"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 113 (12456), четверг, 9 октября 2003 г.

 

КОРЕНЬ НАРОДА

 

Воспитание и школа в РФ

     — В одной из прошлых бесед вы назвали детей «корнем народа», в котором заключены все его надежды на будущее. От того, в какой почве произрастают корни, чем они питаются, зависит жизнеспособность всего дерева. Давайте сегодня поговорим о «питании» корней нашего народа — о воспитании, о школе.

     — Уничтожение нашей школы — едва ли не самая подлая глава во всей «программе реформ». Создавая, с конца XIX века, современную школу на собственных культурных основаниях, Россия, уже в облике Советского Союза, смогла построить замечательную и неповторимую систему — единую общеобразовательную школу. При очень скромных, по западным меркам, денежных затратах эта школа обеспечивала исключительно высокий уровень образования и воспитания по единому для всего населения страны стандарту. Советская школа — признанное во всем мире высокое социальное и культурное достижение, национальная гордость России.

     — Даже президент США Джон Кеннеди в свое время признался: «Космос мы проиграли русским за школьной партой».

     — Да, именно благодаря нашей школе страна провела форсированную индустриализацию, выстояла в войне с гитлеровской Европой и стала мощной державой. И вот теперь, когда для преодоления тяжелейшего кризиса нам потребуется, пожалуй, самое большое за всю историю напряжение интеллектуальных сил, знаний и умений, — эту школу уничтожают.

     — Понимают ли «реформаторы школы», что они творят?

     — Понимают. Министр образования В.М. Филиппов высказался предельно откровенно: «Изменившееся российское общество требует адекватных изменений и от системы образования — нельзя консервировать то, что когда-то было лучшим в мире». Яснее не скажешь! В советские времена народ имел право пользоваться чем-то «лучшим в мире», а сейчас народ РФ такого права лишен. Это «лучшее» власти будут ликвидировать, подгонять под новую структуру «изменившегося российского общества».

     — Ликвидация уже началась, и многие родители это чувствуют.

     — Кроме чувств есть и факты. По официальным данным, в 1982 году на всех международных конкурсах советские школьники заняли первые места. В 1995 году РФ сошла на 8—9-е места. По данным экспертизы ЮНЕСКО, проводившейся в 65 странах мира, РФ скатилась на 50—55-е места и оказалась по качеству образования в середине третьей — худшей — группы обследованных стран («Школьное обозрение», 1999, № 4).

     Вот номер журнала «Известия Академии педагогических и социальных наук» (2002, № 6), посвященный конференции педагогов на тему «Образование как фактор государственной безопасности». В редакционной статье сказано: «У нас сейчас достигли совершеннолетия 10 млн. совершенно неграмотных, и 2 млн. ребят школьного возраста по разным причинам не учатся».

     По данным Минобороны, до 25% призывников из сельской местности оказываются фактически неграмотными, а в 1997 году полностью неграмотным был каждый десятый призывник в Сибири. О том же говорит и уголовная статистика. По данным Отдела по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних МВД РФ, каждый третий правонарушитель школьного возраста в 1999 году не имел даже начального образования!

     — То есть образование в РФ перестало быть всеобщим и обязательным! Похоже, что это — вовсе не упущение властей, не прискорбные издержки «реформы», а ее суть.

     — Это предвидели и планировали. За этим процессом внимательно следят и не делают ничего, чтобы его предотвратить. В первую очередь «реформа» выбивает из школы детей из той части народа, что впала в крайнюю бедность — беженцев, безработных. Семьи распадаются, родители спиваются или попадают в тюрьму, дети вынуждены идти на заработки или прибиваться к бандам. Если кто-то из них и пытается подняться и продолжить обучение, реальной помощи от государства и общества он не получает.

     — Раньше, если по каким-либо причинам дети не заканчивали дневную школу, они могли продолжить обучение в вечерней. Система вечернего и заочного образования в СССР была уникальной, не имеющей аналогов в мире.

     — За время «реформы» число вечерних школ в РФ сократилось в 3 раза. Это значит, что не везде у подростка есть возможность доучиться просто потому, что школа вне досягаемости территориально. Теперь в РФ Конституцией разрешен детский труд — с 14 лет. Полезно вспомнить нашим интеллигентным демократам, что, согласно международной «Конвенции о правах ребенка», «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Сейчас в вечерних школах 30% учеников — дети до 15 лет (таких раньше вообще не разрешалось принимать), 75% — до 17 лет. Ученикам вечерних школ в демократической РФ не полагается ни дополнительного выходного дня, ни отпуска на время экзаменов. В новом Трудовом законодательстве уже нет льгот для тех, кто работает и учится — спасибо министрам-«демократам» Починку и Матвиенко, депутатам «Единой России». За год теперь из школ отчисляют по 70 тысяч детей. А 2 миллиона уже и не входят в отчетность. Они списаны в отходы.

     — Всеобщее обязательное образование вызывало у антисоветских «демократов» едва ли не самую сильную ненависть. Советскую школу обвиняли в «уравниловке». С какой злобой говорили о рабфаках, о «шариковых», которых допустили к образованию наравне с «белой костью»!

     — Единый стандарт образования дал нам высокий уровень культуры и тот профессионализм, которому завидовали. А это расчленение школы, которое предлагают сейчас — на школу для «элиты» и школу для «массы» — ведет к так называемому «двойному» обществу. Его нам пророчат и Елена Боннэр, и Андрон Кончаловский — это из самых приличных пророков. Уклад его хорошо изучен на примере Бразилии. Надо только понимать, что в России в «цивилизацию трущоб» погружают большинство населения, и отстрелом всего нескольких десятков мальчишек, как в Бразилии, у нас дело не обойдется. Уровень преступности в России таков, что мы уже стоим на пороге того, что называется «молекулярная гражданская война». Смена типа школы сломает последний барьер.

     — Во время перестройки нам вбивали в голову, что советская школа, так же как и вся советская жизнь, строится на идеях классовой борьбы, и это губительно.

     — Когда «перестройщики» твердили, что школа строилась на идеях классовой борьбы, это было или следствием их лживости, или непроходимой тупости. Советская жизнь строилась на идее семьи, и школа это демонстрировала очень красноречиво (как, впрочем, и армия, и предприятие). Почтительная и нежная дружба — вот что увидели тогда американские психологи в советской школе. Мы этого не понимали, потому что не могли сравнить с укладом школы американской. Между тем американский психолог У.Бронфенбреннер чуть ли не первое отличие советской школы от западной видит именно в типе отношений между взрослыми и детьми. Он пишет о ритуале 1 сентября, когда дети преподносят учителям цветы: «Традиция эта в высшей степени знаменательна: она выражает хорошее отношение как детей, так и взрослых к наставникам молодого поколения. К учителю обычно обращаются не только как к руководителю, но и как к другу. Нередко мы видели преподавателя, окруженного весело болтающими учениками и в театре, и на концерте, и в цирке, и даже просто на прогулке — внеклассная работа в Советском Союзе постепенно превратилась в явление социальное. За редким исключением, отношение школьников к учителю определяется двумя словами — любовь и уважение».

     — А что в западной школе?

     — В массовой школе Запада многое делается, чтобы внедрить идеалы конкуренции — индивидуальной или групповой. Дружба и взаимопомощь не только не поощряются, но даже порицаются. Рассказы наших сограждан, которые сейчас живут в США и чьи дети ходят там в школу, просто потрясают, так нам это непривычно. Это и к нам проникает. Преподаватели сознательно недодают ученикам знания, чтобы расширять рынок репетиторства! А ведь традицией советской школы была так называемая «помощь отстающему ученику» — и со стороны учителя, и со стороны товарищей.

     — Над этим много издевались еще в годы перестройки. «А ты, пионер, не спи!». Разве это не приводило к перегрузке наиболее способных учеников, не было им во вред?

     — Это абсолютная чушь, даже удивительно, как на это люди клюнули. Я бы сказал, что исключительно высокий уровень лучших учеников советской школы во многом был обеспечен тем, что эти ребята и девочки имели возможность объяснять трудный материал своим товарищам. Нет лучшего способа подняться до глубокого понимания, чем объяснить вопрос другому. Вот когда ты по-настоящему обнаруживаешь все изъяны твоего собственного усвоения. Никакой экзамен этого не заменит. Я лично уверен: при том, что для отстающих учеников это была действительно большая помощь, без которой многие бы не догнали класс, наибольшую пользу получали именно лучшие ученики. Благодаря этой системе они становились блестящими учениками, творческими и уверенными.

     — Кстати, в последние годы без шума устранили принцип трудовой школы. А ведь это, наверное, важное изменение.

     — Конечно, ведь «человек массы» в первую очередь должен быть потребителем. Наши советские учебники были полны рассказов о героях войны и труда, ученых — о работниках. Даже учебник математики учил быть хозяином своей страны, он был наполнен задачами на производственные темы с поездами, самолетами, ткачихами, директорами колхозов, прикидывающими, сколько бревен надо для постройки новой школы. После урока природоведения о полезных ископаемых у нас полкласса бежало в ближайший овраг посмотреть, нет ли там угля или железной руды. В американских школьных учебниках вы темы труда не найдете. «Джон купил поп-корн и кока-колу...». А овраги — в частной собственности. Нечего по ним лазать, полезные ископаемые искать — не ваше дело! Ваше дело — поп-корн и кока-кола.

     — Чтобы убить в подростке естественное стремление к труду, творчеству, надо ведь немало потрудиться. Какие тут применяют методы?

     — Конечно, очень важно общее идеологическое давление, устраняющее честный и творческий труд из шкалы главных ценностей. Успех измеряется деньгами! А деньги, как известно и доказано нашей пореформенной практикой, гораздо легче добываются не трудом, а спекуляцией — в широком смысле слова.

     — Но разве может школа устоять против общего давления новой идеологии, ориентирующей на конкуренцию и наживу?

     — Школу не просто разделяют, но и предельно идеологизируют — втягивают детей в набухающий в стране конфликт. А сегодня школа явно заняла, по крайней мере официально, свое место в классовой войне: на стороне капитала против труда. Как грибы, растут кружки «юных бизнесменов», а есть ли хоть один кружок профсоюзных активистов или организаторов забастовочного движения? Ужасно слышать от школьников-мальчишек нашептанный им бред о благе богатства — никогда в истории России такого нельзя было услышать ни в приходской школе, ни в гимназии, ни в Лицее, где учился Пушкин.

     — И много таких, кого загипнотизировал этот бред?

     — В журнале «СОЦИС» опубликованы результаты опроса в Нижегородской области: половина старшеклассников желает быть предпринимателями. В целом это беда России — у подростков сознательно формируют инфантильное, иллюзорное представление о жизни. Неизбежный крах иллюзий у большинства вызовет подавленность, сделает еще более легкой жертвой манипуляции. Для многих это будет катастрофой, они скатятся в преступность и наркоманию, к этому тоже их подталкивают.

     — Почему вопрос об инфантильности так остро встает именно сейчас? Ведь и советскую школу постоянно упрекали в том, что она приукрашала действительность, «надевала розовые очки»?

     — В этом смысле очень важны те предметы, которые формируют мировоззрение и характер подростка — литература, история. Советская школа, как и классическая гимназия, давала ребенку за образец сильные характеры, которые выражали величие человеческого ума и духа, даже в трагических обстоятельствах, даже в ошибках: Гамлет, пушкинская Татьяна, Пьер Безухов, Григорий Мелехов.

     В западной школе принята концепция принижения символов для «ученика массы». Эксперты утверждают, что бедные лучше учатся, если им подсовывать истории о бедных и убогих. Так из программы изымают классику, которая как раз утверждает единство и общность человечества. Учебники, проникнутые уважением к тысячелетнему прошлому России, срочно переделываются. В них вставляются пошлые главы о «преступниках из ГКЧП» — маршалах и героях Отечественной войны (да еще до суда, не говоря уже о том, что уже — вопреки решению суда). Один из важнейших авторитетов для ребенка — образ страны — в новых учебниках принижается, обесценивается.

     — Выходит, надо забирать своего ребенка из школы и обучать его самостоятельно, обращаться к учителям, которые еще помнят лучшие традиции советской школы?

     — Изолировать кого-либо невозможно. Духовная травма коснулась всей молодежи, включая ее привилегированную часть. Ведь помимо того, что из школы и из общества выкидывают существенную часть подростков, на все поколение воздействуют мощными технологиями растления. Множеством способов у них целенаправленно разрушают все священные символы, осмеивают и изгаживают все светлые помыслы и мечты. Их омывает поток голливудских фильмов, прославляющих «крутизну» и насилие, поток рекламы, прославляющей эгоизм и потребление. На дискотеках создают обстановку психоза, в которой подростков приучают к наркотикам. Телевидение в своих передачах «Окна» и «За стеклом» втаптывает в грязь веру в саму возможность любви, а передача «Слабое звено» узаконивает животную «борьбу за существование». Давайте же признаем очевидное — в духовной сфере РФ заправляют растлители, которых вполне спокойно, без метафор, следовало бы назвать врагами народа. Президент, подписавший Доктрину информационной безопасности, делает вид, что ничего не замечает.

     — Остается признать, что в России была школа самого лучшего, университетского типа — для всех детей. И эти дети сделали Россию второй индустриальной державой, спасли ее от нового тевтонского нашествия и создали возможность для спокойного уверенного развития. А теперь такой школы нет.

     — Мы это благо не сумели использовать — и возвращается к нам неграмотность миллионов молодых людей, выброшенных из школы, и тупая полуграмотность тех, кому хозяева определят учиться в «школе для массы», школе «второго коридора». Но имитировать Запад в России невозможно. Дело кончится социальной катастрофой. Жаль, что она затянет в свою воронку и тех, кто сам активно не ломал наше хозяйство и нашу школу, а всего лишь поддакивал Ельцину и Путину или бездействовал.

  Сергей ТЕЛЕГИН.

 


В оглавление номера