поначалу стояла у раскрытой двери, не понимая, что произошло. Сон это или галлюцинации, начавшиеся от голода. Мешок муки, когда всюду такой голод! И этот бесценный подарок достался ей в критическую минуту. Не очерствела душа матроса, и на войне вспомнил он о своей первой учительнице.

     Если ученик отлично учится, это еще не значит, что из него получится хорошей души человек с высокой нравственностью. Не секрет, что в отношении учителей к троечникам обычно сквозит равнодушие, а внутренний мир слабоуспевающего ученика закрыт для педагогических воздействий. А ведь именно троечники составляют немалую часть любого класса, а затем и общества. Люди наподобие Кости-матроса вырастают тружениками с благодарной душой и чистой совестью.

  Г.А. СОЛДАТОВ,
участник Великой Отечественной войны,
старший преподаватель пединститута.

 


В оглавление номера