"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" | N 123 (12466), суббота, 1 ноября 2003 г. |
Уважаемая редакция! Прочитал в «Советской России» статью преподавателя института из Уфы «Новые варвары». Статья своевременная и правильная. Только не есть ли это глас вопиющего в пустыне? Еще один крик души, еще одна боль обозначена... Да ведь не слышат и не хотят слышать этого те, кто продолжает править Россией, грабить ее и разваливать. Когда-то один из американских президентов, если не изменяет память, Д.Эйзенхауэр, заметил, что успехи СССР определяются его системой образования. Сегодня с горечью можно говорить, что эта система нынешними реформаторами разрушается, если уже не разрушена. Среднее образование сводят к некоему «общему», лишь бы выпускник умел читать и считать. Но ведь именно это замышлял сделать с нами Гитлер! Высшее образование становится просто не по карману простому трудящемуся человеку. Ликвидация системы госзаказа на выпускников техникумов и институтов привела к тому, что эти выпускники в большинстве случаев не могут найти работы. Кризисная ситуация в экономике это положение усугубляет. А ведь еще недавно все было иначе. И все зависело от самого человека — только учись! Сегодня среднее специальное и высшее образование уже превращено в некую коммерческую систему со всеми ее «прелестями». Есть деньги — учись, нет — не обессудь, хоть будь ты самым расталантливым! За примерами мне далеко ходить не надо. У моего внука есть способности к точным наукам. Он с серебряной медалью окончил физико-математический лицей, участник олимпиад... Но вот в институт поступить не смог. Несколько раз в течение прошлой зимы ездил в МГТУ им. Баумана на тестирование. Каждый раз слышал, что все нормально. Да и набранные им баллы были значительно выше, чем в предыдущем году. По действующему законодательству, результаты тестирования должны были сообщить не позднее 15 июля, с тем чтобы ребята могли сдавать экзамены на общих основаниях или поступать в другой институт. Сообщили только 25 июля, когда время уже было потеряно. Смею думать, сделано это было не без умысла, дабы поставить людей в безвыходное положение. Моему внуку было сказано: «Вы проходите, но на платной основе». А где эту «основу» взять его родителям — рабочему и лаборантке? Еще пример. Девочка из соседнего дома сдавала экзамены в МАИ. Сочинение написала на «отлично». Математику сдала на «отлично». Хорошо сдала и физику. Числилась даже в списках принятых. Но ей было заявлено то же самое, что и моему внуку: «Проходите, но на платной основе». Такое впечатление, что у вузовских руководителей и преподавателей главная забота сегодня — как бы и с кого бы побольше сорвать. К слову, когда мать моего внука ездила с ним в МГТУ, в коридорах родителями велись разговоры о том, сколько нужно «дать». Очевидно, не без причины. И это в одном из некогда лучших учебных заведений России! Я не хочу никому предъявлять обвинений. Пусть это делают те, кому положено. Но на размышления это наводит довольно невеселые... Есть у меня знакомая, которая работает в одном из известных московских институтов, так вот, по ее словам, даже чтобы получить место в студенческом общежитии, сегодня надо кому-то «дать». Есть, оказывается, и еще один легальный способ получить с абитуриентов деньги. При приеме предпочтение отдают тем, кто занимался в вузе на подготовительных курсах. А они платные! И есть все основания говорить то, о чем пишет автор статьи. «Я плачу. Меня принять обязаны!» Вот и выходит, что сегодня зачастую обеспеченные балбесы, то бишь новые варвары, попадают в институт, те же, кто может и хочет учиться, кто способен принести пользу обществу, остаются за бортом. Наверное, удивляться тут нечему. Если коррупция у нас проникла в правоохранительные органы, во властные структуры, даже в Госдуму, если открыто признается, что все продается и покупается, то почему бы не использовать для наживы и высшее образование? Однако страшно! Страшно за будущее России — талантливых ребят, оказавшихся ненужными и невостребованными...
А.ХИЛЬКОВИЧ,
|