"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 115 (12458), вторник, 14 октября 2003 г. |
«Русская музыка, да и все русское искусство на протяжении своей истории было самым тесным образом связано с глубинным православным миросозерцанием. Именно здесь корни своеобразия и самобытности нашей культуры. За последний век связь эта была насильственно разрушена. Удастся ли восстановить ее — от этого зависит не только судьба нашей культуры, но и само существование русских как нации, имеющих свое место, свое слово, свой голос в мировой истории. Восстановление этой духовной связи — труднейшая задача, стоящая перед нашим обществом. Только на этом пути я вижу будущее нашего искусства», — эти слова Г.В.Свиридова из анкеты британскому изданию «Лучшие люди мира», которые могли бы стать эпиграфом открытой всероссийской научной конференции «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова в контексте современной духовной культуры России», проходившей с 23 по 25 сентября в Курске, где прошло детство композитора; в небольшом районном городке Фатеже, на его родине; и завершившейся в день крестного хода в Коренной пустыни, названной 12 лет назад Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II «третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевой лаврой и Дивеевской обителью Серафима Саровского в Нижегородской области». Накануне торжественного открытия конференции, как это и бывало всегда на Руси, в величественном Знаменском кафедральном соборе Курска, ремонтируемом и реконструируемом ныне после десятилетий кинотеатрового жития, состоялась лития памяти Г.В. Свиридова при участии праздничного мужского хора Московского Свято-Данилова монастыря под руководством Георгия Сафонова. Краткое моление об усопшем посетили как участники конференции и жители города, так и почетные гости: председатель православного церковно-певческого общества, художественный руководитель международных фестивалей православной музыки России, стран Европы и США Георгий Георгиевич Поляченко, президент фонда имени А.Н. Скрябина Александр Серафимович Скрябин, ректор Русской консерватории имени С.В.Рахманинова в Париже граф Петр Петрович Шереметев. «Песнопения и молитвы» для хора без сопровождения — последнее сочинение Г.В.Свиридова, сочинение-итог, сочинение-завещание, высвечивающее главное в его творчестве, главное в его наследии. Это произведение еще не имеет устоявшейся оценки, оно неоднозначно воспринимается как современными СМИ, так и богословами, философами, музыковедами. Вспомним, к примеру, антисвиридовскую передачу Артема Варгавтика по телеканалу «Культура» (кстати, только «Курская правда» отреагировала на этот выпад против православности композитора, остальная периодическая печать предпочла оставить его без комментариев). Что же это за музыка, для чего она пришла в мир? Что представляет собой итоговое творение композитора? Какое место оно занимает и может занять в истории русской и мировой музыкальной культуры? Поискам ответов на этот вопрос и была посвящена конференция, проходившая под руководством Министерства культуры и Министерства образования России, Национального Свиридовского фонда, Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом), Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, Государственного научно-исследовательского института искусствознания МК РФ и Курского государственного университета. Одним из активнейших организаторов конференции и фестиваля стал Леонид Афанасьевич Марченко, курянин, заслуженный работник культуры РФ, заместитель председателя Свиридовского фонда. Генеральным спонсором VI фестиваля выступил ОАО «Стройтрансгаз». Торжественное открытие конференции в актовом зале Курского государственного университета (бывший рекреационный зал Мариинской гимназии) началось с Приношения Георгию Васильевичу Свиридову Государственной академической певческой капеллы из Санкт-Петербурга. Художественный руководитель и дирижер — народный артист СССР, лауреат Государственной премии России профессор В.А.Чернушенко избрал для исполнения одно из первых духовных сочинений композитора — «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» и хор-гимн на слова И.Северянина «О России петь, что стремиться в храм...» Эта музыка задала тон, импульс, накал конференции. Эпическое повествование Р.С.Леденева, композитора, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии России, профессора Московской консерватории, друга Г.В.Свиридова, размышлявшего на тему «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова — образец духовного строя русской музыки нашего времени» ввело слушательскую аудиторию в думы об этом грандиозном музыкальном храме в православной традиции, несущем религиозное внутреннее очищение. Эмоциональная речь А.В.Вульфова, композитора, музыковеда, зав. кафедрой эстетики МОЭШ №1349 из Москвы, в докладе о литургической музыке Георгия Свиридова как отражении современного православного мирочувствования сменилась интереснейшим рассказом В.А.Чернушенко о работе над «Песнопениями и молитвами» под руководством самого Г.В.Свиридова. Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философской и психологической антропологии РГПУ им. А.И. Герцена, действительный член РАО из Санкт-Петербурга дал характеристику мировоззрения композитора с позиции традиций русской культуры. А два священнослужителя из Санкт-Петербурга повели слушательскую мысль весьма оригинально. Первый, отец Кирилл (К.В.Копейкин, кандидат физико-математических наук, протоиерей, секретарь ученого совета духовной академии и семинарии) как в сокровенное посвящал в таинства слияния Слова и Музыки, а отец Виталий (В. Головатенко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории) представил музыковедческо-литературный анализ партитуры «Песнопений и молитв» на тему «Душа грустит о небесах...» Вторая половина дня пленарного заседания проходила в конференц-зале Курского государственного университета, в котором располагались художественная выставка работ Курской иконописной школы при Курской православной духовной семинарии и картины Леонида и Киры Войновых на тему «В ожидании звука». В окружении живописных полотен прозвучали доклады С.А.Субблотина, ведущего научного сотрудника ИМЛ им. А.М. Горького из Москвы «На путях Г.В. Свиридова к «Песнопениям и молитвам»: С. Есенин, А. Блок, Н. Клюев»; А.Н. Кручининой, кандидата искусствоведения, профессора, зав. кафедрой музыкальной этнографии и древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории, заслуженного деятеля искусств РФ, «Древняя Русь Свиридова», М.П. Рахмановой, доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника Всероссийского государственного института искусствознания, «Русское «демество» — развитие традиций». Каждое выступление вносило новый ракурс обсуждения проблемы современности «Песнопений и молитв». Ярко и образно прозвучало слово Г.Г.Поляченко, поделившегося своими воспоминаниями о работе с Г.В.Свиридовым и как бы подведшего итог первого дня конференции в словах о том, что последнее сочинение композитора — «это уже не шедевр, это гораздо сильнее и больше. И не надо добиваться его исполнения в церкви. Это — сверхмузыка, когда художник перерастает чисто художественные задачи». В завершение очень логично, при напряженной тишине переполненного зала прозвучали «Песнопения и молитвы» в авторском исполнении Г.В. Свиридова, комментируемые главным инициатором конференции — А.С.Белоненко, племянником композитора, кандидатом искусствоведения, доцентом Санкт-Петербургской консерватории, засл. деятелем искусств РФ, президентом Национального Свиридовского фонда. Вечером первого дня конференции состоялось торжественное открытие фестиваля хоровой духовной музыки в одном из лучших по акустике, недавно прекрасно отремонтированном зале Дома культуры железнодорожников Курска. И вновь звучала музыка Г.В.Свиридова, фрагмент «Песнопений и молитв», русская духовная музыка и русские народные песни в исполнении Государственной академической певческой капеллы Санкт-Петербурга под управлением В.А.Чернушенко. Это было вхождением в те звуковые пространства, о которых говорилось на научной части Свиридовских чтений 2003 года. Второй день конференции проходил на родине Г.В.Свиридова — в городе Фатеже, где вслед за посещением мемориальных мест и концертом Капеллы под руководством В.А.Чернушенко в Свиридовском зале Фатежского районного краеведческого музея прозвучали доклады ученых из Курска. М. Ю. Артемов, композитор, музыковед, преподаватель музыкального училища им. Г. В. Свиридова, рассмотрел «Песнопения и молитвы» как новое слово в контексте традиции, А. П. Гужва, кандидат искусствоведения, доцент, дал анализ творчества Свиридова в ракурсе европейской художественной культуры; В. М. Меньшиков, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой религиоведения Курского государственного университета обратил внимание на значение творчества композитора в изучении православной культуры, М. Л. Космовская, доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой методики преподавания музыки и изобразительного искусства этого же вуза, рассказала о Курске его детства в свете актуальных проблем формирования православного мировоззрения новых поколений, З. Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории государства и права государственной сельскохозяйственной академии им. И.И. Иванова остановилась на проблемах культурно-исторического наследия России и Курского края, избрав историко-политический аспект. Подлинным открытием второго дня научной конференции стало выступление Анатолия Юрьевича Бирюкова, учителя истории села Крамского Фатежского района, на тему: «Влияние истории Фатежского края и его православных традиций на формирование мировоззрения Г.В.Свиридова». Фестивальный второй день завершился большим концертом. В первом отделении праздничный мужской хор Московского Свято-Данилова монастыря очаровал курян своим творчеством. Они исполнили не только духовные песнопения, но и старинные гимны, революционные песни с дореволюционными словами. Во втором отделении гостям столиц были представлены лучшие коллективы Курской области. Оно прошло с участием женского хора Курского музыкального училища им. Г.В. Свиридова (рук. Н. Вродливец), победителей I Всероссийского фестиваля-конкурса народной песни им. Надежды Плевицкой, фольклорных коллективов «Ларец» областного Дома народного творчества (рук. А. Кунавина), «Полдень» Курского музыкального училища (рук. Н. Гаврилова), «Соловушка» школы №46 г. Курска (рук. Т. Скрипкина), «Ростань» Суджанского музыкального училища (рук. В. Савенко), этнографического ансамбля «Тимоня» села Плехово Суджанского района, ансамбля солистов «Русская мозаика» областной филармонии (рук. Ю. Ткачев) Особо хотелось бы подчеркнуть, что за три фестивальных дня два уникальных хоровых коллектива из Санкт-Петербурга (Капелла) и Москвы (Свято-Данилова монастыря) дали возможность жителям четырех городов Курской области (Курск — Фатеж — Курчатов — Железногорск) прикоснуться к живому источнику великой русской музыки в столь Божественном исполнении, что оно покоряло не только профессиональных музыкантов и меломанов, но и простых школьников, порой столь неугомонных и не принимающих музыки старших поколений. На этих концертах происходило главное — слияние в одном звучании пульса музыки и сердец слушателей, прикосновение к чуду Искусства и покорение им. И думалось: «Как редко мы даем детям, людям новой формации и нового мышления, праздник души, когда просветляются глаза, помыслы, а вслед за тем и дела...» От преклонения перед гением в литии памяти Свиридова до прикосновения к вечному как в его музыке, так и при участии в Крестном ходе, с 22 по 25 сентября музыкальная общественность Курска и области была погружена в невиданной до той поры концентрации музыкально-информационное пространство. В поиске ответов на вопросы, поставленные в начале конференции ее ведущим, президентом Свиридовского фонда А.С.Белоненко, ученые, философы и богословы пришли к выводу, что «Песнопения и молитвы» — сочинение-вершина не только в творчестве Г.В.Свиридова. Это грандиозное и знаковое произведение, такое, как в XIX веке «Война и мир» Л.Н.Толстого или «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Но оно только начинает занимать свое место в музыкальной культуре, очень медленно, как медленно входят в нашу жизнь восстанавливаемые православные обряды и дела. Один хор только поет это произведение, и еще нет в продаже аудио- и видеозаписей, что очень плохо, так как эта музыка — необходимая русскому обществу сегодня для самого сохранения русских как нации и самой Святой Руси. Будущее России — главная боль и нота конференции. Новые поколения, растравленные современными средствами массовой информации и почти не имеющие возможности прикоснуться к величию русской культуры, деградирующие под звуки современной поп-музыки... Остановить этот процесс можно только противопоставлением силы, мольбы, покаяния, которыми насыщено последнее произведение Свиридова. Через звуковое восстановление мышления народа, ведь в ХХ веке были утрачены не только азы исконной культуры, но, что еще более существенно — коррозии подвергся интонационный строй русского бытия. С выведением из русской жизни аскетизма духовного пения, к которому приобщались все слои населения с раннего детства на протяжении тысячи лет, интонации площадной брани стали нормой общения. А вместе с тем и нормой мышления... Но именно сочетание безудержанности народных песен и строгости духовной музыки и рождало тот неповторимый, непобедимый русский дух, составлявший для всего мира Святую Русь. Музыка последнего сочинения Свиридова дает как раз тот вывод в звуках, к которому пришел в результате трехлетнего молчальничества еще один уроженец курской земли — великий подвижник, чудотворец, старец Серафим Саровский. Наставляя одного из монахов, он выразил это так: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». Подвиг послушания Свиридова — музыка, Божественное откровение, данное людям на языке всех стран и народов мира через пророков-композиторов. И Свиридову выпала особая миссия — дать людям СЛОВО, дать людям в своем последнем произведении свет, потрясение, возносящее душу на иную ступень бытия. «Песнопения и молитвы» Г.В.Свиридова — это то покаяние, покаяние огромной силы и мощи, необходимость прохождения которого очевидна интеллигенции России. Покаяние, несущее человечеству мир, добро и, в конечном счете, спасение. Покаяние, необходимое сегодня для самого существования части суши с гордым названием — Святая Русь. И рождено оно человеком, не случайно пришедшим в мир в небольшом уездном городке Фатеже и выросшим в Курске — одной из самых святых на Земле и духовно-сильных точек планеты. Марина КОСМОВСКАЯ.
|