"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 93 (12436), суббота, 23 августа 2003 г. |
Недавно показали голливудский фильм «После боя». Сюжет бесхитростен, как Познер. Шесть американских морских пехотинцев, совершавших зверства во Вьетнаме, через тридцать лет возвращаются на место преступления для ретроспективного переосмысления. С ними — журналистка и оператор, так как воспоминания должны быть сыграны на зрителя, задокументированы. Вообще копание в душах участников вьетнамской войны — популярнейшее занятие американских психологов и публицистов. С первых же кадров бросились в глаза успехи экономических реформ в современном Вьетнаме. Несколько лет назад страна ездила на велосипедах, сейчас пересела на мотоциклы «Хонда». Люди заряжены на работу, отсутствуют террористические кровопускания, авторитет единственной партии — коммунистической — непоколебим. Только один из шестерки прибыл с благожелательным настроем: капитан Рамсэй. Остальные экс-бойцы смотрят на СРВ скорее с неприязнью. В этом отличие советских военных (включая земляков-калининградцев), помогавших вьетнамцам отражать агрессию Вашингтона. Замечено, что янки возвращались с вьетнамской войны разозленными, печальными и с чувством горечи. Горечи из-за вьетнамцев и горечи за самих американцев в Юго-Восточной Азии. Возвратившийся из Сайгона плевался: «Ну и крысиная же это дыра!» Русские же возвращались из Ханоя в Москву, полные энтузиазма, сознания выполненного интернационального долга, с чувством брата, поддержавшего брата. Чтобы выпарить горький осадок прошлого, капитан Рамсэй, как гуру, протаскивает пятерку по местам кровавых баталий. Вспоминают город Хюэ — древнюю, красивейшую столицу Вьетнама. Американская авиация уничтожила Хюэ на семьдесят процентов, но вот в кадре американский солдат прячет вьетнамских детишек от летящих с Б-52 бомб. Войну развязали для демонстрации благородства американских воинов? Метафизика режиссерского видеоряда может быть любой, но в реальности складывалось иначе. Были капитан Медина и «рота Чарли». Капитан втолковывал роте, что в этой стране нет невинного гражданского населения. Для преодоления страха и отмщения за погибших американцев месть должна быть тотальной. Они — вьетнамишки, обезьяны, нелюди. А убийство детей? Они вырастут и будут помогать взрослым. Убивайте! После такой учебы в деревне Милай рота Чарли расстреляла 500 безоружных стариков, женщин, детей. (Всего американцы уложили полтора миллиона вьетнамцев. При Сталине приговорено к расстрелу в два раза меньше. Но вьетнамскую цифру не знает почти никто, а сталинскую преувеличили в десятки раз и запустили фальшивый клип по всему миру.) Несмотря на всю жестокость американской военщины, напалм, отравляющие вещества, гордый и поэтичный народ стоял насмерть. И в Америке начали понимать, что вьетнамскую проблему можно решить только одним путем: всех вьетнамцев погрузить на корабли и вывезти в Южно-Китайское море. Потом разбомбить страну, измельчить в порошок, а корабли затопить. Победить эту страну нельзя, можно только уничтожить, и они принялись за уничтожение с захватывающим дух пылом, не оставляя камня на камне. В конце концов североамериканское государство с треском проиграло. Выиграли банки и корпорации США, Японии, Южной Кореи. Самый сильный момент фильма, когда бывший морской пехотинец целует поседевшую вьетнамку в обгоревшее от фосфора лицо. Финал: шестерка прошла очищение, покаялась. В кино. В жизни — изуродована Югославия, Афганистан, Ирак. Вице-президент США Чейни определяет рамки продолжающейся войны в 50 лет. Кто смотрит на это, как на шоу, тот с удовольствием посмотрит на капитана Рамсэя — солдата кристальной англосаксонской чести.
Игорь РЕВИН,
|