"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 97 (12441), четверг, 4 сентября 2003 г. |
Когда полки твои, Держава,
Хотя с «пантерами» и «тиграми»
И чтоб с трофейными турбинами
Он рос и стал универсальным:
Нарисованная выше эпическая картинка, в общем, соответствует фактическому ходу событий в отечественной энергетике, поскольку энергомашиностроительным заводам Союза было вовсе не до навезенного трофейного хлама: у них были сугубо свои задачи и проблемы. В результате сложилась уникальная ситуация: живая связь между заводами — изготовителями турбин и генераторов и хозяевами энергооборудования, которая до ВОВ определяла технический уровень ремонтных и наладочных работ на электростанциях, оказалась ликвидированной, и учрежденные в 1945 г. предприятия «Главэнергоремонта» (первоначально в количестве 4, затем во все нарастающем количестве) пустились в свободное плавание... А поскольку, как выразился классик сатирического жанра, «у каждой собачьей ерунды есть свои хорошие стороны», оказались они и у этой ситуации. Во-первых, эти предприятия образовались как многопрофильные, т.е. под общей администрацией устроились цехи по ремонту котлов, турбин (паровых и гидравлических), генераторов (тепло— и гидроэлектростанций), электрических машин (электродвигателей, возбудителей и т.п.), аккумуляторов — причем каждое из подразделений имело свои вспомогательные службы (бухгалтерские, конструкторские, мастерские, склады с инструментальным хозяйством, лаборатории, архивы и т.п.), назначением которых было всестороннее обеспечение работ разъездного (т.н. линейного) персонала. В тех регионах, где ситуацию определяли дизель- электростанции, были подразделения по ремонту мощных стационарных дизелей; были цехи по ремонту теплоизоляции, позднее переданные в энергосистемы, и т.п. В общем, каждое из таких специализированных ремонтных предприятий в своем регионе являлось самодостаточной «боевой единицей» (аналогия с отдельным армейским подразделением напрашивается здесь, по-видимому, вовсе не случайно), а наличие при таком «федеративном» устроении единого общего командования давало дополнительные преимущества в смысле оперативного согласования объемов, сроков, использования подъемно-транспортного оборудования, предотвращения ненужного и дорогостоящего дублирования по линии наладочных работ и дефектоскопии и т.п., что было несомненным шагом вперед по сравнению с довоенной организацией подобных работ, базировавшейся на так называемых «шефремонтах». Во-вторых, определенный отрыв ремонтников от устоявшихся (во многом «перестоявшихся») привычек и традиций заводского персонала позволил резко ускорить технический и технологический прогресс в подотрасли за счет внедрения (во многих случаях — разработки и внедрения) новых конструкций, прогрессивных технологий на основе рабочего сотрудничества с головными научно-исследовательскими и проектными организациями (ВТИ, ЦКТИ, МЭИ и ряда других). Не будь этого сотрудничества, турбинисты, к примеру, до сего дня шабрили бы покоробленные горизонтальные разъемы цилиндров паровых турбин, а нагрев крепежа производили бы открытым пламенем. Той же цели служили и ежегодные всесоюзные семинары специалистов, которые созывались в подотрасли (энергоремонте) с привлечением ведущих специалистов как ремонтных организаций, так и заводов и НИИ. Недаром некоторые работники ремонтных организаций, послевузовская карьера которых пролегала через тот или иной завод, НИИ, энергоремонт, утверждают, что максимум знаний и опыта они получили именно в последнем. Не рискуя впасть в преувеличение, можно смело утверждать, что впечатляющие успехи отечественной энергетики 70-80-х годов (освоение блочного оборудования ТЭС и АЭС) были бы просто немыслимы, не будь специализированных ремонтных предприятий, на которые приходилась основная тяжесть послемонтажных наладочных работ. Веха, после которой в подотрасли начался регресс, просматривается совершенно четко, это 1986 год, Чернобыль, разделение министерств и волна идиотских реорганизаций в подотрасли (хотелось бы узнать, кому тогда взбрело в голову поместить центр ремонтов на АЭС Союза в славный город Львов?). Начало нынешней агонии также не представляет никаких загадок: 1-й звонок — это приватизация «по Чубайсу», которая развязала руки «красным директорам», быстренько разворовавшим кто что успел (их первым шагом на этом «славном» пути была, кстати, ликвидация профсоюзов в «своих» предприятиях); 2-й звонок прозвенел в 1996 г., когда тогдашним, еще дочубайсовским руководством в отечественную энергетику была запущена, с позволения сказать, «Концепция совершенствования системы технического обслуживания и ремонта энергоблоков тепловых электростанций», убожество и мерзость которой заслуживают отдельного разговора. Здесь следует лишь упомянуть, что все последующие аварии как отдельных блоков, так и энергосистем — прямое следствие внедрения данной «концепции» (некоторая часть этих аварий упомянута в интервью, данном замминистра энергетики В.В. Кудрявым корреспонденту газеты «Советская Россия» — см. № 91 от 19.08.03). Знать, не зазря творцы «концепции» были пригреты Чубайсом на теплых местечках в РАО «ЕЭС». Завершая данный специфически-исторический экскурс, хочу обратить внимание того, кто будет читать эти беглые заметки, что уже совсем недалек «час ИКС», когда свет погаснет, и жизнь остановится уже не в далеком Нью-Йорке, а тут, у нас: в Москве, Петербурге и других градах и весях богоспасаемой (пока что) России. Однако загорится он вновь не через пару дней, как в США, а ой как не скоро... И в наступившей темноте никто и не заметит, как г-н Чубайс возьмет свой (готов держать пари!) заранее собранный чемоданчик и с чувством полностью выполненного долга отбудет через Атлантику к своим заморским хозяевам.
Владимир ЛАРИН.
|