"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 94 (12437), вторник, 26 августа 2003 г.

 

САХАЛИНСКАЯ ТРАГЕДИЯ

     Когда подняли и расшифровали записи бортовых самописцев, стало ясно в самых общих чертах, что же случилось с этим трагическим рейсом.

     Вот что сказал вчера об этом Шойгу на пресс-конференции в Петропавловске-Камчатском: «Экипаж разбившегося Ми-8 передавал диспетчерам неверные данные о своем маршруте». Глава МЧС сообщил предварительные причины катастрофы, которые стали известны после расшифровки бортового самописца. Вертолет летел на высоте 700 м из-за низкой облачности. Машина, как известно, отклонилась от заданного маршрута на 40 км. «При этом экипаж сообщал диспетчерам совсем другие данные, возможно, что и умышленно», — подчеркнул С.Шойгу. В результате из-за плохой видимости вертолет летел на низкой высоте, что было зафиксировано бортовым самописцем. На пути Ми-8 появилась сопка, и, чтобы избежать столкновения, пилот резко потянул рычаг. Винт вертолета обрубил хвостовую балку, и машина начала вращаться вокруг своей оси. Находившиеся на борту пассажиры не смогли удержаться, и большую часть из них выбросило из машины. С.Шойгу отметил, что эта катастрофа схожа с той, в результате которой погиб губернатор Красноярского края Александр Лебедь. Тогда, в апреле 2002 г., пилот таким же способом пытался избежать аварии. В результате вертолет столкнулся с опорой ЛЭП и рухнул.

     Высказывалось и такое соображение: вертолет был перегружен. Впрочем, аварии в авиации редко бывают очевидными — разве что в случае теракта, столкновения в лоб с американским самолетом или с украинской ракетой. Обычно сходятся вместе несколько факторов, и трудно сказать, какой из них сыграл роковую роль. Коллеги и руководители погибшего экипажа говорят, что экипаж Гузанова был опытнейший и очень педантичный. Машина была исправна, погода — ясная. Однако, они отмечают, что борт № 25194 отличался некоторой машинной «тупостью», в нем были заложены такие конструктивные особенности, что на нем никто не хотел летать. В чем они состояли, эти особенности? Машина медленно набирала высоту и скорость, «жрала» горючее, поэтому всегда приходилось заправлять ее керосином «под завязку», что создавало дополнительный вес. В этот рейс до Северо-Курильска экипаж Гузанова взял 2 тонны керосина. Да на борту находилось 20 человек. (Могло быть и 21, но в последний момент владыка Даниил, епископ Сахалинский и Курильский передумал и не полетел.) А 20 человек — это более полутора тонн. Кроме того, на борту находилось 200 килограммов груза. Да сама машина весит 8 тонн. Вот и набирается почти 11,7—11,8 тонны. При максимальном для Ми-8 общем весе 12. С учетом особенностей именно этой машины или любой нештатной ситуации при такой загрузке едва ли даже самый опытный пилот мог что-то сделать. Конечно, возникает вопрос: а для чего надо было собирать такую большую группу? Траурные дни не позволяют задавать многие из вопросов, которые должны были прозвучать еще на земле, еще до того, как Ми-8 поднялся в небо... Точно так же, как в случае с вертолетом Александра Лебедя, с мертвых нет спроса. Но ведь есть живые. Они-то должны сделать выводы по крайней мере!

     А обнаружил погибший вертолет вовсе не спасатель МЧС, а пилот-вертолетчик Андрей Собянин. Можно сказать, случайно. Он выполнял «научный» рейс с тремя членами экипажа и представителем Камчатского НИИ рыболовства и океанографии на борту. Шли низко, почти на 100 метрах, на бреющем полете. А дело в том, что ученому нужно было провести обследование рек по всему полуострову, но садиться возле каждой речки невозможно. Легко груженный такой же Ми-8 легко справлялся с необычными условиями полета.

     Пилот рассказывает, что у него было такое чувство: «Я знал, что именно мне и именно в этом рейсе суждено найти ребят. Мы, летчики, всегда прислушиваемся к шестому чувству. Оно мне подсказывало: зовут они меня»...

     Андрей Собянин также считает, что вертолет попал в нисходящий воздушный поток при выходе с горного перевала в долину рек Апачан и Удужки. И падение было неестественным: вертолет рухнул на брюхо, плашмя. «Сначала мне показалось, — рассказал журналистам Собянин, — что на земле лежат два вертолета. Но когда опустились, увидели, что это огромная воронка, повторяющая контуры машины. Удар, видимо, был такой силы, что Ми-8, стукнувшись плашмя о землю, подпрыгнул, словно мячик, и снова опустился в нескольких метрах рядом. Вертолет был похож на пустую яичную скорлупу, на которую наступили ногой: потолок вместе с закрепленными на нем двигателями, редуктором и ремиссией провалился вниз до самого пола. В общем, с первого взгляда стало ясно, что живых там нет»...

     Летчик сообщил поисковикам свои координаты по радиосвязи. И спустя час на берег реки Апачан прибыли вертолеты спасателей, потом прилетели работники прокуратуры и замминистра МЧС Геннадий Короткин. Тела тех, кто не выпал из машины во время аварии, приходилось буквально вырезать из металла пилами-«болгарками». Тело губернатора Сахалинской области Игоря Фархутдинова было обнаружено в кабине. «Он и еще два человека лежали, держась друг за друга, вероятно, они старались не дать друг другу выпасть наружу», — считают специалисты.

     Вполне возможно, что и отклонение от маршрута, и низкая высота были продиктованы не правилами полета, а пассажирами, которые хотели что-то разглядеть внизу. Увы, никто уже не может рассказать, что было там, в кабине...

     Как водится, Владимир Путин выразил глубокие соболезнования. Приказал создать государственную комиссию. Главой комиссии назначил Шойгу. Но едва ли это может кого-то утешить. Люди в Южно-Сахалинске прожили выходные дни в крайней тревоге и отчаянии. Все выходные жители Южно-Сахалинска несли цветы к зданию администрации. К вечеру воскресенья были опознаны 9 из 12 доставленных в центральную больницу Петропавловска-Камчатского тел погибших.

     На следующий день после обнаружения вертолета, в воскресенье, Шойгу прибыл в Петропавловск-Камчатский, но вылететь на место трагедии министру помешала непогода. Из-за нелетной погоды в воскресенье не удалось эвакуировать в Петропавловск-Камчатский тела всех погибших.

     Пока уроки трагедии таковы: летчик Андрей Собянин получит обещанный миллион. Губернатор Камчатской области Машковцев выплатит по 100 тысяч рублей семьям погибшего экипажа. А министр МЧС пообещал, что его ведомство выступит с законодательной инициативой об обязательности наличия систем спутниковых маяков на воздушных судах.

     25, 26 и 27 августа в Сахалинской области объявлены днями траура. День траура — и на Камчатке. Похороны пройдут 27 августа в Южно-Сахалинске на городском кладбище. На месте погребения возведут мемориальный комплекс. Сегодня Южно-Сахалинск прощается с жертвами катастрофы, а в ночь с 26 на 27 августа пройдет отпевание в Воскресенском храме Южно-Сахалинска. Все расходы взяла на себя сахалинская администрация.

 

 


В оглавление номера