"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 88 (12431), вторник, 12 августа 2003 г.

 

ПОДАЮТ ЛИ У НАС ПО БЕДНОСТИ?

 

Если ваш личный бюджет не вписался в прожиточный минимум

     «Слышали, что еще в 1999 году был принят Закон «О государственной социальной помощи», — пишет жительница Армавира Н.Шумейко, — согласно которому малоимущим семьям, одиноким гражданам, живущим за порогом нищеты (т.е. имеющим доход ниже официального прожиточного минимума), выплачивается доплата. Это по закону, а как на самом деле?»

     — Вы правы, такой федеральный закон есть, но вот на его исполнение, как и для реализации других законов, в которых речь идет о помощи беднейшим слоям населения, у нашего правительства просто нет денег.

     В качестве примера возьмем Армавир. Малоимущих людей в городе из 212 тысяч населения насчитывается свыше ста тысяч. Из них 64 тысячи — это люди, живущие за порогом нищеты (это в основном многодетные, работники бюджетной сферы и, конечно же, старики).

     В минувшем году облагодетельствованы вышеназванным законом аж... 93 человека. Они получили 154 тысячи рублей. Подали же заявления на выплату материальной помощи более двух тысяч человек.

     В нынешнем году положение несколько лучше. На 1 июля помощь получили уже более двухсот человек, да и сумма выплат почти в два раза больше, чем в прошлом году.

     По самым скромным подсчетам, на выполнение Федерального закона «О государственной социальной помощи» необходимо один миллион шестьсот тысяч рублей.

     Из краевого бюджета на эти цели выделена шестая часть от требуемого — 257 тысяч рублей. А из федерального бюджета не перечислено ни копейки — нет денег!

     Петр Емцов спрашивает: «Согласно существующему закону, индексация пенсий должна производиться ежеквартально, по мере роста цен (если инфляция больше 6%). Фактически перерасчет пенсий зависит от желания или настроения наших правителей. Индексация может производиться один, два, иногда даже три раза в год. И вообще как согласуются инфляция и фактический уровень жизни?»

     — Одной из причин неадекватности индексации зарплат и пенсий является некорректное сравнение доходов граждан с инфляцией. Инфляция и рост цен не одно и то же. Для восполнения семейного бюджета (при стремительном росте рыночных цен) существует простой и надежный способ. Заработная плата и пенсии должны увеличиваться в соответствии с ростом стоимости набора товаров и услуг. В принципе должен использоваться набор нормального потребительского бюджета семьи (НПР), куда входит очень много составляющих, в том числе расходы на образование, культуру, спорт, отдых и др. Однако сейчас НПР недоступен большинству граждан РФ.

     Если допустить, что составляющие могут быть произвольно изменяемыми, то возможны неконтролируемые манипуляции с определением покупательной способности бюджета домашних хозяйств.

     Установлено, что НПР может быть заменен необходимым социальным набором (СН). Разница их изменений за одинаковое время составляет менее 5 процентов, хотя по абсолютной величине НПР и СН могут отличаться больше чем в четыре раза.

     Социальный набор включает минимальный перечень материальных благ, необходимых для биологического выживания социума в целом: продуктовую корзину, моющие средства, квартплату и транспорт к месту работы. Составляющие набора фиксированы, конкретны и общеупотребляемые. Они входят в круг наблюдений Госкомстата РФ.

     Независимо от реального бюджета семьи социальный набор может быть взят в качестве универсального товара, изменение стоимости которого отражает общее по РФ или регионам изменение покупательной способности национальной валюты (рубля) в зависимости от времени.

     Следить за курсом рубля через СН обязаны правительство и Госкомстат в соответствии с предписанием соответствующих федеральных законов, однако они игнорируют закон, понимая, что рост стоимости СН, по крайней мере в два раза, опережает рост официального индекса инфляции.

     Семен Поликарпов хочет знать, как рассчитывается прожиточный минимум и насколько он соответствует действительным минимальным потребностям человека?

     — Правительственные органы выпустили постановление от 28 апреля 2000 года «Об утверждении методики исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации», в котором даны нормы потребления не по группам, а по конкретным видам важнейших продуктов питания и непродовольственных товаров. Указанные в этом постановлении нормы являются издевательством над здравым смыслом и унижают человеческое достоинство.

     Так, для трудоспособного населения ежедневная минимальная норма таких важных продуктов питания, как сметана и масло животное, составляет менее 5 гр., сыра — менее 7 гр. По нормам Минтруда, трудоспособный мужчина должен съедать в день 500 граммов хлеба и всего лишь один помидор с огурцом в две недели.

     Еще более абсурдные минимальные нормы установлены для непродовольственных товаров. Мужчине трудоспособного возраста полагаются одни брюки из полушерстяной ткани и три сорочки на 4 года; зимние сапоги — на 5 лет, одна тетрадь и две авторучки — на год.

     Разработчики минимальных норм потребления предлагают женщинам трудоспособного возраста иметь на 5 лет одно платье из полушерстяной ткани, одну юбку и одну пару зимних сапог.

     Детям в возрасте от семи до пятнадцати лет предлагаются три пары носков сроком почти на два года, одни брюки для мальчиков из полушерстяной ткани и одно платье для девочек сроком на три года, одна пара ботинок на два года, один головной убор на три года и т.д.

     По всей вероятности, при разработке этих норм в Минтруде забывают, что дети в этом возрасте активно растут и просто физически не могут ходить в одних брюках, платьях и ботинках в течение двух-трех лет.

     Такие же непонятные подходы использовались Минтруда при разработке норм потребления товаров общесемейного пользования.

     Насколько абсурдны эти расчеты, судить вам, читатели.

  В. ЧЕРНИКОВ.
Армавир.

 


В оглавление номера