"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 113 (12456), четверг, 9 октября 2003 г. |
Вначале хотела бы поздравить с Днем учителя всех тех, кто посвятил свою жизнь самой прекрасной и самой ответственной обязанности — Воспитывать и Учить: учителей и родителей, ибо, как известно, не те настоящие отец и мать, кто родил, а те, кто вырастил. Родители — вот главные Учителя для своих детей! Однако и дети — наш главный Экзаменатор. Какими мы их оставим и в какой стране — вот, очевидно, то, о чем мы будем «отчитываться» там... Это, возможно, длительное вступление к тому, чтобы мы: бабушки, дедушки, родители, отнеслись к тому, что делается в школе, не как к специфической обязанности чиновников и школы, а как к своей Главной и Первостепенной. Итак, сначала правительство Ельцина, а теперь и Путина ведет очередное реформирование — теперь школы. ТО, ЧТО ШКОЛА требует перемен, ни у кого не вызывает сомнения. Старые, кое-как ремонтирующиеся школьные здания, классы, оборудование, нищие учителя, перебивающиеся репетиторством и прочими подработками. Большая часть выпускников выходят из школы с набором самых серьезных болезней, психически и нравственно больными. То есть «великолепная троица»— семья, государство и школа в «поте лица» занимаются преступным делом — буквально и переносно калечат детей. Более того, по уровню интеллектуального развития Россия с лидерских позиций СССР переместилась аж на 63-е место вслед за Мозамбиком! Школы не посещают миллионы ( от 2 до 4 ) бездомных детей, в армию призываются неграмотные юноши. Но и в самые престижные ВУЗы приходят эмоционально не развитые люди, которые не умеют говорить, неграмотно пишут. Вся система образования поражена коррупцией и взяточничеством. По самым скромным подсчетам только на прямые взятки ежегодно тратится более 450 млн.долларов. В школах нет учителей. Она еще кое-как держится на тех, кому за 50 и 60 лет. Этот далеко не полный перечень страшных болезней нынешней школы я привожу к тому, что они не результат войны, космической или техногенной катастрофы и т.д. — а рукотворный плод власти и общества за последние 12 лет! Вот что пытаются заболтать прежде всего. Типа: «шел, шел, поскользнулся, — очнулся — гипс...». Не менее поразительно то, что те, кто довел систему образования в России до инфаркта, остаются «лечащими врачами». Не под суд идут, не лишаются работы; нет, они и дальше желали бы «лечить»! Вот, к примеру, горят свечками школы, интернаты вместе с сотнями ребятишек! Что изменилось в стране, кроме проверок на пожарную безопасность? Может, срочная, целевая программа ремонта и строительства школ, интернатов, детсадов? Ведь в России сейчас нефтеденег девать некуда! Нет, заявлено о создании отрядов МЧС по быстрому тушению пожаров! И весь этот фарс — целиком на нашей совести! Ну что ж, имеем то, что имеем. Посмотрим, что же за рецепт выписали эскулапы министерства образования вкупе с другими заинтересованными лицами. Для начала определимся с тем, что мы не Иваны, которые не помнят родства. А мы с вами закончили советскую школу, которую ООН признал в свое время, как образец для подражаний. В ней, в этой школе, — главное условие Великой Победы, прорыва к звездам, к положению Супердержавы, реального рывка в ХХI век! Ее главные положения были приняты на учительском съезде в 1918 году. Ими стали — Единая и Общеобразовательная школа. Запомните, пожалуйста, эти слова. Идея единой школы заключается в том, что существует общее «тело народа», дети которой изначально равны, как дети единой семьи. В единой школе они и воспитываются, как говорящие на языке одной культуры. Смысл общеобразовательного характера означал, что все школы (включая и ПТУ) строились на базе университетской, а не мозаичной культуры и всем давался общий свод знаний. Иначе говоря, в советской школе все дети были кандидатами в элиту. Советская школа наиболее соответствовала характеру (менталитету) русского человека, «медленно запрягающего...» Она давала ему возможность в любой глубинке, с любой профессией и возрастом — учиться и расти! Более того, она всячески способствовала и поощряла в этом русского человека через направления с предприятий, из воинских частей, через вечернюю и заочную форму обучения. И все — бесплатно. Почему? Ибо уже тогда знали, что в информационном обществе ХХI века не менее 60—80% работающего населения должно иметь высшее образование! Не как пожелание, а как условие успешного выживания нации и государства. И наоборот. Нуждалась ли наша с вами школа в изменениях? Вне всякого сомнения! Давайте вместе и составим их список: — большее финансирование; — меньшая детализация химии, физики; — сокращение бюрократического контроля; — освобождение (разгрузка) учителя от надуманных воспитательных функций; — разумная идеологическая направленность и т.д. То есть все меры эволюционного спокойного направления, не ломающие школу. В связи с этим открою еще одно, что всячески скрывают: школу вообще нельзя трясти! А теперь сравним с тем, что предлагают добивать к 12 годам тряски, ломаний через колено! На самом деле то, что на официальном языке носит звучное название — «реформа образования», сводится к нескольким затеям министерства образования: разработка государственных стандартов и внедрению единого, тоже государственного, экзамена. К ним добавляют профилизацию школ — введение 12-летнего срока обучения, структуризацию сельских школ и т.д. В чем вредность и разрушительный характер этих затей? Образовательный госстандарт — это тот минимум знаний и способностей, которым должен владеть каждый ученик к завершению учебы. Возвращаю вас к ключевому слову фразы — минимум. Какой же это будет минимум — стремящийся к максимуму или нулю? Ответ здесь предельно ясен и точен — к нулю. Он вытекает из общей тенденции стандартов сегодняшней России: минимальный прожиточный уровень, на который невозможно жить; пенсии, зарплаты, стипендии и т.д. — такого же плана. И будьте уверены, очень скоро власть будет ставить себе в заслугу подтягивание трети или больше части школ к этому минимуму. В целом система минимальных стандартов — цинично дьявольская находка, позволяющая опускать людей все ниже, ниже и во всех больших областях жизни. Что только не наговорили про единый госэкзамен: и коррупцию он разрушит, и здоровье сбережет, сельских школьников уравняет с московскими и т.д. и т.п. Посмотрим, что же скрывается за дымовой завесой — «несомненной пользы ЕГЭ»? В целом требование единства программ, учебников школы и взаимосвязи их с вузами абсолютно логичен. В этом истоки доступности равенства, социальной справедливости, качества образования. У нас вдруг выяснилось, что даже математики как единой науки не существует. Добавим, что насущнейшее требование дня — универсальность, а не ранняя профориентация. В общих случаях, введение ЕГЭ не только не устраняет качественный провал в знаниях, но и усиливает их. Ибо основным методом усвоения знаний в школе станет тестирование. Иначе говоря — угадал, не угадал. Не развитие мышления, речи, а игры в угадывание. Помнить нужно и то, что если в этом году ваш ребенок не «пристроил» никуда свои документы, то на следующий год ему снова сдавать такой же выпускной— вступительный экзамен. И далее... Также ясно, что семьи с низкими доходами явно не потянут увеличение сроков обучения и заберут ребенка до окончания школы (на «улицу»). Против этих семей, составляющих большинство России, направлено введение государственного именного финансового обязательства (ГИФО).По замыслу — это именной образовательный ваучер с денежным наполнением, зависящим от результатов ЕГЭ. Не трудно увидеть, что с помощью репетиторов и «прочего», семьи с высокими доходами смогут добиться для своих чад более высоких оценок за ЕГЭ, а затем учить детей бесплатно. Лепота! Не менее циничный характер несет введение правила: деньги идут за школьником. Избранные властью и бизнесом школы, которые и так не бедствуют, получат еще и хорошие бюджетные деньги (по числу учащихся). Малокомплектные, окраинные (рабочие) школы станут еще большими пасынками?.. Не меньшее зло — предлагаемая профориентация школы, то есть уже до школы разделение детей на управленцев, юристов, инженеров, рабочих, дворников и т.д. Идея абсолютно противоположная требованию универсальности знаний, т.е. возможности переучивания, смены профессий. Как бы ни хотелось некоторым замять очевидное, но смысл нынешних «реформ» не просто трясти, а взорвать классическую (лордовскую), единую советскую школу. Заменить ее на классовую (деньги), а по содержанию — на «мозаичную», т.е. готовящую «винтиков» от рождения и до гроба. Растащить, рассортировать подрастающее поколение, посеять между ними социальную пропасть, за которой пойдет все что угодно. Что же нужно школе сейчас, а вернее — вам, бабушки, дедушки, родители! Ибо не эти «лекари» будут держать ответ перед искалеченной судьбой ваших детей, а вы! Открою еще один секрет, что каждый ребенок имеет право на чудо, т.е. исправление врожденных дефектов и превращение в полноценного члена общества. Через детсад и школу. Не калечить (как сейчас), а создавать, помогать стать человеком. Личностью. Трудно поверить, что реальные примеры тому есть. Что главное там наработано? Доказано, что по-настоящему компенсировать отклонения в развитии и мышлении человека можно от 3 до 10 лет, пока еще не сформировались лобные доли, которые отвечают за абстрактное мышление. Поэтому первейшей обязанностью общества, родителей должна быть как можно более ранняя диагностика ребенка. Подчеркну, что именно диагностика, а не тестирование, на основе которого наши «элитные» школы набирают детей, выливается в грубую социальную селекцию. Уверяю вас! Нет и не будет тестов на одаренность, с помощью которых можно сказать: что этот ребенок — такой, а этот — сякой, и этим определить их судьбу. Лучше всего за ребенком наблюдать в детском саду. А отсюда идея многопрофильного комплекса, куда на правах младшей школы входил бы и детский сад. Проверено, если даже ребенок с олигофренией попадает в детский сад в 3,5 года, то к 6 годам его приводят в нормальное состояние, и у него не будет проблем в школе. А мы закрываем детские сады, отнимаем у них территорию, помещения! Ну кто мы после этого?!! Как исправить уже свершившееся: «элитарные» и общие школы, сортировку детей? Это возможно, к примеру, в адаптивной школе, в которой три вида классов: гимназические, общеобразовательные и коррекционные, но стенки между которыми прозрачные для перехода. С созданием условий для этого: лучший учитель и минимум детей (до 12 максимум) в коррекционном классе. Фундаментальная проблема — это агрессия менее одаренных по отношению к более одаренным. Как ее снять? Один из способов — перемешивание детей во второй половине дня. В театральной и изостудии, в спортзале, в экспедиции по стране, краю, истории.... И кто из них «матери истории более ценен», поди пойми. Но как сделать, если школа с двумя сменами или гола и пуста. Никто, кроме вас, родителей, не решит проблемы неимоверной (нечеловеческой) перегруженности учебных программ. Сегодняшние школьные курсы не усваивает половина учащихся, треть детей не усваивает материал на 80%. Фактически школа отдана на откуп т.н. «предметным» лобби — людям, которые пишут и утверждают учебники. В этой индустрии крутятся огромные деньги. А жертва этой борьбы — школьник и качество учебников. Возьмем, к примеру, «Учебник английского языка под редакцией Кузовлева» введенный приказом министерства народного образования. Так вот: по нему невозможно учить и невозможно научить. Но... приказ! Еще в большей степени школа устала от цинизма власти и общества под названием: «Нет денег!» Это в самой-то богатой стране мира, при профиците бюджета этого года более чем в 10 млрд.долларов. В самой дорогой столице мира, строительной и автомобильной «лихорадке» в Калининграде! При нескончаемых юбилеях, саммитах, семинарах, выборах, на которых выбрасываются такие суммы, которых вполне хватило на решение всех первоочередных проблем и не только школы. Потрясает очевидная глупость и отсутствие даже инстинкта самосохранения у т.н. российского бизнеса, лепящей свои хоромы на территориях школ и детсадов, скверов. Насаждение в СМИ всего грязного, антирусского. Будем откровенны: в нынешней морально-нравственной ситуации, школа как ядро (фундамент) сохранен нации, рывка вперед — обречена. По всей России последние из могикан (творческие директора, учителя ) пытаются сохранить и развить лучшее из советской школы. Выстраивают гибкую модель образования, стараясь обеспечить право каждого ребенка на чудо (найти свою одаренность). По любому предмету мы можем создать лучшие в мире учебники. Вернуть национальному интеллекту лидерство в мире. Как условие выживания нации в ХХI веке. Вам же выбирать и отвечать!
|