"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 101 (12444), четверг, 11 сентября 2003 г. |
В последнее время активно обсуждаются проблемы, связанные с реформой политической системы нашего общества и разработкой оптимальной структуры государственного аппарата. Эти проблемы являются весьма многогранными, сложными и противоречивыми. При обсуждении комплекса этих проблем нельзя пройти мимо, может быть, не самой главной, но принципиально важной проблемы — организации государственной статистики в Российской Федерации. Действительно, с известной периодичностью после окончания месяца, квартала, полугодия, года и т.д. в центральной и местной печати, в электронных средствах массовой информации публикуются статистические данные об экономических, социальных, культурных и иных достижениях страны, региона, отрасли, корпорации и т.п. Эти цифры иногда радуют, иногда огорчают, и вроде бы нет оснований им не доверять, но в душу закрадываются сомнения, вызванные следующим. Эти статистические данные собирают, обрабатывают и публикуют Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат РФ) и его территориальные органы на местах. Всего в системе Госкомстата РФ трудятся в общей сложности около 30 тысяч сотрудников. Госкомстат — орган правительственный, непосредственно подчиняющийся правительству России. Государственный комитет Российской Федерации по статистике возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правительством Российской Федерации. Председатель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности правительством Российской Федерации. И этот же орган (Госкомстат) периодически информирует страну и народ об успехах во внутренней и внешней политике этого же правительства. Такая ситуация является совершенно ненормальной, так как получается, что деятельность правительства РФ в настоящее время фактически никто не контролирует. Ведомственная подчиненность Госкомстата РФ правительству противоречит принципам разделения власти в гражданском обществе. Тем более что представляемая федеральным, региональным и муниципальным законодательным органам власти статистическая информация собирается, обрабатывается и интерпретируется в соответствии с методиками, ежегодно утверждаемыми правительством РФ. (Смотри пункт 5 и пункт 9.3 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике. Утверждено постановлением Правительства РФ № 85 от 2 февраля 2001 года.) И это позволяет допустить гипотетическую возможность того, что, во-первых, вся эта информация может доводиться до сведения общественности страны и депутатов законодательных органов власти в препарированном, сглаженном виде, а во-вторых, под нажимом правительства РФ Госкомстат, манипулируя статистическими данными, может осуществлять обман общества, информируя его о мнимых достижениях правительства. И как показывает исторический опыт, такие действия широко практиковались во многих странах мира во все времена. И нет никаких гарантий, что таких «статистических фокусов» в России нет сейчас и не может быть в будущем. Особенно высокие показатели социально-экономического развития стран почему-то наблюдаются накануне очередных выборов. С последствиями применения таких, с позволения сказать, «методик статистического анализа», ежегодно утверждаемых на заседании правительства, периодически сталкивается каждый гражданин России. Сталкивается, когда, узнав из средств массовой информации, что уровень инфляции в стране за прошедший месяц, квартал, полугодие, год составил соответственно 0,6%, 2%, 6%, 10%, потребитель с удивлением обнаруживает, что цены на товары массового спроса и услуги за тот же период увеличились на 20, 30, 50, а то и более чем на 100%. Публикуя эти цифры, Госкомстат не лжет, он просто немного лукавит. Складывает цену на хлеб с ценой на металл, а цены на мясные и молочные продукты — с ценой на строительный песок и щебень и т.д. Поэтому невольно вспоминается шутливый афоризм Бенджамина Дизраэли о видах лжи: «Есть три разновидности лжи: ложь, гнусная ложь и статистика». Для того чтобы исключить всякого рода «статистические чудеса и фокусы», необходимо подчинить Госкомстат РФ непосредственно федеральным законодательным органам РФ и избирать его руководителя и его заместителей на заседании Государственной думы и Совета Федерации. Это позволит хотя бы в какой-то мере поставить заслон на пути появления «лукавых цифр». Вообще по своим функциям Госкомстат РФ в значительной мере дублирует функции Счетной палаты РФ. Поэтому целесообразно более внимательно рассмотреть вопрос о слиянии аппаратов Госкомстата и Счетной палаты с целью сосредоточения мониторинговых и контрольно-ревизионных функций в руках одного ведомства, устранения ненужного дублирования и сокращения управленческого аппарата. В этом случае такой объединенный орган (государственный, а не правительственный) сможет более эффективно бороться с приписками, с искажениями статистической отчетности и нецелевым использованием бюджетных и внебюджетных средств. Кроме того, экспертно-аналитические задачи учета и контроля расходования бюджетных средств и сбора статистических данных имеют между собой много общего. Их решение должно опираться на методы системного экономического анализа с широким применением средств вычислительной техники. Этих средств нет у Счетной палаты РФ, но они имеются в организациях Госкомстата РФ в виде развитой системы вычислительных центров, укомплектованной довольно мощными вычислительными средствами и квалифицированными кадрами. Это обстоятельство является еще одним доводом за объединение аппарата Госкомстата и Счетной палаты. И последнее. Давно пора внести изменение в законодательство Российской Федерации и ужесточить ответственность за преднамеренный обман органов государственной статистики и несвоевременное представление статистической отчетности. Сейчас мы имеем парадоксальную ситуацию. Если человек украл у государства тысячу рублей, то это наказывается, и наказывается достаточно сурово, а нанесение в результате искажения статотчетности государству ущерба на миллиарды рублей стало считаться чем-то вроде невинной детской забавы. А ведь ложь в статистической отчетности, кроме морально-политического вреда, порождает неразбериху в экономических планах и является одной из причин дезорганизации экономики страны. Существование такой «придворной, ведомственной» статистики нарушает права граждан России на получение правдивой и достоверной информации о реальном положении дел в стране, регионе, городе. В условиях отсутствия независимого органа Госстатистики руководство страны, регионов, муниципальных образований, депутаты законодательных органов и т.д. не могут принимать оптимальные управленческие решения. Необходимо разработать и в сжатые сроки принять закон «О государственной статистике в Российской Федерации». В законе должны быть отражены следующие вопросы: Какие показатели являются необходимыми и достаточными для достоверного суждения о социально-экономическом уровне развития страны? Какие органы и с какой периодичностью уполномочены собирать эту статистическую информацию? Каковы методики обработки этой статистической информации? Сроки, место и способы хранения и порядок доступа к этой информации и т.д. Собираемая информация должна быть максимально понятна, прозрачна и доступна для всех граждан РФ. Естественно, кроме вопросов, связанных с обороной и безопасностью страны. А пока, уважаемые сограждане! Помните, когда вы слышите из уст наших руководителей цифры об экономическом росте России, не спешите радоваться, возможно, это «лукавые» цифры.
Б.А. МАКАРОВ,
|