"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 97 (12441), четверг, 4 сентября 2003 г.

 

НОВЫЙ СВЕТЛАНОВ

 

К 75-летию со дня рождения великого музыканта

     В субботу 6 сентября в Большом зале Московской консерватории состоится концерт, названный его устроителями «Неизвестный Светланов». Кажется, странно звучит это: весь мир знает Евгения Светланова. Но 6 сентября — особенный день. Знаменитый советский, русский музыкант Евгений Светланов родился 6 сентября 75 лет назад. Концерт этот — мемориальный. В нем будут звучать произведения Светланова-композитора. Евгений Федорович, великий мастер, блестяще интерпретировал музыку разных эпох, вдыхал в нее созданную давно ушедшими из этого мира гениями новую жизнь. И она волновала и трогала сердца людей, возвращая им необъятный духовный мир великих творцов.

     Светланов, истинно русский человек, много сделал для того, чтобы русская симфоническая музыка навсегда осталась с народом. Созданная им антология русской симфонической музыки в грампластинках разошлась по всей стране, стала доступна не только столичным любителям искусства с их возможностями посещать лучшие концертные залы. Она звучала в миллионах скромных квартир в маленьких городках России, ее слушали сельские школьники, она пришла в русскую глубинку на простом черном диске грампластинки. И это был истинно патриотический подвиг Евгения Федоровича.

     Так почему же «неизвестный»? Самая дорогая часть творчества Евгения Федоровича — сочинение собственной музыки. Возможно, композиторский талант и делал его великим дирижером, пианистом. Его композиторское чутье, видение музыкального произведения из творческой лаборатории позволяли прочитывать партитуру «изнутри». Он говорил: «Прежде всего я мыслю себя композитором... Для дирижера-композитора не существует, например, проблемы звучащей партитуры, ему легче рассчитать форму произведения, выделить главное, убрать второстепенное, подчеркнуть полифонию голоса, обогащающую порой общее звучание, а иногда становящуюся драматическим стержнем».

     Талант Светланова-композитора был глубоким, выросшим на русской почве. «Я считаю себя последователем всей русской школы, — писал он. — В частности, я имею в виду мою любовь к музыке композиторов «Могучей кучки». Эти связи тянутся через моих учителей в Гнесинке и в консерватории, и моего двоюродного деда по материнской линии — Семена Николаевича Кругликова. Кругликов был одним из выдающихся русских критиков, приверженцем «новой русской школы». Особенно тесные взаимоотношения связывали его с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым»... Совершенно в духе своего народа Евгений Федорович до конца жизни с трепетом относился к своим учителям — Михаилу Фабиановичу Гнесину, ученику Римского-Корсакова, и к Юрию Александровичу Шапорину, учившемуся композиции у Лядова и Глазунова. Светланов считал, что его творческое воображение, его вдохновение питала музыка Мясковского.

     Достойно удивления, как мог Евгений Федорович находить время для собственных сочинений при его огромной занятости в симфонической, оперной сферах деятельности. И все же его композиторское наследие велико — более двадцати оригинальных произведений для симфонического оркестра, много камерных произведений для фортепиано, скрипки, голоса... Любимое детище композитора — симфония си-минор. Хорошо известна из этого богатого наследия, пожалуй, только симфоническая поэма «Калина красная», которая послужила основой одноименного балета, поставленного в Большом, и пользовавшегося заслуженным успехом.

     В концерте «Неизвестный Светланов» прозвучат его «прелюды», написанные в 1966 году. Это симфонические размышления о жизни, об окружающем мире. Это определение — «симфонические размышления» — дал произведению сам автор.

     Концерт для фортепиано с оркестром, который также будет представлен слушателям в этот вечер, красноречиво свидетельствует: произведение создано пианистом высочайшего класса, который понимает все возможности и выразительные средства этого инструмента. Таким и был Евгений Федорович. Как всякий незаурядный человек, он обладал многими талантами, и талант Светланова-пианиста признавали и ценили крупные мастера. Он ведь и начинал свой творческий путь как пианист на фортепианном отделении Гнесинского института. Сам Генрих Нейгауз на выпускном экзамене поставил молодому исполнителю за Третий концерт Рахманинова пять с плюсом и стоя ему аплодировал!

     Время написания этого концерта обычно обозначается датами, между которыми промежуток в 15 лет: 1961 — 1976. Именно столько пролежала в творческом портфеле автора первая редакция концерта. Высочайший пример творческой требовательности! И только в 1976 году, дописав вторую часть, внеся целый ряд корректив, Светланов представил свое произведение на сцене Большого зала Московской консерватории, где оно вновь прозвучит 6 сентября.

     Евгений Федорович в своем творчестве постоянно обращался к народной песне. Он говорил, что здесь стоит на позициях Сергея Прокофьева: «Бери народную мелодию и далее развивай ее как свою собственную». Верно. Но ведь все дело в том, что развить народную мелодию как свою собственную может только истинный сын своего народа, человек, который постоянно чувствует с ним самую кровную, самую тесную связь. «Нет, не искажать дух, а, наоборот, вскрывать все потенциальные возможности, заложенные в той или иной мелодии, созданной народом, — такова моя позиция», — говорил Светланов. Цельное произведение «Три русские песни» порадуют слушателей концерта.

     К сожалению, при жизни Евгений Федорович большую часть своих сил отдавал дирижерскому творчеству. А композиторство оставалось как-то на втором плане. Кто знает, дай ему судьба еще десяток лет жизни, мы бы узнали другого Светланова — именно этого, пока мало известного: Светланова-композитора. Хотя едва ли его произведения увидели бы жизнь при нынешнем состоянии отечественной культуры. Слишком мало в ней осталось русского, чистого, народного — все заполонили «варяги».

     В своем завещании, будто чувствуя это, Евгений Федорович писал: Поскольку я не был избалован при жизни как композитор, пусть хотя бы на прощание люди послушают мою музыку, для которых она может явиться откровением».

     Когда в Большом театре прощались со Светлановым, не было сказано ни одного слова — звучала его музыка. Она осталась жить. И этот концерт 6 сентября — продолжение жизни великого Маэстро.

 

 


В оглавление номера