"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 86 (12429), четверг, 7 июля 2003 г. |
Наше правительство последний десяток лет упорно стремится навязать нам мысль: что бы мы ни делали, чего бы ни производили и ни изобретали — оно заведомо будет хуже зарубежных аналогов по той простой причине, что все импортное априори лучше. Откуда такая нелюбовь к отечественным лейблам? И отчего вдруг от великоросской гордости мы снизошли до самоуничижения? Да ладно бы оправданно — не грех признать, если нас действительно «обскакали», скажем, в технологиях, или мы настолько обленились, что и прокормить-то себя не в состоянии. Но нет! И наука российская, несмотря на то что финансируется по принципу «крохи с барского стола», по-прежнему на высоте. Правда, многие уникальные разработки почему-то не всегда оказываются востребованными здесь и сейчас, зато ими живо интересуются дальновидные и ушлые господа из капиталистического лагеря. Опять же отечественная сельскохозяйственная продукция относительно зарубежной наиболее ценная и качественная, поскольку экологически чистая, а значит, здоровая и питательная. Но, к сожалению, наши крестьяне не могут найти достойный рынок сбыта того же мяса, молока. Зато из-за рубежа сотнями тысяч тонн завозятся тушки взращенных на вредных биодобавках птиц, а также многое другое, — в большинстве своем это генно-модифицированные продукты — «на тебе, боже, что нам негоже». Производить ту или иную продукцию у себя в стране или же завозить по импорту — краеугольный, поистине стратегический вопрос. Рассмотрим разные сферы. Возьмем самолетостроение. Будем ли мы летать на «боингах» и «эрбасах» или все-таки на «Туполевых» и «Илюшиных»? Как пишет газета «Республика Татарстан» (08.07.03), правительство России отменило пошлины на ввоз самолетов иностранного производства, и «Аэрофлот» осуществляет намеченную несколько лет назад закупку техники. И авиастроители, и политическая элита своими решениями как бы поддерживают иностранного товаропроизводителя, а конкретно «Боинг»... Газета продолжает: «Как следует из выступления советника премьер-министра РТ Назира Киреева, федеральные власти делают все для того, чтобы в стране вообще не появлялась новая авиационная техника. Это видно, как в зеркале, на примере отношения центра к авиастроительному комплексу Татарстана». Все новые машины Казанского вертолетного завода — МТВ-5 «Ансат», «Актай», Ми-38 — разработаны и осваиваются лишь за счет средств предприятия. Из федерального бюджета финансирование не поступает. Современнейший вертолет МТВ-5, который по летно-техническим характеристикам превосходит зарубежные аналоги, охотно закупают другие страны, в то время как в Вооруженных силах России ни одной подобной машины нет. Казанское моторостроительное объединение освоило выпуск двигателей НК-93 (он на 15% экономичнее существующих) и Аи-22 для нового самолета Ту-324, но правительство России «заморозило» проект, сославшись на то, что, дескать, нужно посмотреть и украинский «Антонов», и американский «боинг». Различные авиакомпании России закупают в год в общей сложности 23 новые машины — опять огромные средства уходят за пределы страны, поддерживая тем самым не отечественного, а иностранного производителя, работая на чужую экономику. Если бы разместить эти заказы на отечественных авиазаводах, то они были бы загружены на пять лет вперед! Но, оказывается, приобретать те же «боинги» выгоднее — на них цены ниже. Американская компания снизила стоимость одной машины с 35 до 22 млн. долларов. «Но цена импортных самолетов стала гораздо ниже за счет отмены таможенных пошлин! По сути, правительство России ежегодно дарит иностранным компаниям около 700 млн. долларов», — говорит Н.Киреев. Россия — родина авиации. Нельзя нам поступать, как дурным, никчемным обладателям величайшего наследия. Дешевизна «боингов» не должна закрывать глаза на тяжкие последствия — на уничтожение отечественной авиации. Силы, стремящиеся перевести страну на импорт самолетов, автомобилей и т.д., надеются отвести России роль сырьевого придатка Запада. Между тем специалисты прогнозируют истощение сырьевых запасов в самое ближайшее время. Да и то правда. Может ли отдельно взятая страна вечно обеспечивать нефтью, газом чуть ли не весь мир земной, не рискуя оставить собственное население без света и тепла? Интересно, как бы отреагировали власти США, если бы одна из американских компаний закупила зарубежные самолеты, скажем Ту-214, и как бы отреагировали американцы, работающие на заводах, выпускающих «боинги», если бы власти США отменили пошлины на ввоз иностранных самолетов? Согласитесь, это в принципе невозможно представить. Генеральный директор Казанского авиационного производственного объединения им. Горбунова Наиль Хайруллин так прокомментировал вышеозначенные предположения: «Этой компании уже не существовало бы в природе. Конгресс США, наоборот, принял бы решение о всяческой поддержке «боинга». Американцы же, работающие на заводах «Боинга», не стали бы голосовать за президента, который допустил дискриминацию в отношении отечественного производителя». В России же подобная позиция федерального правительства проявляется не только в области самолетостроения. Спросите руководителя любого предприятия, и он подтвердит, что его зарубежные конкуренты чувствуют себя на российском рынке, как у себя дома, но делают все, чтобы аналогичные российские предприятия никогда не попали на рынки их собственных стран. Это обсолютно точно. Вопрос: кому служит правительство России?! Мы излишне гостеприимно распахнули двери для производителей импортного продовольствия, медицинских инструментов, лекарств и многого другого. Так, по данным Департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ, импорт новых иномарок в 2003 г. увеличился на 2,5%, подержанных — на 60%, а объем продаж отечественных машин упал на 5%. Засилие иномарок привело к спаду выпуска отечественных автомобилей, периодически вынуждены приостанавливать работу автозаводы в Горьком и Тольятти. Согласно статистике, сегодня 74% птичьего мяса поступает к нам из США. А что, Россия не в состоянии вырастить тех же курочек у себя? Еще как может! Но не дают. Все, наверное, видели по телевидению душещипательные кадры, как на одной некогда крупной и богатой птицеферме куры и цеплята дохнут от голода, а птичницы плачут горькими слезами от бессилия что-либо изменить. Это ли не откровенное вредительство?! Почему непременно нужно удушить собственное производство, чтобы заставить нас есть пресловутые «ножки» Буша, в которых содержится столько пенициллина, что ими впору лечить простуду? Возможно, организаторы контрактов на поставку получают материальную выгоду лично для себя? Не радует и состояние сельскохозяйственного машиностроения страны. Как сообщает газета «Труд» (08.07.03), за 10 лет село потеряло половину уборочной техники и не в состоянии купить новую. Чтобы производить полевые работы в оптимальные сроки, селу не хватает 690 тыс. тракторов, почти 165 тыс. зерноуборочных и 27 тыс. кормоуборочных комбайнов, огромного количества другой техники. 70% машин выработали свой нормативный срок. В 1990 г. в АПК было свыше 400 тыс. единиц зерноуборочной и кормоуборочной техники, в 2002 г. — 186 тыс., к 2004 г. их останется 173 тыс., а к 2005 г. всего лишь 160 тыс. единиц. ФАЗ, наступив на наклонную плоскость, может докатиться до пропасти. Нетрудно предвидеть результат. А не подкрадывается ли царь-Голод?! Или опять же «заграница нам поможет»? Тот, кто настаивает на активном переходе на импорт, вряд ли думает о пользе для России. Патриотически настроенные силы, требующие создать не убийственные, а стимулирующие условия развития отечественному товаропроизводителю, ратующие за восстановление и развитие самолето- и автомобилестроения, промышленности в целом, смотрят далеко вперед — они понимают, что сегодня крайне важно сохранить высокопрофессиональные кадры инженерно-технических работников, ученых на предприятиях и в научно-исследовательских институтах, учебных заведениях, необходимо сохранить драгоценные основные фонды отраслей, исключить зависимость России от воли других стран. Наша страна сможет обрести былое величие только лишь при условии полной независимости от какого бы то ни было диктата (будь то промышленный, продовольственный или политический диктат), исходящего от сторонних государств. Но для этого нужны сильная экономика, работающая промышленность, собственные передовые технологии. А надежда на импорт? Бесплатный сыр — лишь в мышеловке.
Р. ХУСЯИНОВ.
|